НСБУ № 20 О ПОРЯДКЕ УПРОЩЕННОГО ВЕДЕНИЯ УЧЕТА И СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
УТРАТИЛ СИЛУ С УТВЕРЖДЕНИЕМ НОВОГО СТАНДАРТА (НСБУ №20) "Упрощенный порядок
ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства",
зарегистрированного МЮ 14.08.2013 г. № 2501
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ
РУз
24.01.2000 г.
№ 879 УТВЕРЖДЕН
МФ
РУз
23.11.1999 г.
№ 87
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Стандарт “О порядке
упрощенного ведения учета и составления отчетности субъектами малого
предпринимательства” разработан в соответствии со статьей 5 Закона Республики
Узбекистан “О бухгалтерском учете” и пунктом 6 Порядка применения упрощенной
системы налогообложения для малых предприятий, утвержденного постановлением
Кабинета Министров Республики Узбекистан 15.04.98 г. № 159. 1.2. Настоящий стандарт
действует наряду с общепринятыми правилами бухгалтерского учета и отчетности,
определенными Законом Республики Узбекистан “О бухгалтерском учете”. 1.3. Право выбора порядка
упрощенного ведения бухгалтерского учета предоставляется субъектам малого
предпринимательства на добровольной основе. 1.4. В соответствии с
Законом Республики Узбекистан “О бухгалтерском учете” ответственность за
организацию бухгалтерского учета возлагается на его руководителя. При этом
руководитель хозяйствующего субъекта вправе: - создавать службу
бухгалтерии под руководством главного бухгалтера или пользоваться услугами
бухгалтера, привлеченного на договорных условиях; - самостоятельно вести
бухгалтерский учет. 1.5. Бухгалтерский учет
отдельных объектов учета (основных средств, нематериальных активов, финансовых
вложений и т.д.) ведется в соответствии с установленными требованиями в других
Национальных стандартах бухгалтерского учета. 2. ЦЕЛИ 2.1. Целью данного
стандарта является определение порядка ведения учета и составления отчетности
для субъектов малого предпринимательства. 2.2. В целях детального
отражения, измерения и раскрытия отдельных операций и событий данный стандарт
применяется в сочетании с другими НСБУ. 3. СФЕРА ДЕЙСТВИЯ 3.1. Действие стандарта
распространяется на хозяйствующих субъектов, которые согласно установленным
законодательством критериям относятся к субъектам малого предпринимательства. 3.2. Действие данного
стандарта не распространяется на кредитные и страховые организации,
инвестиционные фонды и другие финансовые организации. 4. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Согласно законодательству
субъекты малого предпринимательства в Республике Узбекистан разделяются по
следующим критериям: 4.1. Микрофирмы со среднегодовой численностью работников, занятых в
производственных отраслях - не более 20 человек, в сфере услуг и других
непроизводственных отраслях - не более 10 человек, в оптовой, розничной торговле
и общественном питании - не более 5 человек. (Пункт в редакции Приказа министра
финансов, зарегистрированного МЮ 13.10.2003 г. № 879-1) 4.2. Малые предприятия со
среднегодовой численностью работников, занятых в отраслях: а) легкой и пищевой
промышленности, металлообработки и приборостроения, деревообрабатывающей,
мебельной промышленности и промышленности строительных материалов, - не более
100 человек; б) машиностроения,
металлургии, топливо-энергетической и химической промышленности, производства и
переработки сельскохозяйственной продукции, строительства и прочей
промышленно-производственной сферы, - не более 50 человек; в) науки, научного обслуживания, транспорта, связи сферы услуг (кроме страховых
компаний) торговли и общественного питания и другой непроизводственной сферы, -
не более 25 человек. (Пункт в редакции Приказа министра финансов,
зарегистрированного МЮ 13.10.2003 г. № 879-1) 5. ВЕДЕНИЕ УЧЕТА И
СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 5.1. Малые предприятия и
микрофирмы самостоятельно выбирают учетную политику предприятия исходя из
потребностей своей хозяйственной деятельности. 5.2. Бухгалтерский учет и
отчетность ведутся субъектами малого предпринимательства в соответствии с
едиными методологическими основами и порядком, установленными законодательством.
5.3. Для организации учета
по упрощенной форме малые предприятия и микрофирмы на основе типового Плана
счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий
имеют право составить сокращенный рабочий План счетов бухгалтерского учета
хозяйственных операций, который позволяет вести учет средств и их источников на
основных счетах и тем самым обеспечить контроль за достоверностью данных
бухгалтерского учета в целом. 5.4. Малые предприятия и
микрофирмы могут самостоятельно приспосабливать применяемые регистры
бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении следующих
требований: - единой методологической
основы (принцип двойной записи); - взаимосвязи данных
аналитического и синтетического учета; - сплошном отражении всех
хозяйственных операций в регистрах; - учета на основании
первичных учетных документов; накапливания и систематизации данных первичных
документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за
хозяйственной деятельностью, а также для составления финансовой отчетности. 5.5. Начальным этапом
бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных
операций путем составления определенных материальных носителей первичной учетной
информации. Следующими этапами учета являются: - регистрация сведений,
содержащихся в первичных учетных документах, в применяемых регистрах
бухгалтерского учета; - составление финансовой
отчетности; - использование данных
бухгалтерских регистров для получения другой необходимой для хозяйствующего
субъекта информации. 5.6. Формы первичных
документов, самостоятельно разрабатываемые хозяйствующими субъектами, должны
содержать обязательные реквизиты, предусмотренные в соответствующих типовых
формах, с добавлением элементов, отражающих специфику данного субъекта. 5.7. Для удобства учета
можно вести реестр хозяйственных операций за месяц (согласно приложению № 1), по
которому затем можно заполнить Книгу хозяйственных операций (согласно приложению
№ 2). Таким образом, при
упрощенной форме бухгалтерского учета возможно использование двух видов
регистров: - Книга учета хозяйственных
операций; - ведомости учета
соответствующих объектов учета (согласно приложениям с № В-1 по № В-11). Субъекты вправе вводить
дополнительные графы и строки в предлагаемые формы первичных документов с учетом
потребностей специфики своей деятельности. Книга учета хозяйственных
операций является регистром аналитического и синтетического учета, на основании
которого можно определить наличие средств и их источников на определенную дату и
составить финансовую отчетность. Ведомости являются
регистрами аналитического учета. Отсюда следует, что Книгу учета хозяйственных
операций можно заполнять либо по данным первичных документов, либо по итоговым
данным ведомостей. Книгу учета хозяйственных
операций можно вести в виде ведомости, открывая ее на месяц, или в форме книги,
в которой учет операций ведется весь отчетный год. При этом Книга должна быть
прошнурована и пронумерована. На последней ее странице записывается число
содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя и главного
бухгалтера, а также оттиском печати хозяйствующего субъекта. Книга учета хозяйственных
операций открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода по
каждому виду средств и источников, по которым они имеются. Затем в графе
“Содержание операций” записывается в хронологической последовательности
позиционным способом на основании каждого первичного документа все хозяйственные
операции этого месяца. При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в
Книге по графе “Контрольная сумма”, отражаются методом двойной записи
одновременно по графам “Дебет” и “Кредит” счетов учета соответствующих видов
средств и их источников. Общий итог дебетовых
оборотов всех счетов должен быть равен общему итогу кредитовых оборотов и итогу
“Контрольная сумма”. 5.8. В Книге хозяйственных
операций могут быть приведены все необходимые счета для ведения бухгалтерского
учета.
5.9.
Малые предприятия и микрофирмы представляют только годовую финансовую
отчетность, состоящую из бухгалтерского баланса - формы № 1, отчета о финансовых
результатах - формы № 2 и справки о дебиторской и кредиторской задолженностях -
формы № 2 а. (Пункт в редакции Приказа министра финансов, зарегистрированного МЮ
13.10.2003 г. № 879-1) |