Проверка соблюдения нормативно-правовых актов при проведении аудиторской проверки (НСАД № 25)
Утвержден Приказом министра финансов от 27.01.2003
г. № 14,
зарегистрированным
МЮ 28.02.2003
г. № 1223
Настоящий
Национальный стандарт аудиторской деятельности (НСАД) разработан на основании
статьи 21 Закона Республики Узбекистан "Об аудиторской деятельности"
(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., № 5-6, ст. 149), пункта 3 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22
сентября 2000 года № 365 "О совершенствовании аудиторской деятельности и
повышении роли аудиторских проверок" (СП Республики Узбекистан, 2000 г., № 9, ст. 62) и является элементом нормативного регулирования аудиторской деятельности в
Республике Узбекистан.
§ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Целью настоящего
стандарта является установление норм и правил, которыми аудиторская организация
должна руководствоваться в ходе проведения аудиторской проверки при изучении
вопросов соблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов,
регулирующих вопросы осуществления финансово-хозяйственных операций (далее
нормативно-правовые акты).
2. Требования
данного стандарта являются обязательными для всех аудиторских организаций при проведении
аудиторской проверки.
§ 2. НЕСОБЛЮДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТОМ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
3. Несоблюдение
нормативно-правовых актов может повлиять на достоверность финансовой отчетности
хозяйствующего субъекта.
4. Термин -
несоблюдение нормативно правовых актов, используемый в данном стандарте,
относится к действиям руководства и персонала хозяйствующего субъекты, которые
не соответствуют требованиям нормативно-правовых актов и могут привести к
существенным искажениям финансовой отчетности.
5. Аудиторская
организация выявляет те случаи несоблюдения хозяйствующим субъектом
нормативно-правовых актов, которые оказывают существенное влияние на финансовые
результаты деятельности и привели к существенным искажениям финансовой
отчетности.
§ 3. ПРОВЕРКА АУДИТОРСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ СОБЛЮДЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
6. Аудиторская
организация при проведении аудиторской проверки должна изучить, соблюдаются ли
хозяйствующим субъектом при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности
нормативно-правовые акты.
7. Информация,
содержащаяся в финансовой отчетности и иной финансовой документации, будет
достоверной только тогда, когда финансово-хозяйственная деятельность
хозяйствующего субъекта осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми
актами.
8. Аудиторская
организация при составлении аудиторского заключения должна быть уверена, что
все факты несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов,
которые привели к искажению финансовой отчетности и иной финансовой информации,
обнаружены.
9. При проведении
аудиторских проверок всегда существует риск необнаружения фактов несоблюдения
хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов. Риск возникает вследствие
влияния следующих факторов:
наличие нормативных
актов, регулирующих отдельные аспекты деятельности хозяйствующего субъекта,
которые не оказывают непосредственного влияния на ведение бухгалтерского учета
и составления финансовой отчетности;
ограничения,
присущие системам внутреннего учета и контроля, которые не могут отразить всю
фактическую деятельность хозяйствующего субъекта;
многие
доказательства, получаемые аудитором, носят не доказательный, а информативный
характер;
возможное наличие
разного разного толкования норм нормативно правовых актов;
возможное наличие
противоречивости в нормативно-правовых актах.
10. В случаях
необходимости аудиторская организация вправе в установленном порядке привлечь к
проверке юристов.
11. Аудиторская
организация после ознакомления с деятельностью хозяйствующего субъекта
составляет перечень нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность
соответствующего хозяйствующего субъекта и в ходе аудиторской проверки
руководствуется нормами этих актов.
12 Аудитору при
изучении нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность хозяйствующего
субъекта, необходимо:
узнать у
руководства хозяйствующего субъекта, существуют ли нормативно-правовые акты,
непосредственно регулирующие деятельность хозяйствующего субъекта и отрасли, к
которой он относится, а также оценить информированность руководства;
получить у
руководства хозяйствующего субъекта сведения о процедурах, применяемых
хозяйствующим субъектом для обеспечения соблюдения нормативно-правовых актов, и
оценить эти процедуры;
получить письменную
информацию у руководства хозяйствующего субъекта о том, соблюдает ли
хозяйствующий субъект требования нормативно-правовых актов, проверить
достоверность этой информации;
§ 4. ДЕЙСТВИЯ АУДИТОРА ПРИ
ВЫЯВЛЕНИИ ФАКТОВ НЕСОБЛЮДЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
13. При обнаружении
фактов несоблюдения хозяйствующим субъектом требований нормативно-правовых
актов аудиторская организация в письменной форме уведомляет руководство
хозяйствующего субъекта о:
влиянии выявленных
фактов несоблюдения нормативно-правовых актов на достоверность финансовой
отчетности;
возможных
последствиях в случае, если хозяйствующий субъект не предпримет меры по
устранению фактов несоблюдения нормативно-правовых актов.
Уведомление
составляется в двух экземплярах, и на остающемся у аудиторской организации
экземпляре должно расписаться руководство хозяйствующего субъекта в
подтверждение получения одного экземпляра уведомления.
14. Аудиторская
организация после выдачи уведомления также должна все выявленные факты
несоблюдения нормативно-правовых актов, существенно влияющие на достоверность
финансовой отчетности, обсудить с руководством хозяйствующего субъекта и
составить протоколы этих обсуждений для включения в рабочую документацию.
15. В случае
непредставления руководством хозяйствующего субъекта удовлетворительной
информации по выявленным фактам несоблюдения хозяйствующим субъектом
нормативно-правовых актов аудитору необходимо узнать мнение юридической службы
или юриста хозяйствующего субъекта (при их наличии) по этому поводу.
При этом аудитор
должен оценить осведомленность юридической службы или юриста о выявленных
фактах несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов и сделать
соответствующую запись в аудиторском отчете.
16. Все выявленные
факты несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов аудитор
должен обсудить также с юридической службой или юристом своей организации (при
их наличии). Юридическая служба или юрист аудиторской организации обязаны
соблюдать конфиденциальность информации.
17. В случае если нарушение
нормативно-правовых актов, выявленное аудитором, не было обнаружено системой
внутреннего контроля хозяйствующего субъекта или не было включено в сведения,
представленные руководством, аудитор повторно проверяет систему внутреннего
контроля хозяйствующего субъекта, оценивает ее эффективность, а также степень
достоверности представляемых руководством сведений и делает соответствующую
запись в аудиторском отчете.
18. При проверке
соблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов аудитору необходимо
руководствоваться также Национальным стандартом аудиторской деятельности
Республики Узбекистан (НСАД № 24) "Действия аудиторской организации при
выявлении искажений финансовой отчетности", утвержденным приказом
Министерства финансов Республики Узбекистан от 31.05.2001 г., № 49 (peг. № 1045
от 30.06.2001 г., Бюллетень нормативных актов министерств, государственных
комитетов и ведомств Республики Узбекистан, 2001 г., № 12).
§ 5. СООБЩЕНИЕ АУДИТОРОМ О
ФАКТАХ НЕСОБЛЮДЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
19. Аудиторская
организация должна немедленно сообщить в письменной форме руководству или
высшему органу управления хозяйствующего субъекта, когда обнаружены такие факты
несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, которые могут
повлечь взыскание штрафных санкций, угрозу обращения взыскания на имущество,
прекращения либо приостановления деятельности хозяйствующего субъекта.
20. Выявленные
факты несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, которые
влияют на достоверность финансовой отчетности, должны быть отражены в
аудиторском отчете.
21. Аудиторская
организация, выражая в аудиторском отчете мнение о несоблюдении хозяйствующим
субъектом нормативно-правовых актов, должна использовать следующую
формулировку: "по нашему мнению, в данной ситуации руководство (персонал)
хозяйствующего субъекта не соблюдало статью (пункт, часть и т.д.)
"___" Закона (Положения, Инструкции и т.д.) "__________".
22. Если
руководство хозяйствующего субъекта не принимает меры по устранению фактов
несоблюдения нормативно-правовых актов, которые аудиторская организация считает
необходимым устранить, аудиторская организация составляет отрицательное
аудиторское заключение.
23. Если
аудиторская организация приходит к мнению, что имеются факты несоблюдения
хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, влияющие на финансовую
отчетность, но хозяйствующий субъект препятствует в получении соответствующих
аудиторских доказательств, она отказывается от составления аудиторского
заключения.
Список стандартов аудита |