Главная О компании 1С: Предприятие 8 Законодательство
Поиск Форум бухгалтеров Узбекский словарь Контакты
1С: Предприятие 8
 
.:
.:
1С: Бухгалтерия 8
1С: Инструкция пользователя
1С: Торговля 8
 
 
Последние темы форума:
  
.: Списание инвентаря и МБП
.: Программа ведения бухучета на Excel и другие полезные файлы
.: Проводки при сотрудничестве с OOO UZUM MARKET
.: БУХУЧЕТ 2019
.: БУХУЧЕТ ПРОГРАММА 2019 ДА ДЕБЕТОР ВА КЕРЕДИТОРЛАРДА ХАТОЛИК БОР
.: БУХУЧЕТ ПРОГРАММАЛАРИ
.: НДФЛ и продажи с онлайн-магазина
.: Договор аренды не жилого помещения на безвозмездной основе между ЮЛ и ФЛ
.: Возврат излишне уплаченного налога на дивиденды
.: Табель учета рабочего времени
.: DDP Ташкент
.: Документы для 100% больничного
.: Менга 1C Предприятиянинг 8.3.12 кам булмаган версияси керак
.: Расходы операторов эсф
.: Импортные услуги
 
 
Кодексы РУз:
 
.:Налоговый
.:Административный
.:Административное судопроизводство
.:Бюджетный
.:Воздушный
.:Градостроительный
.:Гражданский
.:Гражданский процессуальный
.:Гражданский процессуальный 2018
.:Жилищный
.:Земельный
.:Семейный
.:Таможенный
.:Трудовой
.:Уголовный
.:Уголовно-исполнительный
.:Уголовно-процессуальный
.:Хозяйственный процессуальный
.:Экономический процессуальный
Классификаторы:
 
.: Классификатор стран мира
.: Классификатор таможенных платежей
.: Классификатор валют для таможенных целей
.: Классификатор условий поставки
.: Классификатор процедуры перемещения
.: Классификатор льгот... таможенных платежей
.: Классификация предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства
Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих
 
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
CAP / CIPA
 
.:
.:
.:
.:
.:
.:
.:
.:
О программе CAP / CIPA
Финансовый учёт 1
Финансовый учёт 2
Управленческий учёт 1
Управленческий учёт 2
Налоги и право
Финансовый менеджмент
Аудит
Национальные стандарты:
 
.:Бухгалтерского учета (НСБУ)
.:Налогового консультирования (НСНК)
.:Риэлторских услуг (НСРУ)
.:Оценки имущества (НСОИ)
.:Аудита (НСА)
Коды:
 
ОКОНХ КОПФ КФС ОКЭД
СООГУ ОКУВД ТН ВЭД 2007 ТН ВЭД 2012 Изменения в ТН ВЭД 2012 ТН ВЭД 2017
Узбекские пословицы:
 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я Ў Қ Ғ Ҳ
 

 


счетчики


 

Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудиторской проверки (НСАД № 12)

Утвержден Приказом министра финансов от 29.12.2006 г. № 108,
зарегистрированным МЮ 12.04.2007 г. № 1673

Настоящий Национальный стандарт аудиторской деятельности (НСАД) № 12 (далее - Стандарт), в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об аудиторской деятельности" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., № 5-6, ст. 149) и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 сентября 2000 года № 365 "О совершенствовании аудиторской деятельности и повышении роли аудиторских проверок" (СП Республики Узбекистан, 2000 г., № 9, ст. 62), является элементом системы нормативного регулирования аудиторской деятельности в Республике Узбекистан.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Целью настоящего Стандарта является определение действий аудиторской организации по оценке системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля в ходе аудиторской проверки хозяйствующего субъекта.

2. Задачами настоящего Стандарта являются:

а) разработка основных требований, предъявляемых к оценке аудитором (аудиторами) системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля в ходе аудиторской проверки хозяйствующего субъекта;

б) описание порядка оценки системы бухгалтерского учета в ходе аудиторской проверки хозяйствующего субъекта;

в) описание порядка оценки системы внутреннего контроля в ходе аудиторской проверки хозяйствующего субъекта.

3. Требования настоящего Стандарта являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудиторской проверки, предусматривающей подготовку официального аудиторского заключения.

4. Понятия, используемые в настоящем стандарте:

а) система бухгалтерского учета - совокупность задач и записей хозяйствующего субъекта, посредством которых результаты хозяйственных операций обрабатываются в качестве способа ведения бухгалтерского учета в целях идентификации, сбора, анализа, расчета, классификации, обобщения и отражения результатов хозяйственных операций и других событий в финансовой отчетности;

б) система внутреннего контроля - совокупность организационных мер, методик и процедур (средства внутреннего контроля), принятых руководством хозяйствующего субъекта в целях эффективного ведения и контроля финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов и учетных документов, предотвращения и обнаружения фактов мошенничества и ошибок, точности и полноты бухгалтерских записей и своевременной подготовки достоверной финансовой информации.

II. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОЦЕНКЕ СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ХОДЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

5. В ходе аудиторской проверки аудитор(ы) обязан(ы) проверить систему бухгалтерского учета, которая применяется на проверяемом им хозяйствующем субъекте, и при этом изучить и оценить те средства контроля, на основе которых будут определяться суть, объем и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур.

6. Система внутреннего контроля должна соответствовать объему и особенностям деятельности хозяйствующего субъекта. Аудитор в ходе аудиторской проверки обязан получить достаточную убежденность в том, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемого хозяйствующего субъекта.

7. В том случае, если аудитор убеждается, что он может опереться на соответствующие средства контроля, он получает возможность проводить аудиторские процедуры менее детально и (или) более выборочно, чем он делал бы в противном случае, а также может внести изменения в суть применяемых аудиторских процедур и в предполагаемые затраты времени на их осуществление.

8. При оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля в целом и в отдельности аудиторская организация использует следующие степени:

а) высокая;

б) средняя;

в) низкая.

9. Аудиторская организация может принять решение о применении в своей деятельности большего количества степеней при оценке эффективности и надежности.

10. Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля в обязательном порядке должны быть отражены в рабочей документации аудиторской организации. При этом рекомендуется использовать:

а) специально разработанные тестовые процедуры;

б) перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководящего персонала и работников бухгалтерии;

в) специальные бланки и проверочные листы;

г) перечни замечаний, протоколы или акты.

11. С учетом требований настоящего и других национальных стандартов аудиторской деятельности аудиторская организация самостоятельно разрабатывает методику и порядок изучения и оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также планирует процедуры аудиторской проверки в зависимости от результатов изучения и оценки. Снижение объема и детальности отдельных аудиторских процедур, произведенное в результате оценки средств контроля хозяйствующего субъекта, должно быть во всех таких случаях надлежащим образом аргументировано.

12. Мнение аудитора об организации системы бухгалтерского учета и эффективности системы внутреннего контроля является основанием для планирования проведения аудиторских процедур. Отсутствие документирования или ненадлежащее документирование особенностей системы бухгалтерского учета проверяемого хозяйствующего субъекта, а также результатов изучения и оценки системы внутреннего контроля данного хозяйствующего субъекта может служить доказательством ненадлежащего проведения аудиторской проверки.

13. Недостатки системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля, обнаруженные в ходе аудиторской проверки, а также рекомендации по их устранению необходимо отражать в аудиторском отчете.

III. ПОРЯДОК ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

14. Аудитор в ходе планирования и непосредственного проведения аудиторской проверки обязан изучить и оценить систему бухгалтерского учета проверяемого хозяйствующего субъекта.

15. Изучение системы бухгалтерского учета включает в себя анализ и оценку сведений о следующих сторонах финансово-хозяйственной деятельности проверяемого хозяйствующего субъекта:

а) учетная политика и основные принципы организации и ведения бухгалтерского учета;

б) если имеется подразделение, ответственное за ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой отчетности, то его организационная структура;

в) распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении бухгалтерского учета и подготовке финансовой отчетности;

г) организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;

д) порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров;

е) порядок подготовки периодической финансовой отчетности на основе данных бухгалтерского учета;

ж) роль и место средств вычислительной техники в организации и ведении бухгалтерского учета и подготовке финансовой отчетности;

з) объекты бухгалтерского учета, где риск возникновения ошибок или искажений финансовой отчетности особенно высок;

и) средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.

16. Аудитор в ходе аудиторской проверки обязан проверить соответствие организации системы бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта требованиям законодательства и результаты отразить в рабочей документации. Система бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта считается эффективной, если в ходе отражения хозяйственных операций выполняются следующие требования:

а) хозяйственные операции в бухгалтерском учете правильно отражают временной период их осуществления;

б) хозяйственные операции в бухгалтерском учете зафиксированы в правильных суммах;

в) хозяйственные операции правильно и в соответствии с требованиями законодательства и учетной политики отражены на счетах бухгалтерского учета;

г) зафиксированы детали хозяйственных операций, имеющие существенное значение для бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

17. В ходе аудиторской проверки необходимо ознакомиться с внутренними документами проверяемого хозяйствующего субъекта, касающимися организации, постановки и ведения бухгалтерского учета, и определить, в какой мере реальное состояние соответствует требованиям пункта 16 настоящего Стандарта. В необходимых случаях для такой сверки рекомендуется прослеживать движение отдельных сумм в учете от первичных документов до их отражения в отчетных документах.

IV. ПОРЯДОК ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

18. Аудитор в ходе аудиторской проверки должен принимать во внимание, что система внутреннего контроля хозяйствующего субъекта должна включать в себя:

а) систему бухгалтерского учета;

б) контрольную среду;

в) отдельные средства контроля.

19. Контрольная среда, под которой понимаются осведомленность и практические действия руководства хозяйствующего субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, включает в себя:

а) основные принципы управления данным хозяйствующим субъектом;

б) организационную структуру хозяйствующего субъекта;

в) распределение ответственности и полномочий работников;

г) осуществляемую кадровую политику;

д) порядок подготовки финансовой отчетности для внешних пользователей;

е) порядок осуществления управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;

ж) соответствие финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта в целом требованиям законодательства.

20. Руководство хозяйствующего субъекта несет ответственность за разработку и применение системы внутреннего контроля. От него зависит, чтобы система внутреннего контроля отвечала масштабам и специфике деятельности хозяйствующего субъекта, функционировала регулярно и эффективно. В хозяйствующем субъекте в соответствии с законодательством или учредительными документами может быть организован отдел внутреннего аудита или другая служба, которая будет осуществлять внутренний контроль или часть его функций.

21. Эффективная организационная структура хозяйствующего субъекта предполагает разделение ответственности и полномочий работников. Она должна препятствовать нарушениям отдельными лицами требований контроля и обеспечивать разделение несовместимых функций. Функции работника являются несовместимыми, если их сосредоточение у одного лица может способствовать совершению случайных или умышленных ошибок и нарушений и затруднять обнаружение таких ошибок и нарушений. Обычно подлежат распределению между различными лицами такие функции, как:

а) непосредственный доступ к имуществу (активам) хозяйствующего субъекта;

б) разрешение на осуществление хозяйственных операций;

в) отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

22. Надлежащее функционирование системы внутреннего контроля зависит также от работников, которым поручена соответствующая деятельность. Система отбора, найма, продвижения по службе, обучения и подготовки кадров должна обеспечивать высокую квалификацию соответствующего персонала.

23. Аудитор обязан принимать во внимание, что система внутреннего контроля может не с абсолютной точностью, а лишь с определенной степенью вероятности подтвердить, что цели, ради которых она была создана, достигнуты вследствие следующих ограничений системы внутреннего контроля:

а) требование руководством хозяйствующего субъекта того, чтобы затраты на осуществление контрольных мероприятий были меньше тех экономических выгод, которые дает применение таких мероприятий;

б) умышленное нарушение системы контроля в результате сговора работников хозяйствующего субъекта как с другими работниками данного хозяйствующего субъекта, так и с третьими лицами;

в) нарушение системы контроля вследствие злоупотреблений со стороны представителей руководства, ответственных за функционирование определенных частей контроля;

г) существенное изменение финансово-хозяйственной деятельности или правил ведения бухгалтерского учета, в результате чего принятые контрольные процедуры могут перестать быть эффективными.

24. Аудитор должен убедиться в том, что средства контроля проверяемого хозяйствующего субъекта достигают следующих целей:

а) хозяйственные операции выполняются с одобрения руководства как в целом, так и в конкретных случаях;

б) все операции фиксируются в бухгалтерском учете в правильных суммах, на надлежащих счетах бухгалтерского учета, в правильном периоде времени, в соответствии с принятой в хозяйствующем субъекте учетной политикой и обеспечивают возможность подготовки достоверной финансовой отчетности;

в) доступ к активам возможен только с разрешения соответствующего руководства;

г) соответствие зафиксированных в бухгалтерском учете и фактически имеющихся в наличии активов определяется уполномоченными лицами с установленной периодичностью, и в случае расхождений руководством предпринимаются надлежащие действия.

25. Аудитору следует убедиться в применении на проверяемом им хозяйствующем субъекте таких процедур внутреннего контроля, как:

а) арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей;

б) проведение сверок расчетов;

в) проверка правильности осуществления документооборота и наличия разрешительных записей руководящего персонала;

г) проведение в соответствии с установленным порядком периодических плановых и внезапных инвентаризаций кассовой наличности, бланков строгой отчетности, ценных бумаг и товарно-материальных ценностей на предмет выяснения соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию;

д) использование для целей контроля информации из источников, расположенных вне данного хозяйствующего субъекта;

е) осуществление мер, направленных на физическое ограничение доступа неуполномоченных лиц к активам предприятия, к системе ведения документации и записей по бухгалтерским счетам;

ж) исследование динамики показателей, сравнение плановых и сметных показателей с фактически имевшими место и выяснение причин существенных расхождений.

26. Аудитор оценивает систему внутреннего контроля хозяйствующего субъекта по следующим направлениям:

а) общее ознакомление с системой внутреннего контроля;

б) первичная оценка надежности системы внутреннего контроля;

в) подтверждение достоверности оценки системы внутреннего контроля.

Аудиторские организации могут принять решение о применении в своей деятельности большего количества этапов оценки системы внутреннего контроля.

27. Аудиторской организации в начале работы необходимо получить представление о специфике и масштабе деятельности хозяйствующего субъекта и системе его бухгалтерского учета. По итогам первоначального изучения аудиторская организация должна принять решение о том, может ли она в своей работе полагаться на систему внутреннего контроля хозяйствующего субъекта, подлежащего проверке.

28. В случае если аудиторская организация примет решение о том, что она не может полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля хозяйствующего субъекта, она должна планировать аудит таким образом, чтобы мнение аудитора не основывалось на доверии к этой системе. Это может быть сделано, когда надежность системы внутреннего контроля оценивается аудитором как "низкая" или когда аудитор решает не полагаться на эту систему.

29. В том случае, если по итогам общего изучения системы внутреннего контроля хозяйствующего субъекта аудиторская организация примет решение о том, что она может полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля, ей следует осуществить первичную оценку надежности системы внутреннего контроля.

30. Процедура первичной оценки надежности системы внутреннего контроля осуществляется на основе методики и приемов, которые аудиторские организации разрабатывают самостоятельно, с учетом требований настоящего Стандарта.

31. В ходе процедуры первичной оценки надежности системы внутреннего контроля аудитор обязан принимать во внимание, что:

а) необходимо проверять на предмет надежности средств контроля бухгалтерскую документацию хозяйствующего субъекта всего отчетного периода, а не только избранных периодов времени;

б) при проверке необходимо уделить большее внимание тем периодам, деятельность в которых имела особенности или различия по сравнению с деятельностью, типичной для всего периода в целом;

в) оценка надежности всей системы внутреннего контроля и (или) отдельных средств контроля как "низкая" не исключает возможности оценки надежности других отдельных средств контроля с применением степени "средняя" или "высокая".

32. По итогам процедуры первичной оценки надежности аудиторская организация может оценить надежность всей системы внутреннего контроля и (или) отдельных средств контроля как "среднюю" или как "высокую". В этом случае аудиторская организация должна планировать аудиторские процедуры исходя из этого предположения, но не должна доверять данной системе абсолютно.

33. В том случае, если по итогам процедуры первичной оценки аудиторская организация оценит надежность системы внутреннего контроля в целом и (или) отдельных средств контроля как "низкую", она обязана констатировать это и в дальнейшем планировать аудиторские процедуры соответствующим образом.

34. Аудиторская организация, принявшая по итогам процедуры первичной оценки решение о доверии системе внутреннего контроля и (или) отдельным средствам контроля, обязана в ходе аудиторской проверки осуществлять процедуры подтверждения достоверности этой системы.

35. Процедуры подтверждения достоверности системы внутреннего контроля и (или) отдельных средств контроля осуществляются на основе методики и приемов, которые разрабатываются аудиторской организацией самостоятельно с учетом требований настоящего и других национальных стандартов аудиторской деятельности.

36. В том случае, если аудиторская организация в ходе процесса подтверждения надежности придет к выводу о том, что оценка надежности системы внутреннего контроля в целом и (или) каких-либо отдельных средств внутреннего контроля окажется ниже той, которая была получена в ходе первичной оценки, она обязана соответствующим образом скорректировать порядок осуществления других аудиторских процедур, чтобы в целом повысить достоверность своих выводов по результатам проведения аудиторской проверки.

37. Все этапы оценки системы внутреннего контроля должны надлежащим образом документироваться с указанием соответствующей оценки надежности всей системы или отдельных средств контроля.

V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

38. Настоящий Стандарт согласован с Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства.

"Собрание законодательства Республики Узбекистан", 2007 г., № 15

Список стандартов аудита


Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus