Главная О компании 1С: Предприятие 8 Законодательство
Поиск Форум бухгалтеров Узбекский словарь Контакты
1С: Предприятие 8
 
.:
.:
1С: Бухгалтерия 8
1С: Инструкция пользователя
1С: Торговля 8
 
 
Последние темы форума:
  
.: Полиграфия во время карантина
.: ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ЗА МАЙ 2020 ГОДА
.: ФИН. РЕЗ.
.: Программа ведения бухучета на Excel и другие полезные файлы
.: Автомобил в уставной капитал.
.: проводки по добыче полезных ископаемых
.: Оплата за учебу за счет дивидендов
.: Анекдоты про бухгалтера
.: Слияние двух ООО
.: ЕСЛИ Вам интересно
.: Русский язык для бухгалтеров
.: импортный контракт
.: Продажа доли в ООО за бОльшую сумму
.: Вспомогательное производство
.: Чековая книжка
 
 
Кодексы РУз:
 
.:Налоговый
.:Административный
.:Административное судопроизводство
.:Бюджетный
.:Воздушный
.:Градостроительный
.:Гражданский
.:Гражданский процессуальный
.:Гражданский процессуальный 2018
.:Жилищный
.:Земельный
.:Семейный
.:Таможенный
.:Трудовой
.:Уголовный
.:Уголовно-исполнительный
.:Уголовно-процессуальный
.:Хозяйственный процессуальный
.:Экономический процессуальный
Классификаторы:
 
.: Классификатор стран мира
.: Классификатор таможенных платежей
.: Классификатор валют для таможенных целей
.: Классификатор условий поставки
.: Классификатор процедуры перемещения
.: Классификатор льгот... таможенных платежей
.: Классификация предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства
Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих
 
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
CAP / CIPA
 
.:
.:
.:
.:
.:
.:
.:
.:
О программе CAP / CIPA
Финансовый учёт 1
Финансовый учёт 2
Управленческий учёт 1
Управленческий учёт 2
Налоги и право
Финансовый менеджмент
Аудит
Национальные стандарты:
 
.:Бухгалтерского учета (НСБУ)
.:Налогового консультирования (НСНК)
.:Риэлторских услуг (НСРУ)
.:Оценки имущества (НСОИ)
.:Аудита (НСА)
Коды:
 
ОКОНХ КОПФ КФС ОКЭД
СООГУ ОКУВД ТН ВЭД 2007 ТН ВЭД 2012 Изменения в ТН ВЭД 2012 ТН ВЭД 2017
Узбекские пословицы:
 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я Ў Қ Ғ Ҳ
 

 


счетчики


 

 

А НУЖЕН ЛИ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ?

Ни для кого не секрет, что с каждым годом экономика Республики все увереннее набирает обороты: растут внутренние и внешние инвестиции в экономику, создаются все новые, в том числе и совместные, предприятия и проекты (а вместе с ними и рабочие места), увеличивается ВВП, растет объем промышленного производства и сферы услуг, увеличивается доля ВВП, созданного в секторе малого бизнеса. Набирает силу объем кредитования реального сектора при возросшем уровне депозитов в коммерческих банках, что говорит о доверии населения банковской системе. Понижается роль государства в непосредственном регулировании экономических вопросов, государство все более сосредоточивается на своих непосредственных функциях: создание для всех равных, демократических условий в виде законодательства и управления, и строгий контроль и обеспечение соблюдения всеми субъектами этого законодательства. Т.е. можно сказать, что создаются и начинают реально функционировать рыночные механизмы в экономике и атрибуты демократического, гражданского общества в общественной жизни. Активно идет процесс приватизации.

Перед инвесторами и бизнесменами открываются самые широкие возможности по вложению капитала и строительству бизнеса, как малого (индивидуального, семейного, совместного), так и среднего и крупного. Возрастает конкуренция, и что немаловажно, не только ценовая, но и конкуренция качества и сервиса (что особенно заметно в секторе услуг и товаров потребления). От этого выигрывают все: и производители, получая "толчок от рынка" и обнаруживая новые возможности и новые рынки, и потребители, получая качественный продукт и сервис за более низкую цену, и инвесторы, получая большие прибыли от расширения бизнеса и поиска новых возможностей, и общество в целом, получая больше налогов (а значит больше социальных программ) при экономически справедливом распределении редких ресурсов (капитала, природных, трудовых и нематериальных ресурсов).

В этих условиях перед многими предприятиями и предпринимателями встают вопросы о дальнейшей судьбе их бизнеса, и не только в отдаленной перспективе. В условиях все возрастающей конкуренции (не только на рынке сбыта, но и на рынке ресурсов) предприятие сталкивается с проблемами уже в краткосрочной перспективе. Это и есть рыночная экономика. Каждый день в "жизненной сфере" любого бизнеса возникают изменения, проигнорировав которые приходится потом долго расплачиваться упущенными возможностями и прибылями.

Не будет большим открытием тот факт, что простое следование в прошлом успешных действий ни в коей мере не гарантирует успех в будущем. Тем не менее, часто можно услышать высказывание подобное этому: "Увеличение продаж всегда приносит выгоду компании!", или такое: "Сокращение затрат – вот решение проблемы!". Конечно, можно описать множество ситуаций, когда это действительно работает, но это еще не значит, что это будет работать всегда.

Кто подскажет менеджменту компании, как действовать в определенной ситуации?

В компаниях уже давно осознали простой факт: без сильного маркетинга нет будущего. И, действительно, упомянув еще раз лишь одно слово "конкуренция", становится ясно, что без вложений в рекламу и продвижение продукта не обойтись. Но эта статья не о маркетинге. О маркетинге написано множество книг и статей (в том числе и в нашей прессе), маркетинг широко изучают в ВУЗах еще со времен перестройки. И, тем не менее, не все проблемы бизнеса решает маркетинг.

Эта статья об Управленческом Учете. Если Вы еще не знаете, что это такое, или даже в первый раз об этом слышите, то Вам крупно повезло – у Вас появился шанс сделать Ваш бизнес более конкурентным и успешным, или выяснить, что нужно изменить, чтобы выбраться из затруднительного положения. Но сразу необходимо предупредить: вполне возможно, что, познакомившись с Управленческим Учетом, Вы выясните, что в Вашем бизнесе не все так гладко, как Вам казалось до этого, и более того – все идет совсем не в ту сторону, в которую, как Вы предполагали, двигается компания. Цифры могут сказать о многом тому, кто умеет их читать. Всегда лучше быть предупрежденным.

"А зачем нам (мне) еще какой-то там учет, если наша компания и так содержит целый отдел бухгалтеров и финансового директора?" – вполне резонный вопрос со стороны менеджера или инвестора.

Попробуем объяснить. Сначала по поводу учета.

Бухгалтерский учет на самом деле не просто дебет, кредит, сальдо и подсчет баланса. То, что перечислено – это простое счетоводство. Бухгалтерский учет не только счет-фактуры, платежки, ордера, счета, проводки, отчеты – это Финансовый Учет. И даже налоговые отчеты и платежи – это только лишь Налоговый Учет. А что же представляет собой Управленческий Учет?

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо сначала выяснить, что такое Бухгалтерский Учет вообще? Существует множество определений и можно процитировать статью закона или НСБУ (Национальные Стандарты Бухгалтерского Учета), но суть примерно такова: бухгалтерский учет представляет собой информационную систему по сбору, хранению, обработке, анализу и представлению в виде отчетов информации о хозяйственных операциях и финансовом состоянии субъекта деятельности заинтересованным пользователям для принятия экономических решений.

Но кто эти "заинтересованные пользователи"? Так вот как раз для разных групп пользователей и существуют разные виды учета. Для внешних пользователей – инвесторов, кредиторов, поставщиков, покупателей, профсоюзов, общества в целом – Финансовый Учет. Для государства (тоже внешнего пользователя) в лице фискальных органов – Налоговый Учет. И, наконец, для внутренних пользователей – менеджеров – Управленческий Учет.

Опять возникает резонный вопрос: "А зачем каждую хозяйственную операцию отражать аж в трех видах учета?!"

Ну, во-первых, не каждую, а, во-вторых, разделение учета на три составляющие не означает непременно, что Вам необходимо срочно набирать еще два штата бухгалтеров, тем более что мы еще не выяснили до конца, зачем все это нужно.

Кажется очевидным, что само существование трех направлений учета исходит от разных потребностей пользователей информации. В самом деле, как Вы думаете, заинтересует ли налогового инспектора величина чистой прибыли у предприятия плательщика единого налога? Вряд ли. А Вас, как владельца этого предприятия заинтересует? Конечно, да. Или другой пример: заинтересует ли налоговых инспекторов крупная покупка корпорацией (акционерным обществом) основных средств в конце отчетного года? Конечно, да. Они будут очень внимательно проверять декларацию по налогу на имущество - включено ли это имущество с соответствующей даты ввода в расчет базы или нет. А Вам, как акционеру, интересна эта покупка? Тоже да, но, заметьте, уже совсем по другому поводу: "А так уж была необходима эта покупка? Хватит ли денег на счету для выплаты дивидендов, или опять большинство согласится на выплату дивидендов акциями? Может мне продать эти акции?".

И тем не менее, в малых и средних компаниях функции финансового и налогового учета вполне может совмещать один человек или отдел. Так и есть на самом деле, в компаниях редко встретишь специализированный отдел по налоговому учету. Но в ближайшем будущем ситуация, скорее всего, начнет меняться – все усложняющееся налоговое законодательство потребует от средних и крупных компаний специально создавать такие отделы или покупать готовую услугу со стороны (это называется аутсорсингом) – услуги налогового консультанта.

Так зачем же нужен Управленческий Учет?

А теперь представьте на минуту, что Вы – менеджер компании, производящей фруктовые соки и джемы. У Вас "внезапно" возник вопрос: "А какой из наших соков самый прибыльный?", или: "А что нам выгоднее: перерабатывать некоторые фрукты самим, или закупать готовый сок на стороне и просто его расфасовывать?". Как Вы думаете, смогут ли Ваши бухгалтера предоставить Вам такую информацию? А если даже и предоставили, Вы точно уверены, что они все правильно подсчитали? Например, Вам не пришло в голову, каким образом, и в расчете на какой объем производства подсчитаны постоянная зарплата персонала, занятого на производстве всех соков, амортизация оборудования, в расчете на одну баночку сока? Вот здесь и начинаются проблемы для финансового учета. В годовом Отчете о финансовых результатах и Балансе Вы не найдете этих сведений. Вы их не найдете и в квартальных и даже месячных отчетах. А просто потому, что эти отчеты не приспособлены для таких запросов (это как в анекдоте: "Ну и запросы у Вас!" – сказала база данных и зависла).

Более того, откуда у Вас уверенность, что все соки, производимые Вашей компанией прибыльны? "Конечно, - скажете Вы, - годовые отчеты на протяжении последних пяти лет ни разу не фиксировали убытков, а наоборот, рост прибылей!" Но это еще не значит, что ВСЕ соки приносили прибыль.

А по второму вопросу (производство или закупка), какую себестоимость предоставили Вам бухгалтера? Вы уверены, что она подойдет для принятия правильного решения? Если, к примеру, Вам предоставили данные из которых следует, что полная фактическая себестоимость 1 литра апельсинового сока за последний квартал составляет 1 000 сум и включает в себя все затраты (сырье, зарплату, в том числе и Вашу, амортизацию, электроэнергию, %% по кредиту и т.д., налоги), а Вам предлагают покупать нерасфасованный сок за 900 сум, то какое решение Вы примете?

Не спешите с ответом. В таких случаях в Управленческом Учете говорят о релевантных (значимых) затратах. Ни в одном законе или стандарте по финансовому учету Вы не найдете определения этого понятия. А все довольно просто. Только те затраты, которые изменятся в результате Вашего решения нужно принимать в расчет в приведенном примере. Посудите сами, амортизация и значительная часть зарплаты и электроэнергии останутся в будущем независимо от того будете, Вы закупать или производить сок. В Управленческом Учете о таких затратах говорят, что они нерелевантны (незначимы), потому что они будут присутствовать при любом варианте развития событий. А сырье для производства данного конкретного апельсинового сока (т.е. апельсины) Вам уже не понадобятся, если Вы будете закупать сок, значит это релевантные (значимые) затраты. Так вот, если релевантные затраты – сырье, часть расходов на зарплату (так как возможно Вы сократите персонал), часть расходов на электроэнергию (Вы будете тратить меньше) и другие подобные затраты – составляют в сумме 800 сум на литр сока (при нормальном объеме производства, скажем, 10 000 литров в месяц), то как теперь изменилось Ваше решение? Что Вам теперь кажется выгодным: производить или закупать за 900 сум?

Надеюсь теперь становится немного понятнее, для чего необходим Управленческий Учет? В подобных описанной выше ситуации, а также множестве других (безубыточный объем реализации, наиболее прибыльный набор продуктов, установление цены на специальный заказ при наличии или отсутствии свободных ресурсов, решения о замене оборудования и т.д.) обычный финансовый учет не способен предоставить нужную информацию менеджеру для принятия решения. Для этого и необходим Управленческий Учет.

В странах с развитой рыночной экономикой уже давно приняли на вооружение эти знания. Ни одна мало-мальски серьезная компания не обходится без бухгалтеров – управленцев. Теперь такая возможность есть и у Вас. Тем более что Вам не обязательно нанимать нового бухгалтера, Вы можете обратиться за помощью к консультанту по Управленческому Учету.


Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus