Главная О компании 1С: Предприятие 8 Законодательство
Поиск Форум бухгалтеров Узбекский словарь Контакты
1С: Предприятие 8
 
.:
.:
1С: Бухгалтерия 8
1С: Инструкция пользователя
1С: Торговля 8
 
 
Последние темы форума:
  
.: Кишлок курилиш инвест субподрядчиклар учун имтиёз мавжудми
.: Вопрос принципа!
.: Талабнома - начислить и оплатит ЕНП от суммы убытка за 2017 год
.: Отчет на иностранного лица в налоговую
.: Требуется помощник бухгалтера
.: Продажа ОС
.: Реализация ОС
.: Какая документация нужна для производства и продажи полуфабрикатов?
.: декретный отпуск
.: Понятие валовой выручки для плательщика ЕНП
.: Можно ли ЧП вообще не вести бух учет? Только сдавать квартальные отчеты, баланс
.: НДС
.: База 1С 8.2, 8.3
.: Расходы организаций на упрощенке
.: Продажа доли в ООО за бОльшую сумму
 
 
Кодексы РУз:
 
.:Налоговый
.:Административный
.:Административное судопроизводство
.:Бюджетный
.:Воздушный
.:Градостроительный
.:Гражданский
.:Гражданский процессуальный
.:Гражданский процессуальный 2018
.:Жилищный
.:Земельный
.:Семейный
.:Таможенный
.:Трудовой
.:Уголовный
.:Уголовно-исполнительный
.:Уголовно-процессуальный
.:Хозяйственный процессуальный
.:Экономический процессуальный
Классификаторы:
 
.: Классификатор стран мира
.: Классификатор таможенных платежей
.: Классификатор валют для таможенных целей
.: Классификатор условий поставки
.: Классификатор процедуры перемещения
.: Классификатор льгот... таможенных платежей
.: Классификация предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства
Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих
 
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
CAP / CIPA
 
.:
.:
.:
.:
.:
.:
.:
.:
О программе CAP / CIPA
Финансовый учёт 1
Финансовый учёт 2
Управленческий учёт 1
Управленческий учёт 2
Налоги и право
Финансовый менеджмент
Аудит
Национальные стандарты:
 
.:Бухгалтерского учета (НСБУ)
.:Налогового консультирования (НСНК)
.:Риэлторских услуг (НСРУ)
.:Оценки имущества (НСОИ)
.:Аудита (НСА)
Коды:
 
ОКОНХ КОПФ КФС ОКЭД
СООГУ ОКУВД ТН ВЭД 2007 ТН ВЭД 2012 Изменения в ТН ВЭД 2012 ТН ВЭД 2017
Узбекские пословицы:
 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я Ў Қ Ғ Ҳ
 

 


счетчики


 

 

БЮДЖЕТЫ, ПЛАНЫ, СМЕТЫ…

При упоминании слова "бюджет" у большинства возникает стойкая ассоциация с государственной казной и налогами – это последствия переходного этапа экономического мышления. В господствовавшие в умах еще совсем недавно времена экономического либерализма считалось почти кощунственным упоминать какое-либо планирование. Рыночная экономика свободна по определению и этим все сказано.

Однако, реальность "образцовой" западной экономики говорит совсем о другом: планировали и планируют не только государства и не только бывшие соцстраны, но и крупные транснациональные корпорации, национальные компании и мелкие фирмы.

Наверное, самым близким примером, где от Вас требуется умение планировать – это представление бизнес-плана при получении кредита. Само собой понятно, зачем нужен банку ваш бизнес-план: никто не даст Вам денег взаймы просто так под что-то неопределенное. Банку или кредитору нужны какие-то представления о Вашем бизнесе и его будущем чтобы определить вероятность того, что Ваше дело будет успешным, и Вы заработаете достаточно прибыли, чтобы вернуть кредит и проценты.

А Вы никогда не задумывались над вопросом: а мне самому это интересно? Вот здесь обнаруживается самое главное. К большому сожалению, такой подход уже стал нормой – главное получить кредит, а там будет видно. И проблема даже не в том, что бизнес-идея безнадежна, напротив, идея может быть просто замечательной (и даже из разряда ноу-хау), и проблема не в том, что банк запросил невыгодную схему погашения и высокий процент, наоборот, сейчас можно найти сотни приемлемых вариантов (в том числе и предусматривающих льготное кредитование) у десятков банков. Проблема в большинстве случаев кроется в нас самих.

Бывает, например, так: взяли кредит, купили оборудование, закупили сырье, выпускаем продукцию, а покупателей нет – сезон прошел (или не наступил). А кредит и проценты ежеквартально погашать надо. Кто виноват? Банк? Нет, Вы. А кто Вам мешал хотя бы примерно оценить рынок, просчитать возможных покупателей, их потребности и возможности и договориться с банком на выгодную схему платежей?

В конечном итоге, вопрос "Что будет завтра?" касается именно Вас, а не банка, налоговую и государство. Разве Вам безразлична судьба собственного бизнеса? Думаю, нет.

С чего начинается бюджетирование (budgeting) в компаниях?

"Первоначально в управлении малым предприятием доминирует личное наблюдение. Руководитель смотрит, выслушивает, изучает и делает выводы о входящих и исходящих потоках, о поведении персонала.

На следующем этапе начинают привлекаться отчетные данные, например, для анализа доходов и расходов. Для оперативного управления из учетных записей можно извлечь информацию об объеме продаж, снабжении, денежных ресурсах, запасах материальных ценностей, дебиторской и кредиторской задолженности. Сравнительный анализ, особенно по ряду лет, помогает оценить деятельность подразделений и наметить пути ее совершенствования.

Следующий этап - бюджетирование. У менеджера возникает потребность сравнить отчетные данные текущего года с плановыми, он формирует систему бюджетирования. Такие системы помогают расширить и прояснить новые горизонты, предсказать и избежать неудачи. Без них многие менеджеры могут попадать из одной кризисной ситуации в другую." (из книги Ч. Хорнгрена, Дж. Фостера "Бухгалтерский учет: Управленческий аспект").

Но возникает вопрос: "Ну хорошо, напишу я красивый план на год, все просчитаю, а тут раз, и налоги подняли, пошлины повысили и еще бог знает что произошло, и кому теперь нужен этот план?" Вопрос резонный. Но… Плохой план лучше, чем никакого. Если Вам удастся в плане предусмотреть ХОТЬ ЧТО-ТО это уже достижение. Значит, Вы не были застигнуты врасплох хотя бы той же выплатой по кредиту, а это уже немаловажно.

Дальше – больше. Даже в том случае, если на первый взгляд в компании все идет как надо – продажи увеличиваются, прибыль растет, персонал доволен повышением зарплаты – это только с первого взгляда. А кто Вам скажет, что так будет всегда? Или хотя бы еще год? Никто. Тем более в век жестокой конкуренции, когда уже завтра радужные надежды могут обернуться элементарным выживанием. Компания, которая не видит себя хотя бы в среднесрочной перспективе (3-5 лет) очень скоро может столкнуться с серьезными проблемами: отказал в поставках основной поставщик, оборудование безнадежно устарело, рынок заполонили конкуренты и т.д. Может ли бюджетирование решить все эти проблемы? Ответ: нет. В бизнесе всегда будет риск, на то он и бизнес. Но бюджетирование поможет ПРЕДУСМОТРЕТЬ, ОЦЕНИТЬ и ОСОЗНАТЬ ситуацию, в которой в очень скором времени может оказаться Ваша компания. А действовать – это уже Ваша прерогатива. Ни одна система или компьютерная программа не сможет заменить Вас, как человека, принимающего решения. Но правильно подобранная и настроенная система бюджетирования предоставит Вам в НУЖНЫЙ МОМЕНТ информацию, обладая которой у Вас будет возможность что-то изменить, ДО ТОГО как это произошло, а не после.

Прогнозировать начинают обычно с объема продаж. И здесь уже обнаруживаются весьма интересные вещи. Допустим Ваш отдел маркетинга провел исследование и выяснил, что если уменьшить цену реализации каких-то продуктов на 5%, то продажи могут возрасти на 10%. Прекрасно. Сопоставив потери от снижения цены и увеличение от новых продаж, Вы пришли к выводу, что снижать цены выгодно. Но позволят ли Вам мощности и оборотный капитал? Вполне возможно, что необходимо будет брать кредит, или ограничивать выплату дивидендов. А будет ли эта выгода долгосрочной или сезонной? В любом случае, Вы должны будете ПРЕДУСМОТРЕТЬ движение денежных потоков, ведь теперь у Вас будет поступать больше средств, но и поставщикам нужно платить больше и вовремя, и не забываем о кредите. Необходима СИСТЕМА, которая все это будет учитывать и сообщать об отклонениях от плана. Вот это и есть бюджетирование.

Ну а затраты. Откуда Вы знаете, эффективно ли тратят средства менеджеры подразделений Вашей компании? Много ли или мало нужно для поддержания текущего уровня продаж и в случае увеличения его, скажем, на 15%? Сможет ли Ваша бухгалтерия ответить на эти вопросы? Сомневаюсь. И здесь также бюджетирование предоставляет мощный инструмент оценки и воздействия на менеджеров (недаром введение системы бюджетирования на первых порах встречает сильное сопротивление со стороны персонала, но это тема отдельной статьи). Более того, бюджеты дают понять менеджерам, что делать на уровне "лучше, чем в прошлом году" – этого уже недостаточно. Цели должны быть выполнены, конечно, при этом они должны быть выполнимыми.

И последнее, бюджетирование – это во многом творческий процесс. У руководителей открываются глаза на новые горизонты и возможности уже только благодаря самому процессу подготовки плана. Компании могут осознать себя и свое место на рынке когда начинают планировать свою деятельность. Проблема в том, с чего и как начать, а главное, как это все автоматизировать. Здесь существует очень широкий спектр индивидуальных решений и подходов. Но это вопросы следующих статей.

Простой пример составления годового бюджета продаж фармацевтической компании (все показатели условные):

 
Наим-ие товара (лекар-ые средства в разрезе групп и видов) Ед. изм.Бюджетная цена реализации, сум за ед.Количество реал-ой продукции, всего тыс. ед.В т.ч. в Ташкенте, ед.В регионах, ед.Общий ожидаемый объем реализации, в тыс. сумВ т.ч. в Ташкенте, тыс. сумВ регионах, тыс. сум
1 группа - анальгетики
АспалгинУпаковка по 10 табл.5001003070500001500035000
АналгинУпаковка по 20 табл.30020080120600002400036000
2 группа – гормональные препараты
ИнсулинУпаковка, 10 ампул5000103,56,5500001750032500
Итого  16000056500103500


Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus