Главная О компании 1С: Предприятие 8 Законодательство
Поиск Форум бухгалтеров Узбекский словарь Контакты
1С: Предприятие 8
 
.:
.:
1С: Бухгалтерия 8
1С: Инструкция пользователя
1С: Торговля 8
 
 
Последние темы форума:
  
.: Требование камерального контроля
.: КОРПОРАТИВНАЯ ПЛАСТИКОВАЯ КАРТОЧКА
.: Дивиденды в Частном предприятии.
.: Как открыть новую точку для салона красоты?
.: 1UZ
.: наличные с банка на прочие (код 053)
.: Уменьшение арендуемой площады
.: Может ли ИП работать.......
.: E-factura
.: Приложение № 5 к Расчету ЕНП
.: Программа ведения бухучета на Excel и другие полезные файлы
.: возврат проданных материалов
.: Изъятие имущества из квартиры жены, где прописан должник по налогам
.: Если есть переплата за ЕНП, могу ли я в 3 квартале оплатить на эту сумму меньше?
.: Единый земельный налог
 
 
Кодексы РУз:
 
.:Налоговый
.:Административный
.:Административное судопроизводство
.:Бюджетный
.:Воздушный
.:Градостроительный
.:Гражданский
.:Гражданский процессуальный
.:Гражданский процессуальный 2018
.:Жилищный
.:Земельный
.:Семейный
.:Таможенный
.:Трудовой
.:Уголовный
.:Уголовно-исполнительный
.:Уголовно-процессуальный
.:Хозяйственный процессуальный
.:Экономический процессуальный
Классификаторы:
 
.: Классификатор стран мира
.: Классификатор таможенных платежей
.: Классификатор валют для таможенных целей
.: Классификатор условий поставки
.: Классификатор процедуры перемещения
.: Классификатор льгот... таможенных платежей
.: Классификация предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства
Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих
 
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
CAP / CIPA
 
.:
.:
.:
.:
.:
.:
.:
.:
О программе CAP / CIPA
Финансовый учёт 1
Финансовый учёт 2
Управленческий учёт 1
Управленческий учёт 2
Налоги и право
Финансовый менеджмент
Аудит
Национальные стандарты:
 
.:Бухгалтерского учета (НСБУ)
.:Налогового консультирования (НСНК)
.:Риэлторских услуг (НСРУ)
.:Оценки имущества (НСОИ)
.:Аудита (НСА)
Коды:
 
ОКОНХ КОПФ КФС ОКЭД
СООГУ ОКУВД ТН ВЭД 2007 ТН ВЭД 2012 Изменения в ТН ВЭД 2012 ТН ВЭД 2017
Узбекские пословицы:
 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я Ў Қ Ғ Ҳ
 

 


счетчики


 

 

Национальный стандарт оценки имущества РУз № 8
ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА В ЦЕЛЯХ ПРИВАТИЗАЦИИ

Приложение к Постановлению Госкомимущества от 06.10.2009 г. № 01/19-18/20,
зарегистрированному МЮ 28.10.2009 г. № 2025

Настоящий Национальный стандарт оценки имущества (НСОИ № 8) в соответствии с Законом РУз "Об оценочной деятельности" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 9, ст. 208), постановлением Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2008 года № ПП-843 "О дальнейшем совершенствовании деятельности оценочных организаций и повышении их ответственности за качество оказываемых услуг" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., № 18, ст. 145) определяет нормативное регулирование оценочной деятельности в Республике Узбекистан.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Целью НСОИ № 8 является установление норм и правил при определении стоимости объектов приватизации и отражении результатов оценки.

2. Основными задачами НСОИ № 8 являются:

обеспечение согласованности действий оценщиков путем использования стандартных понятий и правил оценки объектов приватизации;

определение процедур, призванных содействовать объективности и повышению качества оценки;

установление требований к исходной информации, содержанию отчета об оценке и изложению материала, исключающему неоднозначное толкование отчетов об оценке;

содействие формированию эффективной национальной системы оценки имущества.

ГЛАВА II. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3. В НСОИ № 8 используются следующие термины и определения:

аналог - сходный по основным экономическим, физическим и другим характеристикам объекту оценки другой объект, цена которого известна из сделки, состоявшейся при сходных условиях или из предложения, выдвинутого на конкурентном рынке;

дата оценки - дата, на которую определяется стоимость объекта оценки;

денежный поток - фактический или расчетный периодический доход, создаваемый поступлениями и затратами (расходами) при эксплуатации и (или) продаже имущества, приносящего доход;

дисконтирование - приведение будущих денежных потоков, ожидаемых от объекта оценки, в текущую стоимость с использованием соответствующей ставки дисконтирования;

допущения - предположения оценщика, считающиеся истинными. Допущения содержат факты, условия или ситуации, влияющие на объект оценки или подходы оценки, проверка и подтверждение которых невозможны;

износ (обесценение) - потеря стоимости имущества под действием различных причин, среди которых выделяют физический износ, функциональное и внешнее (экономическое) обесценение;

капитализация - преобразование поступлений, ожидаемых от объекта оценки в его текущую стоимость;

контрольная доля - участие в собственности (доля в уставном фонде предприятия), обеспечивающее ее владельцу контроль над предприятием;

мультипликатор - коэффициент, показывающий соотношение между ценой или иной стоимостной основой предприятия и финансовым, производственным или вещественным показателем, характеризующим его деятельность;

ограничительные условия - ограничения, налагаемые на оценку законодательством, заказчиком или оценщиком;

риск - вероятность недостижения прогнозируемых результатов или любое отклонение от них, способные оказать влияние на стоимость объекта оценки;

специализированное имущество - имущество, которое в силу своей специфики (вызванной характером этого имущества или его структурой, особенностями конфигурации, размером, месторасположением и др.) имеет ограниченную сферу использования;

ставка дисконтирования - ставка отдачи, используемая для преобразования будущих денежных поступлений в текущую стоимость;

ставка капитализации - делитель, как правило, выраженный в процентном отношении, используемый для преобразования величины дохода за определенный период в стоимость.

ГЛАВА III. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

4. Объектами оценки в целях приватизации (далее - объект оценки) являются:

государственные унитарные предприятия или государственные учреждения как имущественные комплексы (далее - предприятия);

недвижимое и движимое имущество, находящееся в собственности государства;

ценные бумаги, принадлежащие государству;

доли и имущественные паи, принадлежащие государству в уставных фондах юридических лиц;

нематериальные активы, принадлежащие государству.

5. НСОИ № 8 предназначен для оценочных организаций, оценщиков и заказчиков оценочных услуг и подлежит обязательному применению при оказании услуг по оценке стоимости объектов оценки в целях приватизации и проверки достоверности отчетов об оценке приватизируемого имущества.

6. НСОИ № 8 не распространяется на оценку стоимости:

объектов оценки, реализуемых в рамках процедур банкротства;

приватизируемого государственного жилищного фонда;

воздушного и водного типов транспортных средств;

нематериальных активов, подлежащих приватизации в качестве обособленных объектов оценки.

7. Стоимость объекта оценки, определенная в соответствии с НСОИ № 8, является рекомендуемой для назначения начальной цены объекта приватизации. Цена, установленная в случае состоявшейся сделки при приватизации, может отличаться от стоимости, определенной при проведении оценки.

8. При применении НСОИ № 8 следует руководствоваться Методическими указаниями, приведенными в приложении к настоящему НСОИ № 8.

ГЛАВА IV. ВЗАИМОСВЯЗЬ СО СТАНДАРТАМИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

9. Определение термина "износ" в оценочной практике необходимо отличать по смыслу от подобного термина, используемого в бухгалтерском учете (амортизационные начисления). В связи с этим термины "износ" или "начисленный износ" оценщики должны использовать в соответствии с общими принципами и понятиями оценки, отраженными в Национальном стандарте оценки имущества Республики Узбекистан (НСОИ № 1) (рег. № 1604 от 24.07.2006 г.) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 30, ст. 302).

Определения "основные средства", "товарно-материальные запасы", "нематериальные активы", "первоначальная стоимость", "текущая стоимость", "остаточная (балансовая) стоимость" следует понимать так же, как они используются в бухгалтерском учете.

10. Основное различие НСОИ с документами финансовой отчетности заключается в том, что денежное выражение стоимости, применяемой при оценке объекта оценки, является не историческим фактом, а оценкой полезности объекта в конкретный момент времени в соответствии с выбранным видом стоимости. Эта оценка стоимости может отличаться от стоимости, отраженной в финансовой отчетности.

ГЛАВА V. ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА

§ 1. Определение задания на оценку и заключение договора об оценке объекта оценки

12. Задание на оценку составляется заказчиком совместно с оценочной организацией и оформляется как приложение к договору об оценке объекта оценки. Задание на оценку должно содержать:

наименование и описание объекта оценки;

дату оценки;

цель (цели) оценки и предполагаемое использование результатов оценки;

вид стоимости, соответствующий цели оценки;

ограничительные условия;

перечень исходной информации, которая должна быть представлена заказчиком или уполномоченным им лицом;

сроки проведения оценочных работ.

В зависимости от цели оценки и особенностей объекта оценки задание на оценку может содержать дополнительные условия.

13. При приватизации государственного имущества определяется рыночная стоимость объекта оценки, если иное не установлено решениями распорядителя объектов государственной собственности. В зависимости от целей оценки также наряду с рыночной может определяться стоимость, отличная от рыночной. В обстоятельствах, когда необходимо установление отличной от рыночной стоимости, причины применения и различия между определяемой и рыночной стоимостью должны быть раскрыты и описаны в отчете об оценке.

14. Вид определяемой стоимости должен быть установлен в задании на оценку и в последующем отражен и разъяснен в отчете об оценке.

§ 2. Идентификация объекта оценки

15. При идентификации объекта оценки оценщик устанавливает соответствие представленной документации фактическому состоянию объекта оценки и имущественных прав на него. Также проводится анализ возможных допущений и ограничительных условий, которые могут возникнуть в процессе оценки.

16. Идентификация объекта оценки осуществляется оценщиком на основе предоставленной заказчиком и (или) уполномоченным им лицом документации путем осмотра, обмера, фотографирования (при необходимости), изучения фактического наличия и состояния объекта оценки, его описания, включающего наименование объекта, его организационно-правовую форму, местоположение, физический состав, технические характеристики и другие сведения, отражающие специфические особенности объекта оценки.

17. При оценке акций, долей (паев) оценщик должен изучить их текущее состояние на соответствие документов, представленных заказчиком или уполномоченным им лицом, учредительным документам предприятия (эмитента) и данным уполномоченного депозитария ценных бумаг.

18. По согласованию с заказчиком идентификация объекта оценки (его составляющих) может носить ограниченный характер в связи со спецификой деятельности объекта оценки и (или) количеством единиц основных средств.

Ограниченный характер идентификации объекта оценки указывается в задании на оценку наряду с ограничительными условиями.

19. При выявлении фактов расхождения предоставленной документации и фактического состояния объекта оценки и имущественных прав на него оценщик обязан проинформировать об этом заказчика и (или) лицо, предоставившее документацию, и потребовать внесения в нее соответствующих корректировок.

В случае отказа заказчика и (или) лица, предоставившего документацию, привести ее в соответствие с требованиями оценщика или невозможности внесения в нее необходимых корректировок, оценщик может отказаться от проведения оценки или по согласованию с заказчиком осуществить оценку исходя из фактического состояния объекта оценки, отразив факт расхождения предоставленной документации и состояния объекта оценки в отчете об оценке.

§ 3. Сбор и анализ информации

20. Сбор и анализ информации включает в себя получение и изучение:

правоустанавливающих документов на объект оценки;

данных бухгалтерского учета и отчетности, относящихся к объекту оценки;

данных о структуре объекта оценки, составе оцениваемых прав и документов, подтверждающих данные права;

сведений об обременениях объекта оценки и сервитутах;

ограничений использования объекта оценки;

технических характеристик объекта оценки и его составных частей;

информации о состоянии и динамике рынка, к которому относится объект оценки;

другой информации.

При оценке предприятий (акций, долей, паев) дополнительно изучаются характеристики и планы развития предприятия (эмитента);

21. При оценке объектов оценки используется:

исходная информация, полученная от заказчика или уполномоченного им лица, а также информация, полученная оценщиком из данных бухгалтерского, первичного и статистического учета, заверенная подписью руководителя (балансодержателя, эмитента) объекта оценки и печатью;

информация, полученная от привлеченных к выполнению работ третьих лиц, заверенная их подписью;

информация, полученная от специализированных организаций (отраслевые, аналитические обзоры, обзоры фондового рынка), в том числе опубликованная в средствах массовой информации и сети Интернет;

другая информация (полученная по результатам опроса, интервью и других источников), при этом ответственность за использование данной информации возлагается на оценщика.

22. Исходной информацией при оценке объекта оценки, предоставляемой заказчиком или уполномоченным им лицом:

для приватизируемых предприятий (акций, долей, паев) являются:

действующий устав или учредительный договор юридического лица, выписка из реестра акционеров (справка реестродержателя);

информация о дочерних компаниях, правоустанавливающие и финансовые документы по ним;

данные бухгалтерского учета и отчетности, включающие в себя бухгалтерские балансы и отчеты о финансовых результатах за последние 3 года и на последнюю отчетную дату, расшифровки статей баланса;

перечень основных средств, нематериальных активов и долгосрочных вложений;

информация о незавершенном строительстве и неустановленном оборудовании;

план развития предприятия на срок не менее 5 лет;

документы, подтверждающие право землепользования на участок, в том числе данные о территориальных границах участка (копии геодезического плана или карты земельного участка с обозначением и описанием местоположения, решение об отводе земельного участка);

кадастровые документы на здания и сооружения;

сведения о наличии обременений и ограничений по использованию объекта оценки, в том числе о долгосрочной аренде (справка уполномоченного органа);

заключение аудитора на последний отчетный год (если проводилась аудиторская проверка);

для недвижимого имущества являются:

документы, подтверждающие право землепользования на участок, в том числе данные о территориальных границах участка (копии геодезического плана или карты земельного участка с обозначением и описанием местоположения, решение об отводе земельного участка);

кадастровые документы на здания и сооружения;

сведения о наличии сервитутов и долгосрочных договоров аренды (справка уполномоченного органа);

информация о количестве и техническом состоянии зданий и сооружений, зеленых насаждений, благоустройстве территории и инженерных коммуникаций;

сведения об имуществе, подлежащем оценке в составе объекта оценки;

первоначальная и остаточная (балансовая) стоимости имущества, подлежащего оценке;

информация о существующем использовании недвижимого имущества предприятием (эмитентом);

для машин и оборудования являются:

полное наименование объекта: марка, модель, серия;

завод (фирма)-изготовитель;

копии документов о приобретении, аренде или ином праве в отношении оцениваемого оборудования;

год выпуска и дата ввода в эксплуатацию;

технические характеристики объекта (согласно технической документации);

акты технического состояния объекта оценки;

инвентарный номер, первоначальная и остаточная (балансовая) стоимости на последнюю отчетную дату перед датой оценки;

сведения о консервации и ремонте (замена узлов, агрегатов, усовершенствование);

копия технического паспорта транспортного средства.

23. Помимо исходной информации оценщиком собирается и анализируется дополнительная информация о рисках, связанных с деятельностью предприятия, о котировках акций и изменениях курса акций оцениваемого предприятия и (или) предприятий отрасли, о распределении акций среди акционеров, о сделках с аналогичным имуществом, рыночным ставкам аренды на аналогичное имущество.

Характер и объем собираемой информации определяются оценщиком в зависимости от задания на оценку, особенностей объекта оценки и применения результатов оценки.

24. Используемая в процессе оценки информация должна быть достоверной и достаточной для определения оценщиком наиболее важных ценообразующих факторов.

Информация, предоставленная заказчиком или уполномоченным на то лицом (в том числе справки, таблицы, бухгалтерские балансы), а также собранная непосредственно самим оценщиком, считается достоверной в том случае, если она подписана руководителем и заверена печатью организации, предоставившей информацию.

25. Оценщик вправе отказаться от выполнения работ по оценке, если объем и качество предоставленной информации недостаточны для проведения оценки и подготовки отчета об оценке в соответствии с требованиями НСОИ № 8.

26. Вся информация и документы, которые стали доступными для оценщика при проведении оценки, должны использоваться в условиях конфиденциальности с учетом требований законодательства.

27. На основе собранной информации оценщиком осуществляется анализ рынка и отрасли, к которым относится объект оценки, в необходимых случаях анализ финансовой отчетности и ее корректировка. При этом скорректированная отчетность используется исключительно в целях, предусмотренных заданием на оценку.

§ 4. Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования объекта оценки

28. Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования проводится исключительно при оценке недвижимого имущества, выступающего как обособленный объект оценки.

29. Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования проводится для определения наиболее доходного и конкурентного использования объекта оценки.

30. В случае определения стоимости объекта оценки при существующем использовании (при приватизации объектов оценки с сохранением профиля деятельности) анализ наилучшего и наиболее эффективного использования объекта оценки не проводится.

31. Определение наилучшего и наиболее эффективного использования объекта оценки является результатом суждений и расчетов оценщика на основе его аналитических навыков и выражает его мнение, а не безусловный факт.

32. При определении варианта наилучшего и наиболее эффективного использования объекта используются следующие критерии анализа:

допустимость с точки зрения законодательства - характер предполагаемого использования не должен противоречить законодательству, ограничивающему действия собственника объекта оценки;

физическая возможность - наилучшее и наиболее эффективное использование объекта оценки;

финансовая целесообразность - использование объекта должно обеспечить доход собственнику объекта оценки;

максимальная продуктивность - наилучшее и наиболее эффективное использование подразумевает либо максимизацию чистого дохода собственника, либо достижение максимальной стоимости самого объекта оценки.

§ 5. Выбор, обоснование и применение подходов и методов оценки

33. При оценке стоимости объекта оценки в целях приватизации оценщиком используются доходный, затратный и сравнительный подходы. Невозможность или ограничение применения какого-либо из подходов должны быть обоснованы оценщиком в отчете об оценке.

34. При применении того или иного подхода оценщик использует один из установленных НСОИ № 8 методов оценки. Выбор наиболее приемлемого метода оценкиц осуществляется на основе суждения оценщика и определяется целью использования результатов оценки, видом определяемой стоимости, особенностями объекта оценки и источниками информации.

35. Доходный подход основывается на определении стоимости объекта оценки на основе текущей стоимости ожидаемых доходов от использования этого объекта. Оценка строится на прогнозировании будущих доходов, которые может получить покупатель от приобретения данного объекта.

36. В рамках доходного подхода применяют метод прямой капитализации или метод дисконтирования денежных потоков.

Оценка методами доходного подхода предполагает использование ставки дисконтирования и (или) ставки капитализации.

Размер ставки дисконтирования определяется как ставка рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан на дату оценки умноженная на коэффициент 1,5 (учитывающий надбавку за риск инвестирования в объект оценки).

В качестве ставки капитализации принимается ставка дисконтирования за минусом величины долгосрочных темпов роста денежного потока, принимаемая в размере 2%.

37. Метод прямой капитализации применяется для оценки действующих активов, когда предполагаются ежегодные равновеликие денежные потоки от использования объекта оценки.

Метод основан на преобразовании денежного потока, полученного от использования объекта оценки за год в стоимость с использованием ставки капитализации.

38. Метод дисконтирования денежных потоков применяется при оценке объектов с нестабильными денежными потоками и основывается на предположении, что будущие денежные потоки могут существенно отличаться от текущих.

Данный метод предусматривает составление прогноза будущих доходов, оценку риска, связанного с получением доходов, определение времени получения доходов.

При определении будущих доходов ожидаемый срок деятельности предприятия делится на два периода. На первый период, называемый прогнозным, составляется детальный погодовой прогноз денежных поступлений. Предполагается, что по истечении прогнозного периода предприятие должно достичь равновесного состояния, при котором темпы роста денежных поступлений в целом будут оставаться стабильными и предсказуемыми (постпрогнозный период).

39. Сравнительный подход основан на сравнении рыночных цен купли-продажи и (или) в случае их отсутствия цен предложений с учетом соответствующих корректировок сопоставимого (аналогичного) объекта с объектом оценки.

Основными критериями выбора аналогов являются сходные с объектом оценки физические и экономические характеристики, отношение аналога к тому же сегменту рынка и (или) отрасли, что и объект оценки, аналогичное использование объекта оценки и аналога.

40. При оценке стоимости объекта оценки сравнительным подходом применяются: метод рынка капитала (метод компании-аналога), метод сделок, метод рыночных сравнений, метод предыдущих сделок с объектом оценки и метод прямого сравнения с аналогом (для оценки стоимости машин, оборудования и транспортных средств).

41. Метод рынка капитала (метод компании-аналога) предполагает использование в качестве базы для сравнения известную цену купли-продажи, сложившуюся на рынке. Метод применяется преимущественно для оценки пакетов акций и долей, не являющихся контрольными.

42. Метод сделок основан на информации о ценах, как контрольного пакета акций (долей, паев), так и предприятия в целом. Метод используется при оценке контрольных пакетов акций (долей, паев) или предприятий.

43. Метод рыночных сравнений основан на анализе рыночных цен сделок или цен предложений по продаже недвижимого имущества, сопоставимого с оцениваемым по физическим и экономическим характеристикам. Метод базируется на принципе "спроса и предложения", в соответствии с которым цена на объект определяется в результате взаимодействия спроса и предложения на аналог в данном месте, в данное время и на данном рынке.

44. При применении метода предыдущих сделок с объектом оценки источником информации являются данные о ценах ранее совершенных сделок с объектом оценки. При этом оценщик осуществляет корректировки с учетом фактора времени, а также изменений обстоятельств в экономическом и отраслевом окружении.

45. Метод прямого сравнения с аналогом основан на использовании преимущественно рыночной информации по аналогичным объектам сравнения, а также информации по точным копиям объекта оценки. Метод предусматривает внесение корректировок в цены аналогов с учетом их месторасположения и даты сделки.

46. Использование методов сравнительного подхода предполагает наличие информации о ценах и датах сделок, физических и экономических характеристиках аналогичных объектов, местоположению, исполнению, однородности выпускаемой продукции и других характеристиках аналогичных объектов. В той мере, в какой оцениваемый объект отличается от аналогичного, в цену последнего вносятся поправки с тем, чтобы определить по какой цене мог быть продан аналог, если бы он обладал теми же характеристиками, что и объект оценки.

47. Оценка методами сравнительного подхода основана на использовании мультипликаторов, которые рассчитываются по всем аналогам и используются как множитель к одному и тому же показателю.

48. В целях НСОИ № 8 используются два типа мультипликаторов: интервальные и моментные. Выбор примененного мультипликатора должен быть обоснован оценщиком в отчете об оценке.

49. Затратный подход основан на определении затрат, необходимых для воссоздания либо замещения объекта оценки с учетом обесценивания за счет накопленного износа или понесенных издержек (обязательств).

Применение затратного подхода в качестве единственного подхода к оценке доходного объекта не допускается.

50. Основным методом затратного подхода к оценке приватизируемого предприятия (акций, долей, паев) является метод чистых активов. В отдельных случаях, при наличии решения распорядителя объектов государственной собственности о приватизации имущества (структурных единиц) ликвидируемого предприятия, при применении затратного подхода к оценке объекта приватизации может быть использован метод ликвидационной стоимости.

51. При применении метода чистых активов в состав оцениваемого имущества включаются:

основные средства, числящиеся на балансе предприятия и выявленные в результате инвентаризации, проведенной в рамках установленных законодательством приватизационных процедур, независимо от их технического состояния, как действующие (включая объекты, временно находящиеся на капитальном ремонте и модернизации, объекты незавершенного строительства), так и находящиеся на консервации, в запасе или резерве (неустановленное оборудование), производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения и другие виды основных средств, а также переданные в пользование, аренду другим предприятиям и организациям;

право пользования земельными участками (при их наличии), на которых расположено приватизируемое предприятие (здания, сооружения, объекты), и на отведенные земельные участки, необходимые для деятельности предприятия;

другие долгосрочные активы, включая нематериальные активы;

текущие активы;

прочие активы.

52. Оценка имущества осуществляется в следующем порядке:

а) определяется восстановительная стоимость:

недвижимого имущества (зданий и сооружений) на базе проектно-сметной документации или укрупненных нормативов восстановительной стоимости зданий и сооружений или применения коэффициентов удорожания стоимости основных фондов по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике с даты последней переоценки основных фондов по решению Правительства на дату оценки;

машин, оборудования и транспортных средств (за исключением воздушных и водных) на базе затрат на замещение или затрат на воссоздание точной копии или применения коэффициентов удорожания стоимости основных фондов по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике с даты последней переоценки основных фондов по решению Правительства на дату оценки;

остальных основных средств путем дооценки их первоначальной балансовой стоимости до стоимости, соответствующей ценам заводов-изготовителей, прейскурантов, прайс-листов или применения коэффициентов удорожания стоимости основных фондов по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике с даты последней переоценки основных фондов по решению Правительства на дату оценки;

незавершенного строительства и неустановленного оборудования в таком же порядке, как и оценка недвижимого имущества (зданий и сооружении) и машин, оборудования и транспортных средств соответственно или путем применения коэффициентов удорожания стоимости основных фондов по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике с даты последней переоценки основных фондов по решению Правительства на дату оценки;

б) определяется величина износа:

для недвижимого имущества - накопленный (совокупный) износ (физический, функциональный и внешний);

для машин, оборудования и транспортных средств - физический износ;

для остальных основных средств - физический износ или нормативный (принятый по балансу) износ;

для незавершенного строительства и неустановленного оборудования износ не начисляется.

При этом определенная оценщиком, по каждому основному средству, величина износа не может быть выше размера нормативного износа, определенного бухгалтерией предприятия и отраженного на балансе предприятия;

в) по основным средствам, имеющим балансовую остаточную стоимость менее 10%, при оценке включается стоимость в размере 10% от восстановительной стоимости основных средств;

г) объекты интеллектуальной собственности оцениваются в соответствии с Положением о порядке оценки интеллектуальной собственности (рег. № 1953 от 08.05.2009 г.) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2009 г., № 19-20, ст. 241);

д) оценка стоимости долгосрочных инвестиций осуществляется по рыночной стоимости в установленном порядке;

е) оценка стоимости инвентаря и хозяйственных принадлежностей, относящихся к товарно-материальным запасам, производится в действующих оптовых или розничных ценах (не выше рыночных) или путем применения к балансовой стоимости инвентаря и хозяйственных принадлежностей (максимального) коэффициента ежегодной переоценки основных фондов по группе "производственный и хозяйственный инвентарь" по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике;

ж) стоимость остальных долгосрочных и текущих активов, а также обязательства предприятия устанавливаются по балансовой стоимости на основе данных последнего (на дату оценки) отчетного бухгалтерского баланса предприятия.

В случае если бухгалтерский баланс составляется предприятием с периодичностью один раз в год и дата оценки отстает от даты его составления более чем на три месяца, то в качестве основы для расчетов принимается промежуточный баланс по итогам последнего (перед датой оценки) квартала.

53. При оценке стоимости основных средств их стоимость, определенная по результатам оценки, не должна быть меньше балансовой остаточной стоимости, определенной бухгалтерией предприятия и отраженной на балансе предприятия.

54. В случаях, если объектом оценки является доля участия в предприятиях (пакеты акций, доли, паи), оценка стоимости основных средств балансодержателя (эмитента) осуществляется в аналогичном порядке.

Если объектом оценки является не дающая полномочия контроля доля участия в предприятии 5% и менее от размера уставного фонда, то допускается оценка стоимости всех основных средств балансодержателя (эмитента) с применением коэффициентов удорожания стоимости основных фондов по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике с даты последней переоценки основных фондов по решению Правительства на дату оценки.

§ 6. Согласование результатов, примененных подходов оценки и расчет итоговой стоимости объекта оценки

55. Для расчета итоговой стоимости объекта оценки оценщик осуществляет согласование (взвешивание) результатов, примененных подходов оценки.

56. В процессе согласования оценщик должен количественно отразить соотношение достоинств и недостатков каждого подхода на основе анализа всех факторов, в том числе принятых допущений и ограничений, степень их влияния на итоговый результат оценки путем анализа весовых коэффициентов, присваиваемых результатам, полученным при применении различных подходов.

57. При наличии существенного (более 30%) расхождения результатов оценки объекта оценки, полученных по итогам расчетов различными подходами, от максимального результата оценки, проводится анализ причин данного расхождения, который отражается в отчете об оценке, и для согласования выбираются наиболее достоверные, по мнению оценщика, результаты.

58. При расчете итоговой стоимости объекта оценки все сделанные оценщиком суждения и допущения должны быть обоснованы.

59. Итоговая стоимость объекта оценки, отраженная в отчете об оценке после согласования результатов примененных подходов оценки, должна быть представлена в виде единой величины.

§ 7. Составление отчета об оценке

60. Документальным подтверждением исполнения оценочной организацией своих обязанностей по определению стоимости объекта оценки является составленный в письменной форме отчет об оценке.

61. В отчете об оценке описывается объект оценки, содержится собранная информация, этапы проведенного анализа и расчеты, обоснование полученных результатов, итоговая стоимость объекта оценки, подтверждение базы оценки, цель оценки, а также все допущения и ограничительные условия, обеспечивающие полное и однозначное толкование результатов оценки.

Состав представленных в отчете об оценке исходных данных и последовательность изложения процесса проведенной оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости объекта оценки и привести к аналогичным результатам.

62. Отчет должен содержать исключительно информацию и сведения, использованные при расчетах и анализе в процессе оценки.

Информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, должна сопровождаться ссылками на источник информации.

63. Отчет об оценке должен содержать следующие структурные элементы:

титульный лист;

оглавление;

обобщающую часть (сопроводительное письмо);

перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов;

введение;

основную часть;

заключение;

список использованных источников;

приложения.

64. Отчет об оценке должен быть пронумерован и подписан оценщиком (оценщиками) постранично, прошит, а также скреплен печатью и подписью руководителя оценочной организации, с которой заказчик оценки заключил договор.

65. В приложении к отчету об оценке должны содержаться копии документов, используемых оценщиком и устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки, в том числе правоустанавливающие документы, а также документы технической инвентаризации и другие необходимые документы. Если это определено заданием на оценку, обязательным является наличие фотографий объекта оценки, отражающих существующее его состояние на дату оценки.

В приложении также должны быть приведены копии лицензии оценочной организации, квалификационных сертификатов оценщиков и полиса страхования гражданской ответственности.

66. Оценочная организация несет ответственность за результаты оценки, отраженные в отчете об оценке в соответствии с законодательством.

Оценочная организация не несет ответственности за убытки либо за признанную судом недостоверную стоимость объекта оценки, указанную в отчете об оценке, если они явились следствием представления заказчиком оценки или третьими лицами недостоверной информации.

ГЛАВА VI. ТРЕБОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ

67. Раскрытие в отчете об оценке информации, использованной в процессе оценки, должно быть осуществлено таким образом, чтобы пользователи отчета об оценке могли понять логику процесса оценки и предпринятые оценщиком меры для установления стоимости объекта оценки.

68. Раскрытию подлежит вся примененная в процессе оценки информация, за исключением информации, носящей конфиденциальный характер. Конфиденциальная информация раскрывается оценщиком исключительно по согласованию с заказчиком и (или) лицами, предоставившими такую информацию или по соответствующему решению суда. Степень конфиденциальности используемой информации определяется заказчиком и (или) лицами, предоставляющими такую информацию или имеющими к ней непосредственное отношение.

69. В отчете об оценке раскрываются все лежащие в основе допущения и ограничительные условия, а также любые требования относительно раскрытия информации.

В отчет об оценке также необходимо включить заявление оценщика о соблюдении настоящего Стандарта и других принятых стандартов оценки имущества, раскрыть любое отступление от требований стандартов и привести объяснение такого отступления.

70. Итоговая стоимость объекта оценки, указанная в отчете об оценке, составленном в соответствии с требованиями НСОИ № 8, может использоваться для целей приватизации, если с даты составления отчета об оценке до даты назначения начальной цены объекта оценки в целях его приватизации прошло не более 6 месяцев.

В случае проведения оценки на ретроспективную дату (не соответствующую дате проведения оценки) заключение о стоимости объекта оценки действительно только на дату проведения оценки.

ГЛАВА VII. УСЛОВИЯ ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ СТАНДАРТА

71. В случаях, когда нормативные положения или решения распорядителей объектов государственной собственности не позволяют оценщику частично или полностью соблюдать требования НСОИ № 8, оценщик должен применить подходящие расчеты по определению стоимости и соответствующие процедуры оценки. При этом в отчете об оценке наряду с указанием и определением стоимости, подлежащей установлению, необходимо аргументировать и обосновать причины отступления от требований НСОИ № 8.

Приложение: Методические указания по применению НСОИ № 8 "Оценка стоимости имущества в целях приватизации"

 

Все стандарты | НСОИ 1 | НСОИ 2 | НСОИ 3 | НСОИ 4 | НСОИ 5 | НСОИ 6 | НСОИ 7 | НСОИ 8 | НСОИ 9 | НСОИ 10 | НСОИ 11 | НСОИ 12 | НСОИ 13


Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus