Ознакомление с деятельностью хозяйствующего субъекта (НСАД № 31)
Утвержден Приказом министра финансов от
31.05.2001 г. № 48,
зарегистрированным
МЮ 21.06.2001
г. № 1043
Настоящий
Национальный стандарт аудиторской деятельности (НСАД) разработан на основе
Закона Республики Узбекистан "Об аудиторской деятельности",
постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 сентября 2000
года № 365 "О совершенствовании аудиторской деятельности и повышении роли
аудиторских проверок" и является элементом нормативного регулирования
аудиторской деятельности в Республике Узбекистан.
§ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Целью настоящего
стандарта является определение понятия ознакомления с деятельностью
хозяйствующего субъекта, подвергнутого аудиторской проверке, а также обоснование
важности для аудиторской организации такого ознакомления.
2. Требования
данного стандарта являются обязательными для всех аудиторских организаций при
осуществлении аудиторской деятельности.
3. При проведении
аудиторской проверки аудиторской организации необходимо иметь или приобрести
знания о деятельности хозяйствующего субъекта в объеме, достаточном для
выявления и понимания событий, операций и методов работы, которые, по мнению
аудиторской организации, могут существенно влиять на масштабы аудиторских
процедур, методы и сроки аудиторской проверки или содержание аудиторского
заключения.
§ 2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
4. Ознакомление с
деятельностью хозяйствующего субъекта является непрерывным процессом сбора и
оценки информации и соотнесения итогов приобретенных знаний с аудиторскими
доказательствами на всех стадиях проверки.
5. До принятия
решения о проведении аудиторской проверки аудиторской организации необходимо
провести предварительное ознакомление с учредительными документами и
документами бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего
субъекта с целью получения первичных сведений о форме собственности,
руководстве и операциях хозяйствующего субъекта, подлежащего аудиторской
проверке, и определить, можно ли достичь того уровня знаний, который требуется
для проведения аудиторской проверки.
6. В ходе
аудиторской проверки полученная ранее информация оценивается, уточняется,
обновляется и пополняется по мере того, как аудиторская организация получает
больше информации о деятельности хозяйствующего субъекта.
7. При последующих
аудиторских проверках аудиторская организация выполняет процедуры, направленные
на установление изменений, которые произошли после последней проверки. При этом
происходит нарастание объема информации о деятельности хозяйствующего субъекта,
и ранее собранная информация обновляется и повторно оценивается.
8. Аудиторская
организация может получить сведения о хозяйствующем субъекте, общих
экономических факторах и условиях отрасли, влияющих на его деятельность из
следующих источников:
-
нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность хозяйствующего
субъекта;
- документы,
представленные хозяйствующим субъектом для ознакомления (предыдущие аудиторские
отчеты и заключения, учетная политика, рабочий план счетов бухгалтерского
учета, должностные инструкции, материалы инвентаризации и др.);
- публикации,
имеющие отношение к данному хозяйствующему субъекту или отрасли, к которой он
относится;
- предыдущий опыт
работы с данным хозяйствующим субъектом или с другими хозяйствующими субъектами
отрасли, к которой относится данный хозяйствующий субъект.
9. Аудиторской
организации следует определить вопросы, рассматриваемые в целях ознакомления с
деятельностью хозяйствующего субъекта, исходя из профессионального суждения.
При этом эти вопросы должны обеспечить получение достаточных знаний о
деятельности хозяйствующего субъекта в целях эффективного проведения
аудиторской проверки.
10. Вопросы,
рассматриваемые в целях ознакомления с деятельностью хозяйствующего субъекта,
отражаются в рабочей документации аудиторской организации.
11. В целях
ознакомления с деятельностью хозяйствующего субъекта аудиторская организация
может руководствоваться примерным перечнем вопросов, который приводится в
приложении к настоящему НСАД.
§ 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
12. Ознакомление с
деятельностью хозяйствующего субъекта, наличие знаний о его деятельности
помогают аудиторской организации на всех стадиях аудиторской проверки
высказывать свое мнение по вопросам, в которых требуются полученные знания:
- оценка рисков и
выявление проблем;
- разработка плана
и программы аудиторской проверки;
- эффективное и
квалифицированное проведение аудиторской проверки, оценка аудиторских
доказательств;
- оценка заявлений
руководства хозяйствующего субъекта по вопросам, возникающим в ходе аудиторской
проверки;
- оценка
соответствия учетной политики и сведений, получаемых из данных бухгалтерского
учета и раскрываемых в финансовой отчетности хозяйствующего субъекта;
- выявление
противоречивой информации (противоречие между данными финансовой отчетности,
заявлением руководителя и публикациями, относящимися к деятельности
хозяйствующего субъекта и (или) отрасли);
- обеспечение
лучшего обслуживания заказчика аудиторской проверки.
Приложение к
НСАД № 31
Примерный перечень вопросов,
подлежащих рассмотрению при
ознакомлении с деятельностью хозяйствующего
субъекта, подлежащего аудиторской
проверке
Настоящий Примерный
перечень охватывает ряд основных вопросов, которые могут быть рассмотрены при
ознакомлении с деятельностью хозяйствующего субъекта, подлежащего аудиторской
проверке, и не является исчерпывающим.
1. Общие
экономические факторы:
- экономическое
состояние (спад, рост), условия финансирования;
- инфляция,
ревальвация валюты; валютные ограничения.
2. Факторы,
влияющие на деятельность отрасли, к которой относится хозяйствующий субъект:
-
нормативно-правовые акты;
- рынок и
конкуренция;
- цикличная и
сезонная деятельность;
- состояние и
изменения в технологии производства;
- сокращение и
расширение производства;
- неблагоприятные
обстоятельства (например, снижение спроса на продукцию отрасли, неиспользуемые
производственные мощности, серьезная конкуренция цен);
- специфическая
практика методов ведения бухгалтерского учета и связанные с ней проблемы;
- экологические
требования и связанные с ними проблемы;
- энергоснабжение и
его себестоимость;
- финансовые и
статистические показатели отрасли.
3. Деятельность
хозяйствующего субъекта:
а) важные
характеристики управления и право собственности:
- форма
собственности;
- интересы
участников и связанные стороны;
- структура
уставного капитала;
- организационная
структура;
- задачи, ожидания
и планирование дальнейшей деятельности;
- деятельность
совета директоров, управляющих финансами и производственными операциями;
б) органы
управления:
- состав;
- деловая репутация
и опыт работы отдельных лиц;
- независимость от
внешних контролирующих органов;
- периодичность
проведения собраний (акционеров, участников, учредителей);
- наличие
должностных инструкций, изменения в составе профессиональных консультантов
(например, юристов);
в) действующее
руководство:
- опыт работы и
репутация;
- текучесть кадров;
- финансовые
работники и их статус в управлении;
-
укомплектованность кадрами подразделения бухгалтерского учета;
- наличие и
использование бизнес-планов;
- информационная система
руководства;
- функция
внутреннего контроля (наличие, качество);
г) деятельность
хозяйствующего субъекта - продукция, рынок, поставщики, покупатели, операции,
доходы, расходы:
- вид деятельности
(производство, торговля и т.д.);
- размещение
производственного оборудования, складов, офисов;
- виды выпускаемой
продукции или оказываемых услуг;
- выполнение
обязательств по контрактам и договорам;
- перечень
поставщиков товаров и услуг;
- исследования и
разработки по совершенствованию и повышению эффективности основной
деятельности, финансовому менеджменту, маркетингу и пр.;
-
товарно-материальные запасы (местонахождение, количество);
- состояние активов
и обязательств;
- основные
показатели финансовой отчетности и данные статистики по отрасли;
- состояние
соблюдения нормативно-правовых актов.
"Бюллетень нормативных актов министерств, государственных
комитетов и ведомств", 2001 г.
Список стандартов аудита |