ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА БУХГАЛТЕРОВ
По сравнению с представителями других профессий для бухгалтеров понятие
профессиональной этики является особо важным. Профессиональные организации,
объединяющие профессиональных бухгалтеров, играют важную роль в создании и распространении стандартов бухгалтерской этики.
Ключевые правила
Профессиональные организации бухгалтеров существуют во многих странах мира:
США, Канаде, Австралии, Японии и Великобритании. Каждая из перечисленных
организаций обучает и экзаменует бухгалтеров на право получение сертификата.
Например, в Institute of Management Accountants (IMA) — крупнейшей
ассоциации бухгалтеров в США — действует программа, при прохождении которой
бухгалтеры получают сертификат Certified Management Accountant (CMA),
свидетельствующий, в свою очередь, о достаточной компетенции бухгалтера в данной
области и о соответствии его знаний требованиям IMA.
Ассоциацией IMA были выпущены стандарты этики для бухгалтеров,
специализирующихся в области управленческого учета. В табл. 1.1 представлены
ключевые принципы IMA, относящиеся к компетенции,
конфиденциальности, честности и объективности бухгалтеров предприятий. Помимо
этого, IMA предоставляет своим членам возможность пользования горячей
телефонной линией, позвонив по которой, они могут получить совет опытного
специалиста-консультанта в области действующих стандартов профессиональной
этики. Конфиденциальность информации гарантируется.
Таблица 1.1 Стандарты профессиональной этики бухгалтеров,
специализирующихся в области управленческого учета
Специалисты, занимающиеся управленческим учетом и финансовым
менеджментом, перед лицом своих клиентов и своей фирмы обязаны соблюдать
стандарты профессиональной этики. IMA были опубликованы
стандарты поведения в данной области, касающиеся компетенции,
конфиденциальности, честности и объективности должностных лиц,
работающих в данной сфере. |
КОМПЕТЕНЦИЯ Специалисты, занимающие управленческим учетом и
финансовым менеджментом, обязаны:
- достичь необходимого уровня профессиональной компетенции путем
постоянного повышения квалификации;
- выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с
действующими законами, правилами и стандартами;
- формировать полные и четко оформленные заключения и
рекомендации после проведенного анализа соответствующей информации.
|
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ Специалисты, занимающие управленческим
учетом и финансовым менеджментом, обязаны:
- не раскрывать конфиденциальную информацию, полученную в
процессе выполнения работы, за исключением случаев, требуемых законом;
- информировать подчиненных относительно конфиденциальности
информации, полученной ими в процессе выполнения своей работы, и следить
за соблюдением ими конфиденциальности полученной информации;
- воздерживаться от использования конфиденциальной информации
для неэтичных или незаконных целей как персонально, так и через третьих
лиц.
|
ЧЕСТНОСТЬ Специалисты, занимающие управленческим учетом и
финансовым менеджментом, обязаны;
- избегать фактических или возможных конфликтов интересов;
- воздерживаться от осуществления любого вида деятельности,
которая может нанести ущерб их способности выполнять свои обязанности в
рамках профессиональной этики;
- отказываться от любых подарков, гостеприимства и т. д., т. е.
от того, что может оказать влияние на их последующие действия;
- признавать профессиональные ограничения и другие сдерживающие
факторы, несоблюдение которых может принести вред эффективной
деятельности организации;
- сообщать и передавать как благоприятную, так и неблагоприятную
информацию, а также оценки и мнения профессионалов;
- воздерживаться от непосредственного участия в деятельности или
от поддержки деятельности, которая может дискредитировать их профессию.
|
ОБЪЕКТИВНОСТЬ Специалисты, занимающие управленческим учетом и
финансовым менеджментом, обязаны:
- формировать и передавать достоверную и объективную информацию;
- полностью раскрывать всю соответствующую информацию,
необходимую для более полного понимания пользователем представленных
отчетов, комментариев и рекомендаций.
|
Типичные проблемы
В процессе своей деятельности бухгалтеры часто сталкиваются с различными
проблемами, касающимися соблюдения ими правил профессиональной этики. Рассмотрим
два примера:
♦ Пример 1. Бухгалтер организации владеет информацией, что
подразделение, занимающееся разработкой программного обеспечения, работает
неэффективно и приносит фирме лишь убытки. Бухгалтер также в курсе того, что это
явилось результатом ошибок в руководстве. Руководитель подразделения упорно
доказывает, что новый продукт займет лидирующее положение на рынке, однако не
может привести убедительные аргументы в свою пользу. Последние два продукта,
выпущенные подразделением, не имели успеха на рынке. У главного бухгалтера много
друзей в данном подразделении, и он не желает конфликта с его руководителем.
♦ Пример 2. Поставщик упаковочных материалов при заключении
нового контракта предлагает бухгалтеру компании, осуществляющей закупку
материалов, полностью оплаченный уик-энд в клубе для игры в боулинг.
Вручая приглашение, поставщик не упоминает о заключаемом контракте. Отметим, что
бухгалтер не является другом поставщика. Владеющий определенной информацией
бухгалтер опасается, что, вручив приглашение, поставщик захочет узнать
информацию относительно цен конкурентов па аналогичные заказы.
В каждом из этих примеров бухгалтер сталкивается с проблемой соблюдения им
правил профессиональной этики. В первом случае речь идет о компетенции,
объективности и честности. Бухгалтеру следует сделать запрос о предоставлении
руководителем подразделения убедительных доказательств жизнеспособности нового
продукта на рынке. Во втором примере имеют место такие понятия, как
конфиденциальность и честность. Нарушение правил этики не всегда очевидно. В
данном случае, например, поставщик возможно и не имел каких-то скрытых
намерений, предлагая бухгалтеру оплаченный уик-энд. Однако в большинстве
компаний тем не менее в любом случае запрещается служащим принимать какие-либо
подарки от своих контрагентов. В табл. 1.2 представлено руководство IMA
по разрешению этических конфликтов на предприятии. Во втором примере
бухгалтеру следовало бы обсудить приглашение поставщика с главным бухгалтером
организации, и, возможно, это приглашение получило бы официальный статус и было
бы принято.
Таблица 1.2 Разрешение этических конфликтов
При применении стандартов этичного поведения специалисты, занимающиеся
управленческим учетом и финансовым менеджментом, зачастую сталкиваются с
проблемами идентификации неэтичного поведения, а также разрешения
конфликтов, уже возникших в связи с несоблюдением правил профессиональной
этики. Столкнувшись с подобной проблемой, специалистам следует обратиться к
установленной политике организации, направленной на разрешение таких
конфликтов. Если же политика организации не дает ответа на этот вопрос,
рекомендуем рассмотреть следующие варианты действий:
- обсудить
проблему с непосредственным вышестоящим лицом за исключением случаев, когда
это лицо также вовлечено в конфликт. В данном случае обращаться необходимо
на более высокий уровень управления. К разрешению конфликта могут быть
привлечены такие структуры, как аудиторская комиссия, совет директоров,
собственники компании и др. Необходимо заметить, что вышестоящее лицо,
участвующее в конфликте, должно быть в курсе подобных действий;
- провести конфиденциальное обсуждение данного вопроса с объективным
консультантом (например, специалистом-консультантом IMA) для
достижения наилучшего понимания хода дальнейших действий;
- проконсультироваться со своим личным адвокатом по поводу своих
законных прав и обязанностей, появляющихся в связи с возникшим конфликтом;
- в случае если все внутренние ресурсы разрешения конфликта
исчерпаны, а конфликт остается, возможен отказ от должности и предоставление
меморандума соответствующему представителю организации, а также
предоставление информации внешней стороне.
|
Многие профессиональные организации бухгалтеров занимаются вопросами этики и
этичного поведения. Разрабатываемые ими положения включают в себя многое из
того, что обсуждается и разрабатывается IMA. Например, Chartered
Institute of Management Accountants (США) в Великобритании выделяет
аналогичные четыре правила, представленные в табл. 1.1, — компетенцию,
конфиденциальность, честность и объективность. |