События после даты составления финансовой отчетности (НСАД № 56)
Утвержден Приказом министра финансов от 09.04.2003 г. № 54,
зарегистрированным МЮ 23.04.2003 г. № 1236
Настоящий
Национальный стандарт аудиторской деятельности (НСАД) разработан на основании статьи
21 Закона Республики Узбекистан “Об аудиторской деятельности” (Ведомости Олий
Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., № 5-6, ст. 149), пункта 3 постановления
Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 сентября 2000 года № 365 "О
совершенствовании аудиторской деятельности и повышении роли аудиторских
проверок" (СП Республики Узбекистан, 2000 г., № 9, ст. 62) и является элементом нормативного регулирования аудиторской деятельности в
Республике Узбекистан.
§
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.
Целью стандарта является определение действий аудиторской организации в случае
обнаружения событий и фактов, состоявшихся после даты составления финансовой
отчетности, но до подписания аудиторского заключения, либо событий,
состоявшихся после подписания аудиторского заключения, но до даты опубликования
финансовой отчетности проверяемого хозяйствующего субъекта, а также событий,
состоявшихся после опубликования финансовой отчетности, оказывающих влияние на
ее содержание и достоверность.
2.
Требования данного стандарта являются обязательными для всех аудиторских
организаций при осуществлении аудиторской деятельности.
§
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
3.
В настоящем стандарте используются следующие основные понятия:
а)
события после даты составления финансовой отчетности (последующие события)
- события, происходящие с момента окончания отчетного периода до даты
подписания аудиторского заключения, а также обнаруженные после даты подписания
аудиторского заключения, которые относятся к проверяемому отчетному периоду и
требуют внесения корректировок в финансовую отчетность или раскрытия в ней
информации;
б)
дата составления финансовой отчетности - последний календарный
день в отчетном периоде;
в)
дата подписания аудиторского заключения - дата, проставленная на
аудиторском заключении при его подписании, после которой, как правило,
прекращаются все исследования информационных материалов, связанных c
аудиторской проверкой, по истечении которой в аудиторское заключение не может
быть внесено ни одного изменения.
Аудиторская
организация не может подписать аудиторское заключение ранее даты составления
финансовой отчетности;
г)
дата представления финансовой отчетности - дата фактической
передачи финансовой отчетности хозяйствующего субъекта ее пользователям или
публикации этой отчетности в установленном законодательством порядке.
§
3. ДЕЙСТВИЯ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДО
ДАТЫ ПОДПИСАНИЯ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
4.
При подписании аудиторского заключения аудиторская организация должна быть
уверена в том, что все события, которые подлежат отражению в финансовой
отчетности, вплоть до даты подписания аудиторского заключения, требующие
внесения корректировок или дополнений в финансовую отчетность, должным образом
ею выявлены, оценены и проверены.
5.
Аудиторская организация ближе к дате подписания аудиторского заключения
выполняет процедуры, предназначенные для определения событий, которые могут
требовать внесения корректировок в финансовую отчетность или раскрытия в ней
информации. Такие процедуры обычно включают:
а)
обзор установленных руководством проверяемого хозяйствующего субъекта процедур,
обеспечивающих определение последующих событий;
б)
ознакомление с протоколами собраний акционеров, заседаний совета директоров и
исполнительного органа, проводимых после окончания отчетного периода, и
выяснение вопросов, обсуждавшихся на собраниях, протоколы которых еще не
подготовлены;
в)
ознакомление со сметами, прогнозами движения денежных средств и другими
соответствующими отчетами руководства;
г)
ознакомление с деятельностью юридической службы проверяемого хозяйствующего
субъекта относительно судебных разбирательств (если таковые имели место);
д)
вопросы руководству проверяемого хозяйствующего субъекта относительно
последующих событий, которые могут повлиять на финансовую отчетность. Такие
вопросы могут включать:
текущее
состояние статей, учтенных на основе предварительных или неокончательных
данных;
принимались
ли новые обязательства, получены или выделены ли новые займы, заключались ли
договоры поручительства;
имела
ли место или планируется ли продажа активов;
имели
ли место или планируются ли выпуск новых акций или долговых обязательств,
соглашения о слиянии или ликвидации субъекта;
имели
ли место случаи обращения в доход государства активов или их потери, например,
в результате пожара или наводнения;
произошли
ли какие-либо изменения, связанные с существующими рисками или условными
событиями;
были
ли внесены или рассматривается ли внесение каких-либо редко применяемых
бухгалтерских корректировок;
произошли
ли или могут ли произойти какие-либо события, которые поставят под вопрос
уместность учетной политики, использованной для подготовки финансовой
отчетности.
6.
Если аудиторскую проверку подразделения проводит другой аудитор, основному
аудитору следует оценить процедуры, выполняемые другим аудитором относительно
последующих событий, а также информировать другого аудитора о планируемой дате
подписания аудиторского заключения.
7.
Если аудитору становится известно о событиях, оказывающих влияние на финансовую
отчетность, он должен проверить правильность отражения этих событий в
финансовой отчетности.
§
4. СОБЫТИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ ПОСЛЕ ДАТЫ ПОДПИСАНИЯ
АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ, НО ДО ДАТЫ ОПУБЛИКОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ
ОТЧЕТНОСТИ
8.
Аудиторская организация не несет ответственности за события, произошедшие после
даты подписания аудиторского заключения о финансовой отчетности. При этом за
информирование аудиторской организации о событиях, произошедших после даты
подписания аудиторского заключения, но до даты опубликования финансовой
отчетности, которые могут повлиять на финансовую отчетность, ответственность
несет руководство хозяйствующего субъекта.
9. Если аудиторской организации стало известно о событиях, произошедших за
период после даты подписания аудиторского заключения, но до даты опубликования
финансовой отчетности, ей следует определить, должна ли быть внесена поправка в
финансовую отчетность и аудиторское заключение, обсудить возникшие проблемы с
руководством хозяйствующего субъекта и в случае, если такие события оказывают
существенное влияние на финансовую отчетность, потребовать внесения
соответствующих изменений в данную отчетность.
10.
Если руководство хозяйствующего субъекта вносит изменения в финансовую
отчетность, следует подготовить новое аудиторское заключение, в котором должна
содержаться ссылка на ранее подготовленное аудиторское заключение. При этом
новое заключение должно быть датировано не ранее, чем датой составления
измененной финансовой отчетности.
11.
Если руководство хозяйствующего субъекта не сочтет нужным внести поправки,
требуемые аудиторской организацией и носящие существенный характер, аудиторская
организация должна письменно уведомить хозяйствующий субъект о данном факте,
перенести на руководство хозяйствующего субъекта всю ответственность за
последствия в случае невнесения изменения и составить отрицательное аудиторское
заключение.
12.
Если аудиторское заключение выдано хозяйствующему субъекту (заказчику),
аудиторской организации необходимо письменно уведомить заказчика и (или)
руководство хозяйствующего субъекта о том, что субъект не должен предоставлять
финансовую отчетность и аудиторское заключение по ней третьим лицам.
Если
финансовая отчетность будет передана третьим лицам, аудитору нужно предпринять
меры для того, чтобы эти третьи лица не полагались на аудиторское заключение.
§
5. ОБНАРУЖЕНИЕ ФАКТОВ, ПРОИЗОШЕДШИХ
ПОСЛЕ ДАТЫ ОПУБЛИКОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ
ОТЧЕТНОСТИ
13.
После того, как финансовая отчетность будет опубликована, аудиторская
организация не имеет никаких обязательств, касающихся направления запросов
относительно этой финансовой отчетности.
14.
Если после опубликования финансовой отчетности аудиторской организации
становится известно о событии, которое относится к проверяемому отчетному
периоду и требует внесения корректировок в финансовую отчетность или раскрытия
в ней информации, аудиторской организации следует рассмотреть вопрос о
необходимости пересмотра финансовой отчетности, обсудить его с руководством
хозяйствующего субъекта и предпринять меры, целесообразные в данных
обстоятельствах.
15.
Если руководство хозяйствующего субъекта пересматривает финансовую отчетность,
аудиторской организации вместе с руководством хозяйствующего субъекта следует
выполнить меры по информированию о сложившейся ситуации всех, кто получил ранее
представленную финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением, и
представить новое аудиторское заключение по пересмотренной финансовой
отчетности.
При
этом новое аудиторское заключение должно содержать ссылку на ранее
подготовленное аудиторское заключение и быть датировано не ранее, чем датой
составления пересмотренной финансовой отчетности.
16.
Если руководство хозяйствующего субъекта не предпринимает необходимых мер чтобы
проинформировать всех, кто получил ранее представленную финансовую отчетность и
аудиторское заключение о сложившейся ситуации и не пересматривает финансовую
отчетность, тогда как аудитор считает ее пересмотр необходимым, аудитору
следует уведомить руководство хозяйствующего субъекта о том, что аудитор
предпримет меры для того, чтобы третьи лица не полагались на аудиторское
заключение.
17.
Необходимость в пересмотре финансовой отчетности и выдаче нового аудиторского
заключения может не возникнуть, если приближается дата опубликования финансовой
отчетности за следующий период, при условии, что в новой отчетности будет
раскрыта соответствующая информация.
18.
Все действия и решения аудиторской организации в отношении событий и фактов,
произошедших после даты составления финансовой отчетности, должны быть в
обязательном порядке отражены в рабочей документации аудитора.
Список стандартов аудита |