Главная О компании 1С: Предприятие 8 Законодательство
Поиск Форум бухгалтеров Узбекский словарь Контакты
1С: Предприятие 8
 
.:
.:
1С: Бухгалтерия 8
1С: Инструкция пользователя
1С: Торговля 8
 
 
Последние темы форума:
  
.: Расчет отпускных
.: БУХУЧЕТ ПРОГРАММА 2019 ДА ДЕБЕТОР ВА КЕРЕДИТОРЛАРДА ХАТОЛИК БОР
.: Списание инвентаря и МБП
.: Программа ведения бухучета на Excel и другие полезные файлы
.: Проводки при сотрудничестве с OOO UZUM MARKET
.: БУХУЧЕТ 2019
.: БУХУЧЕТ ПРОГРАММАЛАРИ
.: НДФЛ и продажи с онлайн-магазина
.: Договор аренды не жилого помещения на безвозмездной основе между ЮЛ и ФЛ
.: Возврат излишне уплаченного налога на дивиденды
.: Табель учета рабочего времени
.: DDP Ташкент
.: Документы для 100% больничного
.: Менга 1C Предприятиянинг 8.3.12 кам булмаган версияси керак
.: Расходы операторов эсф
 
 
Кодексы РУз:
 
.:Налоговый
.:Административный
.:Административное судопроизводство
.:Бюджетный
.:Воздушный
.:Градостроительный
.:Гражданский
.:Гражданский процессуальный
.:Гражданский процессуальный 2018
.:Жилищный
.:Земельный
.:Семейный
.:Таможенный
.:Трудовой
.:Уголовный
.:Уголовно-исполнительный
.:Уголовно-процессуальный
.:Хозяйственный процессуальный
.:Экономический процессуальный
Классификаторы:
 
.: Классификатор стран мира
.: Классификатор таможенных платежей
.: Классификатор валют для таможенных целей
.: Классификатор условий поставки
.: Классификатор процедуры перемещения
.: Классификатор льгот... таможенных платежей
.: Классификация предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства
Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих
 
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
CAP / CIPA
 
.:
.:
.:
.:
.:
.:
.:
.:
О программе CAP / CIPA
Финансовый учёт 1
Финансовый учёт 2
Управленческий учёт 1
Управленческий учёт 2
Налоги и право
Финансовый менеджмент
Аудит
Национальные стандарты:
 
.:Бухгалтерского учета (НСБУ)
.:Налогового консультирования (НСНК)
.:Риэлторских услуг (НСРУ)
.:Оценки имущества (НСОИ)
.:Аудита (НСА)
Коды:
 
ОКОНХ КОПФ КФС ОКЭД
СООГУ ОКУВД ТН ВЭД 2007 ТН ВЭД 2012 Изменения в ТН ВЭД 2012 ТН ВЭД 2017
Узбекские пословицы:
 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я Ў Қ Ғ Ҳ
 

 


счетчики


 

Закон О гарантиях свободы предпринимательской деятельности

(Новая редакция)

Настоящая редакция утверждена Законом РУз от 02.05.2012 г. № ЗРУ-328

С изменениями в соответствии с Законом РУз от 29.12.2015 № ЗРУ-396

Дата актуализации: 15.02.2016

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные задачи настоящего Закона

Основными задачами настоящего Закона являются создание гарантий и условий для свободного участия и заинтересованности граждан в предпринимательской деятельности, повышение их деловой активности, а также защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Статья 2. Законодательство о гарантиях свободы предпринимательской деятельности

Законодательство о гарантиях свободы предпринимательской деятельности состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

К некоммерческим организациям настоящий Закон применяется в той части их деятельности, которая по своему характеру является предпринимательской.

Отношения, связанные с гарантиями и мерами защиты прав субъектов предпринимательской деятельности - предприятий с иностранными инвестициями, регулируются также законодательством о гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о гарантиях свободы предпринимательской деятельности, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Понятие предпринимательской деятельности

Предпринимательской деятельностью (предпринимательством) является инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством, направленная на получение дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность.

Статья 4. Субъекты предпринимательской деятельности

Субъектами предпринимательской деятельности (субъектами предпринимательства) являются юридические и физические лица, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Государственные органы (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), их должностные лица, а также другие лица, которым законодательством запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, не могут быть субъектами предпринимательской деятельности.

Статья 5. Субъекты малого предпринимательства

Субъектами малого предпринимательства являются:

1) индивидуальные предприниматели;

2) микрофирмы со среднегодовой численностью работников, занятых в производственных отраслях, - не более двадцати человек, в сфере услуг и других непроизводственных отраслях - не более десяти человек, в оптовой, розничной торговле и общественном питании - не более пяти человек;

3) малые предприятия со среднегодовой численностью работников, занятых в отраслях:

легкой и пищевой промышленности, металлообработки и приборостроения, деревообрабатывающей, мебельной промышленности, промышленности строительных материалов, а также прочей промышленно-производственной сферы, предусмотренной законодательством, - не более ста человек; легкой, пищевой промышленности и промышленности строительных материалов, предусмотренной законодательством, — не более двухсот человек;

металлообработки и приборостроения, деревообрабатывающей, мебельной промышленности, а также прочей промышленно-производственной сферы, предусмотренной законодательством, — не более ста человек;

абзацы третий и четвертый считать бзацами четвертым и пятым в соответствии с Законом РУз от 11.12.2014 № ЗРУ-381

машиностроения, металлургии, топливно-энергетической и химической промышленности, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, строительства и прочей промышленно-производственной сферы, предусмотренной законодательством, - не более пятидесяти человек;

науки, научного обслуживания, транспорта, связи, сферы услуг (кроме страховых компаний), торговли и общественного питания и другой непроизводственной сферы - не более двадцати пяти человек.

Среднегодовая численность работников субъектов малого предпринимательства определяется в порядке, установленном законодательством. При этом учитывается также численность работников, принятых на работу по совместительству, договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, а также численность работающих на унитарных (дочерних) предприятиях, в представительствах и филиалах.

Юридические и физические лица, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота.

Льготы, преференции, гарантии и права, предусмотренные законодательством для субъектов малого предпринимательства, предоставляются субъектам предпринимательства, указанным в части первой настоящей статьи, на основании их обращений в уполномоченные органы и организации (органы государственной налоговой, таможенной службы, органы государственной статистики, банки и др.) в зависимости от характера льгот, преференций, гарантий и прав с письменным уведомлением о том, что они являются субъектами малого предпринимательства. Ответственность за достоверность такого уведомления возлагается на субъектов предпринимательства, представивших уведомление Льготы и преференции, гарантии и права, предусмотренные законодательством для субъектов малого предпринимательства, применяются субъектами предпринимательства, указанными в части первой настоящей статьи, без письменного обращения в уполномоченные органы и организации (органы государственной налоговой, таможенной службы, органы государственной статистики, банки и др.).

Перечень льгот и преференций, предусмотренных законодательством для субъектов малого предпринимательства, публикуется и постоянно обновляется в Едином реестре льгот и преференций для субъектов предпринимательства на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан.

Порядок формирования и постоянного обновления Единого реестра льгот и преференций для субъектов предпринимательства на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

часть пятую считать частью седьмой в соответствии с Законом РУз от 20.08.2015 № ЗРУ-391

В случае превышения микрофирмой и малым предприятием установленной среднегодовой численности работников они лишаются льгот, преференций, гарантий и прав, предусмотренных законодательством, на период, в течение которого допущено превышение. Данное положение не распространяется в случаях, когда:

при заключении микрофирмой и малым предприятием трудовых договоров с выпускниками профессиональных колледжей, академических лицеев и высших образовательных учреждений Республики Узбекистан установленная среднегодовая численность занятых работников превышает не более чем на 20 50 (с 1 января 2015 года) процентов. Превышение численности работников допускается при условии, что со дня окончания выпускниками профессиональных колледжей, академических лицеев и высших образовательных учреждений Республики Узбекистан прошло не более трех лет;

при заключении малым предприятием трудовых договоров с гражданами, работающими на дому (надомниками), установленная среднегодовая численность занятых работников превышает не более чем на 30 процентов.

Статья 6. Индивидуальное предпринимательство

Индивидуальным предпринимательством является осуществление физическим лицом предпринимательской деятельности без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель).

Индивидуальное предпринимательство осуществляется индивидуальным предпринимателем самостоятельно, без права найма работников, на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного вещного права, допускающего владение и (или) пользование имуществом.

Индивидуальный предприниматель вправе осуществлять найм работников в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

части третью — шестую считать соответственно частями четвертой — седьмой в соответствии с Законом РУз от 20.08.2015 № ЗРУ-391

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие ремесленническую деятельность, вправе привлекать для изготовления товаров (работ, услуг) не более пяти учеников с выплатой им соответствующего вознаграждения.

Индивидуальный предприниматель занимается предпринимательской деятельностью, приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем. Физическое лицо при совершении сделок, связанных с его предпринимательской деятельностью, должно указывать, что оно действует в качестве индивидуального предпринимателя, если это с очевидностью не вытекает из самой обстановки совершения сделок. Отсутствие такого указания не освобождает индивидуального предпринимателя от ответственности, которую он несет по своим обязательствам.

При осуществлении своей деятельности индивидуальный предприниматель вправе использовать персональные бланки деловой документации, печать, штампы, тексты которых должны свидетельствовать о том, что данное лицо является индивидуальным предпринимателем.

В случаях когда для осуществления индивидуального предпринимательства один из супругов использует общее совместное имущество супругов, требуется согласие другого супруга (супруги), если иное не предусмотрено законом, брачным договором либо иным соглашением между супругами.

Статья 7. Совместная предпринимательская деятельность физических лиц без образования юридического лица

Физические лица могут осуществлять совместную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в формах семейного предпринимательства, простого товарищества и дехканского хозяйства.

Физические лица могут быть сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления совместной предпринимательской деятельности, только после их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.

Отношения, связанные с осуществлением семейного предпринимательства, созданием, деятельностью и прекращением деятельности простого товарищества и дехканского хозяйства, регулируются законодательством.

Статья 8. Права субъектов предпринимательской деятельности

Субъекты предпринимательской деятельности вправе:

осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством;

быть учредителями (участниками) других субъектов предпринимательства - юридических лиц;

владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, принадлежащим им на праве собственности;

самостоятельно выбирать направления своей деятельности, поставщиков и потребителей своих товаров (работ, услуг);

получать доход (прибыль) от предпринимательства в неограниченном размере, за исключением субъектов предпринимательской деятельности, занимающих доминирующее положение на рынке товаров (работ, услуг);

реализовывать свои товары (работы, услуги), отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка или на договорной основе, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

свободно распоряжаться доходом (прибылью), остающимся после покрытия всех производственных издержек, уплаты налогов и других обязательных платежей, за исключением случаев принудительного взыскания в судебном порядке;

получать кредиты, привлекать на договорных условиях денежные средства и иное имущество других юридических и физических лиц, в том числе приобретать и (или) получать безвозмездно, в аренду (лизинг) здания, сооружения, оборудование и иное имущество, и направлять их на осуществление предпринимательской деятельности;

осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Субъекты предпринимательской деятельности могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Статья 9. Обязанности субъектов предпринимательской деятельности

Субъекты предпринимательской деятельности обязаны:

выполнять обязательства, вытекающие из заключенных ими договоров;

уплачивать налоги и другие обязательные платежи;

устанавливать размер оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту), не ниже установленного законодательством минимального размера не ниже установленного законодательством размера по первому разряду Единой тарифной сетки по оплате труда, своевременно производить расчеты с ними, а также страховать в качестве работодателя свою гражданскую ответственность;

соблюдать требования законодательства и нормативных документов в области охраны труда и техники безопасности, экологии, санитарии и гигиены;

соблюдать требования законодательства о конкуренции и о защите прав потребителей;

иметь сертификаты на реализуемые продукцию и услуги;

своевременно информировать соответствующие государственные органы об изменении местонахождения (почтового адреса) и иных реквизитов;

вести бухгалтерский, оперативный и статистический учет в соответствии с требованиями законодательства;

в установленном порядке и сроки представлять в соответствующие государственные органы отчетность о своей деятельности.

Субъекты предпринимательской деятельности могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

Статья 10. Объединения субъектов предпринимательской деятельности

Субъекты предпринимательства в целях координации их деятельности, а также представления и защиты своих прав и интересов могут объединяться в ассоциации (союзы) и иные объединения, являющиеся некоммерческими организациями.

Отношения, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией объединений субъектов предпринимательской деятельности, регулируются законодательством.

Статья 11. Приоритет прав субъекта предпринимательской деятельности

Во взаимоотношениях субъектов предпринимательской деятельности с государственными, в том числе правоохранительными и контролирующими органами, а также банками действует принцип приоритета прав субъекта предпринимательской деятельности, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, толкуются в пользу субъекта предпринимательской деятельности.

Статья 12. Недопущение недобросовестной конкуренции

Не допускаются действия субъектов предпринимательства, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота и причиняют или могут причинить убытки другим субъектам предпринимательства - конкурентам, либо наносят или могут нанести ущерб их деловой репутации.

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 13. Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности

Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществляется соответствующим государственным органом по принципу в "одно окно" и, как правило, на уведомительной основе в порядке, установленном законодательством.

Регистрирующие органы не вправе отказать заявителю в государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности по мотивам нецелесообразности его создания или устанавливать дополнительные требования, не предусмотренные законодательством.

Отказ в государственной регистрации заявителя в качестве субъекта предпринимательской деятельности, а также нарушение сроков государственной регистрации могут быть обжалованы в суд. В случае признания судом решения регистрирующего органа, а также действия (бездействие) его должностных лиц незаконными последние возмещают заявителю убытки и компенсируют моральный вред, причиненный отказом в регистрации или нарушением срока регистрации.

Статья 14. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности

Виды предпринимательской деятельности, подлежащие лицензированию, определяются законодательными актами.

Порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом, устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 15. Имущественная основа предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность может осуществляться на основе собственного имущества субъектов предпринимательства и (или) привлеченного имущества.

Имущество, в том числе имущественные права, на основе и посредством которых субъекты предпринимательства осуществляют предпринимательскую деятельность, может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением прав, в порядке, предусмотренном законодательством.

Статья 16. Кредитование и страхование субъектов предпринимательской деятельности

Кредитование субъектов предпринимательской деятельности осуществляется в порядке, установленном законодательством.

При выдаче кредитов субъекту предпринимательской деятельности гарантами могут являться банки, иные кредитные или страховые организации. Поручителями могут выступать платежеспособные юридические и физические лица, а также органы самоуправления граждан в порядке, установленном законодательством.

В качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитным договорам субъект предпринимательской деятельности может использовать свое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением случаев, установленных законом, а также полис страхования риска непогашения им полученного кредита.

Субъекты предпринимательства в случаях, предусмотренных законодательством, имеют право на льготное кредитование.

Страхование субъектов предпринимательской деятельности осуществляется страховыми организациями в порядке, установленном законодательством и договором.

Статья 17. Учет и отчетность

Субъекты предпринимательской деятельности ведут учет и отчетность в соответствии с законодательством. Отчетность по выбору субъекта предпринимательства может составляться на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Отчетность субъектов предпринимательства, представленная в электронной форме, подтверждается электронной цифровой подписью субъекта предпринимательства. Государство стимулирует ведение субъектами предпринимательства учета в электронном виде путем распространения на льготных условиях или бесплатно программного обеспечения.

Субъекты малого предпринимательства представляют отчетность по установленным формам только в органы государственной статистики и органы государственной налоговой службы, а индивидуальные предприниматели - в органы государственной налоговой службы.

Государственным органам запрещается устанавливать для субъектов предпринимательства дополнительные виды отчетности, не предусмотренные законодательством.

ГЛАВА 3. ГАРАНТИИ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 18. Конституционные гарантии свободы предпринимательской деятельности

Государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства, равноправие и правовую защиту всех форм собственности.

Частная собственность наряду с другими формами собственности неприкосновенна и защищается государством.

Субъект предпринимательства по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается имуществом, принадлежащим ему на праве собственности.

Субъектам предпринимательства гарантируется судебная защита их прав и свобод, право обжалования в суд незаконных решений государственных органов, органов самоуправления граждан, других организаций, действий (бездействия) их должностных лиц.

Статья 181. Гарантии от неблагоприятного изменения законодательства для субъектов предпринимательской деятельности

Акты законодательства, предусматривающие усложнение процедуры осуществления предпринимательской деятельности и возложение на субъектов предпринимательской деятельности новых обязанностей, а также устанавливающие новые меры их ответственности, вступают в силу не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования.

В актах законодательства, предусмотренных в части первой настоящей статьи, должен быть указан срок вступления их (или их частей) в силу.

Статья 19. Гарантии свободы осуществления субъектами предпринимательства любой деятельности, не запрещенной законодательством

Субъекты предпринимательства вправе осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством.

Учредители субъектов предпринимательской деятельности - юридических лиц вправе в учредительных документах перечислять лишь основные виды деятельности. Субъекты предпринимательской деятельности - юридические лица могут заниматься и не указанным в учредительных документах видом деятельности.

Виды деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели, определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 20. Гарантии свободы распоряжения субъектами предпринимательства собственными товарами (работами, услугами) и доходами (прибылью)

Субъекты предпринимательской деятельности являются собственниками производимых ими товаров (работ, услуг) и полученных от их реализации доходов (прибыли).

Субъекты предпринимательской деятельности по своему усмотрению распоряжаются доходом (прибылью), остающимся после покрытия всех производственных издержек, уплаты налогов и других обязательных платежей, за исключением случаев принудительного взыскания в судебном порядке.

Статья 21. Гарантии распоряжения денежными средствами

Субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно распоряжаются своими денежными средствами.

Банк или иная кредитная организация может использовать денежные средства, имеющиеся на банковском счете (счете) субъектов предпринимательской деятельности, гарантируя их наличие при предъявлении требований к счету и право субъектов предпринимательской деятельности беспрепятственно распоряжаться этими средствами в пределах находящихся на счете сумм.

Банк или иная кредитная организация обязана зачислять поступившие на счет субъекта предпринимательской деятельности денежные средства, выдавать или перечислять их со счета по распоряжению субъекта предпринимательской деятельности не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом или договором. В случае нарушения установленных сроков операций по счету банк или иная кредитная организация уплачивает субъекту предпринимательской деятельности проценты в порядке и сроки, предусмотренные законодательством.

Если иное не предусмотрено договором, за пользование денежными средствами, находящимися на счете, банк или иная кредитная организация уплачивает субъекту предпринимательской деятельности проценты, сумма которых зачисляется на его счет.

Государственные органы, банки или иные кредитные организации не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств субъектов предпринимательской деятельности и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором, ограничения их прав распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Средства субъектов предпринимательской деятельности, находящиеся на их счетах в обслуживающих банках, могут быть получены в виде наличных денежных средств в порядке, установленном законодательством.

Запрещается истребование информации о наличии денежных средств на банковских счетах субъектов предпринимательской деятельности, а также ее предоставление банками, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Статья 22. Гарантии свободы внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательской деятельности

Субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно осуществляют внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством.

Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности является основанием для открытия валютных счетов и осуществления внешнеэкономической деятельности. Для индивидуальных предпринимателей, импортирующих товары, основанием для осуществления внешнеэкономической деятельности является также их регистрация в качестве участников внешнеэкономических связей.

Статья 23. Гарантии права собственности и других вещных прав субъектов предпринимательской деятельности

Собственность субъектов предпринимательской деятельности неприкосновенна и охраняется законом.

Субъект предпринимательской деятельности вправе совершать в отношении имущества, принадлежащего ему на праве собственности, любые действия, не противоречащие закону. При этом осуществление субъектом предпринимательской деятельности своих правомочий собственника не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц. В случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных законом, субъект предпринимательской деятельности обязан допустить ограниченное пользование его имуществом другими лицами.

Не допускаются изъятие собственности, прекращение других вещных прав субъекта предпринимательской деятельности, а также их ограничение, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Субъект предпринимательской деятельности вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, а также требовать устранения всяких нарушений его права собственности, хотя эти нарушения и не были связаны с лишением владения.

В случае принятия акта законодательства, прекращающего право собственности, убытки, причиненные субъекту предпринимательства - собственнику имущества в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом. Стоимость имущества, изымаемого при прекращении права собственности, определяется оценочной организацией на момент прекращения права собственности, если иное не установлено законодательством.

Вещные права субъектов предпринимательской деятельности защищаются в порядке, предусмотренном законом.

Статья 24. Гарантии права пользования фермерскими хозяйствами земельными участками

Для ведения фермерского хозяйства земельные участки предоставляются в аренду на основе открытого конкурса сроком до пятидесяти лет, но не менее чем на тридцать лет.

При получении земельного участка для ведения фермерского хозяйства преимущественным правом пользуются лица, проживающие в той местности, где создается фермерское хозяйство.

Размеры земельного участка и его границы могут быть изменены только с согласия главы фермерского хозяйства.

Изъятие земельного участка или его части допускается только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством законом.

Договор аренды земельного участка может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон, а при недостижении согласия сторон - судом. Основания для изменения или расторжения договоров аренды земельных участков, заключенных с фермерскими хозяйствами, определяются законодательством.

В случае ликвидации фермерского хозяйства договор аренды земельного участка, предоставленного для его ведения, подлежит расторжению в порядке, установленном законодательством.

Статья 25. Гарантии права пользования дехканскими хозяйствами земельными участками

Права и обязанности дехканского хозяйства в области землевладения и землепользования определяются законодательством.

Приусадебный земельный участок, предоставленный дехканскому хозяйству, разделу не подлежит.

Размеры приусадебного земельного участка и его границы могут быть изменены только с согласия главы дехканского хозяйства.

Изъятие земельного участка дехканского хозяйства допускается в случаях, предусмотренных законом, только после предоставления другого равноценного земельного участка с возмещением стоимости насаждений, сносимых зданий и сооружений либо их переносом или строительством иных зданий и сооружений и возмещения в полном объеме всех других убытков (включая упущенную выгоду) в порядке, установленном законодательством Изъятие земельного участка дехканского хозяйства для государственных и общественных нужд допускается только после предоставления другого равноценного земельного участка с возмещением рыночной стоимости насаждений, сносимых зданий и сооружений либо их переносом или строительством иных зданий и сооружений и возмещения в полном объеме всех других убытков (включая упущенную выгоду) в случаях и порядке, установленных законодательством.

Статья 26. Гарантии свободного доступа субъектов предпринимательства на рынок ценных бумаг, рынки сырья, товаров и услуг

Субъекты предпринимательской деятельности имеют равные возможности по свободному доступу на рынок ценных бумаг, рынки сырья, товаров и услуг, а также участию в поставке отдельных видов товаров, выполнению работ и оказанию услуг для государственных нужд. Не допускаются какие-либо ограничения по доступу субъектов предпринимательской деятельности на рынок ценных бумаг, рынки сырья, товаров и услуг со стороны государственных органов, а также их должностных лиц.

Государственные органы принимают меры по размещению заказов на производство и поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд среди субъектов предпринимательской деятельности. При проведении конкурсов по государственным закупкам, при прочих равных условиях, предпочтение отдается субъектам малого предпринимательства. Кабинетом Министров Республики Узбекистан могут быть установлены иные особые условия доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынок ценных бумаг, рынки сырья, отдельных товаров и услуг.

Статья 27. Гарантии свободного доступа фермерских и дехканских хозяйств к материально-техническим ресурсам, посевным материалам, саженцам и племенному скоту

Фермерские и дехканские хозяйства имеют равные права с другими субъектами предпринимательства по свободному доступу на рынки материально-технических ресурсов, включая горюче-смазочные материалы, комбикорма, органические и минеральные удобрения.

Государственные органы, органы хозяйственного управления, органы самоуправления граждан создают условия по обеспечению потребности фермерских и дехканских хозяйств в посевных материалах, саженцах, средствах защиты сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней, племенном скоте.

Статья 28. Гарантии осуществления водопотребления фермерскими и дехканскими хозяйствами

Фермерские и дехканские хозяйства осуществляют водопотребление на равных правах с другими сельскохозяйственными предприятиями на основе ежегодных лимитов водозабора из водных объектов, устанавливаемых обслуживающими их ассоциациями водопотребителей.

Лимиты водозабора из водных объектов для фермерских и дехканских хозяйств, за исключением случаев понижения водности источников, не могут быть изменены без их согласия.

Ограничение права водопотребления фермерских и дехканских хозяйств государственными органами допускается только в случаях, установленных законодательством.

Статья 29. Гарантии доступа субъектов предпринимательства к кредитным ресурсам

Субъекты предпринимательской деятельности имеют равные права доступа к кредитным ресурсам.

Государством могут определяться льготные процентные ставки за пользование кредитами, выделяемыми из средств внебюджетных фондов на развитие приоритетных направлений предпринимательской деятельности, в том числе на формирование первоначального (стартового) капитала субъектов малого предпринимательства, фермерских и дехканских хозяйств.

Государство может создавать благоприятные условия банкам и иным кредитным организациям, оказывающим услуги по льготному кредитованию субъектов предпринимательской деятельности.

Банки имеют право при выдаче кредитов субъектам малого предпринимательства учитывать в общей сумме кредита расходы, связанные с оформлением залогового обеспечения заемщика.

Статья 30. Гарантии доступа субъектов предпринимательства к информации

Государственные органы, их должностные лица обязаны обеспечивать субъектам предпринимательской деятельности возможность ознакомления с актами законодательства, документами, решениями и иными материалами, затрагивающими их права и законные интересы. Доступ к информации обеспечивается путем опубликования и распространения актов законодательства и соответствующих материалов в средствах массовой информации, в том числе через всемирную информационную сеть Интернет на официальных веб-сайтах государственных органов.

К субъектам предпринимательской деятельности не применяются меры ответственности за нарушение требований нормативно-правовых актов и иных актов, принятых министерствами, государственными комитетами и ведомствами, органами государственной власти на местах, регламентирующих вопросы взаимоотношений с субъектами предпринимательской деятельности, не опубликованных через всемирную информационную сеть Интернет на их официальных веб-сайтах.

части вторую, третью и четвертую считать частями третьей, четвертой и пятой в соответствии с Законом РУз от 11.12.2014 № ЗРУ-381

Информация, затрагивающая права и законные интересы субъектов предпринимательства, предоставляется бесплатно, а за предоставление иной информации может взиматься плата в установленном порядке.

Органы государственной статистики обеспечивают регулярное опубликование общедоступной статистической информации.

Соответствующими государственными органами обеспечивается регулярная публикация в средствах массовой информации, в том числе через всемирную информационную сеть Интернет на своих официальных веб-сайтах, перечня земельных участков, предоставляемых для строительства новых предприятий, а также объектов незавершенного строительства, пустующих и неэффективно используемых зданий и сооружений, предлагаемых к реализации и сдаче в аренду субъектам предпринимательства.

Статья 30-1. Гарантии реализации льгот и преференций, предоставленных субъектам предпринимательской деятельности

Государственные органы, их должностные лица обязаны в пределах своей компетенции разъяснять порядок применения льгот и преференций, предоставленных законодательством, а также обеспечивать их применение.

Статья 31. Гарантии рассмотрения обращений субъектов предпринимательской деятельности

Субъекты предпринимательской деятельности имеют право обращаться в государственные органы или органы хозяйственного управления с заявлениями, предложениями и жалобами. Заявления, предложения и жалобы субъектов предпринимательской деятельности подаются непосредственно государственному органу или органу хозяйственного управления, в полномочия которого входит разрешение поставленных в них вопросов, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу.

В обращениях должны быть указаны полное фирменное наименование субъекта предпринимательства - юридического лица, его местонахождение (почтовый адрес) или фамилия, имя, отчество субъекта предпринимательства -физического лица, его место жительства (адрес), а также изложена суть заявления, предложения или жалобы. Письменные обращения должны быть закреплены подписью уполномоченного лица субъекта предпринимательства -юридического лица или подписью субъекта предпринимательства - физического лица. Обращения субъектов предпринимательства, представленные в электронной форме, подтверждаются электронной цифровой подписью субъекта предпринимательства.

Обращения субъектов предпринимательства подлежат обязательному принятию и рассмотрению, за исключением обращений, которые не отвечают требованиям, предусмотренным частью второй настоящей статьи. Обращения субъектов предпринимательства, не отвечающие требованиям, предусмотренным частью второй настоящей статьи, считаются анонимными и рассмотрению не подлежат.

Предложения субъектов предпринимательской деятельности рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный орган или орган хозяйственного управления, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается субъекту предпринимательской деятельности, внесшему предложение, в десятидневный срок. Заявления или жалобы рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный орган или орган хозяйственного управления, который обязан разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее пятнадцати дней.

В тех случаях когда для рассмотрения заявления или жалобы необходимо проведение проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки рассмотрения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем соответствующего государственного органа или органа хозяйственного управления, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом субъекту предпринимательской деятельности, подавшему заявление или жалобу.

Государственными органами и органами хозяйственного управления во всемирной информационной сети Интернет создается постоянно обновляемая страница, предоставляющая субъектам предпринимательства возможность подавать жалобы на неправомерные решения государственных органов или органов хозяйственного управления, действия (бездействие) их должностных лиц.

Статья 32. Гарантии от национализации, конфискации и реквизиции имущества субъектов предпринимательской деятельности

Имущество субъектов предпринимательской деятельности не подлежит национализации и конфискации, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Имущество субъектов предпринимательской деятельности не подлежит реквизиции, за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, с выплатой собственнику стоимости реквизируемого имущества. Решение о реквизиции принимается государственными органами в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Субъекты предпринимательской деятельности вправе обжаловать в судебном порядке решение о национализации, конфискации и реквизиции.

Статья 33. Гарантии использования фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания)

Субъект предпринимательской деятельности - юридическое лицо имеет право на фирменное наименование, определяемое им самостоятельно и указываемое в его учредительных документах.

Право на фирменное наименование, указанное в учредительных документах, возникает с момента государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности.

Не может быть зарегистрировано фирменное наименование субъектов предпринимательской деятельности, тождественное или сходное до степени смешения с ранее зарегистрированным настолько, что это может привести к отождествлению соответствующих субъектов предпринимательства.

Право на использование товарного знака (знака обслуживания) предоставляется на основании его регистрации. Товарный знак (знак обслуживания) может быть зарегистрирован на имя субъекта предпринимательской деятельности - юридического или физического лица.

Владельцу фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания) принадлежит исключительное право на использование, внесение изменений и дополнений в них.

При издании, публичном исполнении или ином использовании фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания) внесение каких бы то ни было изменений как в само фирменное наименование, товарный знак (знак обслуживания), так и в их обозначение допускается только с согласия их владельца.

Право на неприкосновенность фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания) принадлежит владельцу фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания).

Право на использование фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания) может быть предоставлено их владельцем другому лицу на основании заключенного между ними лицензионного договора или договора комплексной предпринимательской лицензии в соответствии с законодательством.

Статья 34. Гарантии невмешательства в предпринимательскую деятельность

Государственные органы, другие организации и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность субъектов предпринимательской деятельности, осуществляемую в соответствии с законодательством.

Если государственные органы и их должностные лица обнаружат нарушения законодательства в деятельности субъектов предпринимательской деятельности, они могут принять те меры, на которые они уполномочены и которые прямо связаны с устранением конкретного нарушения. Государственные органы и их должностные лица не могут использовать факт наличия нарушения в качестве основания для вмешательства или ограничения иной законной деятельности субъектов предпринимательской деятельности.

Государственным органам, в том числе правоохранительным органам, и другим организациям, а также их должностным лицам запрещается:

принимать решения, выдавать предписания и иные указания субъектам предпринимательской деятельности по вопросам совершения сделок, распределения прибыли, избрания (назначения) руководителя и членов исполнительного органа и иным вопросам, отнесенным к компетенции органов управления субъектов предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом;

применять меры ответственности к членам органов управления субъектов предпринимательской деятельности за решения, принятые в пределах их полномочий на условиях предпринимательского риска, повлекшие за собой убытки».

части третью и четвертую считать соответственно частями четвертой и пятой в соответствии с Законом РУз от 29.12.2015 № ЗРУ-396

Государственным органам, другим организациям и их должностным лицам запрещается вмешиваться в деятельность банков, включая назначение руководящих работников их филиалов, требование различного рода выплат и взносов за счет средств банка. Правоохранительным и контролирующим органам запрещается вмешиваться в деятельность банков по управлению предпринимательскими рисками, связанными с формированием кредитного портфеля и активов банков.

Государственные органы, другие организации и их должностные лица не вправе вмешиваться в предпринимательскую деятельность дехканских и фермерских хозяйств, в том числе в выборе ими агротехнических приемов, ассортимента производимой продукции, определения ее цены и направления реализации, за исключением закупок, предназначенных для государственных нужд.

ГЛАВА 4. ЗАЩИТА ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 35. Защита деловой репутации субъекта предпринимательской деятельности

Субъект предпринимательской деятельности вправе требовать в судебном порядке опровержения порочащих его деловую репутацию сведений, если лицо, распространившее такие сведения, не докажет, что они соответствуют действительности.

Если сведения, порочащие деловую репутацию субъекта предпринимательской деятельности, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву. Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом. Субъект предпринимательской деятельности, в отношении которого распространены сведения, порочащие его деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных их распространением.

Статья 36. Защита результатов интеллектуальной деятельности

Исключительное право субъекта предпринимательской деятельности на объективно выраженные результаты интеллектуальной деятельности и средства его индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.) охраняется законом и защищается государством.

Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектами исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.

Статья 37. Защита коммерческой тайны и нераскрытой информации субъектов предпринимательской деятельности

Информация, составляющая коммерческую тайну, неизвестная третьим лицам (нераскрытая информация), защищается в случае, когда такая информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Право на защиту нераскрытой информации от незаконного использования возникает независимо от выполнения в отношении этой информации каких-либо формальностей (ее государственной регистрации, получения свидетельств и т.п.).

Правила о защите нераскрытой информации не применяются в отношении сведений, которые в соответствии с законом не могут составлять служебную или коммерческую тайну (сведения о юридических лицах, правах на имущество и сделках с ним, подлежащие государственной регистрации, сведения, подлежащие предоставлению в качестве государственной статистической отчетности, и др.).

Лицо, без законных оснований получившее или распространившее нераскрытую информацию либо использующее ее, обязано возместить тому, кто правомерно обладает этой информацией, убытки, причиненные ее незаконным использованием.

Лицо, самостоятельно и правомерно получившее сведения, составляющие содержание нераскрытой информации, вправе использовать эти сведения независимо от прав обладателя соответствующей нераскрытой информации и не отвечает перед ним за такое использование.

Статья 38. Возмещение вреда, причиненного субъекту предпринимательской деятельности

Вред, причиненный субъекту предпринимательской деятельности, подлежит возмещению лицом, его причинившим, в полном объеме, включая упущенную выгоду. Законом может быть возложена обязанность возмещения вреда на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Убытки, причиненные субъекту предпринимательской деятельности в результате незаконных решений государственных органов, органов самоуправления граждан или действий (бездействия) их должностных лиц, в том числе принятия не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа самоуправления граждан, подлежат возмещению государством либо органом самоуправления граждан на основании решения суда. Решением суда возмещение убытков может быть возложено на должностных лиц государственных органов, органов самоуправления граждан, по вине которых причинены убытки.

Статья 39. Ограничение проверок деятельности субъектов предпринимательства

Проверки деятельности субъектов предпринимательства могут осуществляться контролирующими органами в плановом порядке не чаще одного раза в год по решению специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов, за исключением частных предприятий и случаев, предусмотренных частями второй-шестой настоящей статьи.

Проверки деятельности субъектов предпринимательства, своевременно и в полном объеме соблюдающих установленные нормы и правила, осуществляются контролирующими органами не чаще одного раза в два года, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Проверки деятельности частных предприятий могут осуществляться контролирующими органами в установленном порядке не чаще одного раза в два года, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств осуществляются не чаще одного раза в четыре года, других субъектов предпринимательства - не чаще одного раза в три года. Плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности частных банковских и иных частных финансовых институтов осуществляются не чаще одного раза в пять лет, субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств – не чаще одного раза в четыре года, других субъектов предпринимательства – не чаще одного раза в три года.

Финансово-хозяйственная деятельность вновь созданных субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств не подлежит плановым проверкам в течение первых трех лет с момента их государственной регистрации, за исключением случаев, предусмотренных частью шестой настоящей статьи.

Финансово-хозяйственная деятельность вновь созданных субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств, выпускающих подакцизные товары, а также финансово-хозяйственная деятельность субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств, связанная с целевым использованием бюджетных и централизованных средств и ресурсов, не подлежат плановым проверкам в течение первых двух лет с момента их государственной регистрации.

Сроки проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства не должны превышать тридцати календарных дней. В исключительных случаях по решению специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов этот срок может быть продлен, при этом данное положение не может быть распространено на субъекты малого предпринимательства.

Контролирующий орган обязан в письменной форме известить субъекта предпринимательства о начале проведения плановой проверки не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения проверки с указанием сроков и предмета проведения проверки.

Проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства осуществляются в установленном порядке только органами государственной налоговой службы, а при выявлении ими в ходе проверок признаков налоговых и валютных преступлений - Департаментом по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.

Проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства могут быть инициированы органами государственной налоговой службы только в случаях выявления нарушений по результатам камерального контроля, проводимого на основе изучения и анализа представленной в установленном порядке субъектом предпринимательства финансовой и налоговой отчетности, а также других документов о деятельности субъекта предпринимательства, имеющихся в органе государственной налоговой службы.

Проводимые проверки деятельности субъектов предпринимательства не должны создавать препятствия для полноценного их функционирования.

Проверки деятельности субъектов предпринимательства - членов объединений субъектов предпринимательской деятельности могут осуществляться по запросу субъектов предпринимательской деятельности с участием представителей данных объединений.

Краткосрочные проверки деятельности субъектов предпринимательства на территориях рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним местах временного хранения автотранспортных средств в части полноты поступления и учета сдачи разового сбора, арендной платы, применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам, а также соблюдения правил торговли и оказания услуг проводятся только уполномоченными законодательством подразделениями органов государственной налоговой службы на основании приказов начальников этих подразделений с последующим уведомлением об этом специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов или его соответствующего территориального подразделения в течение одного рабочего дня со дня проведения краткосрочной проверки.

Основанием для проведения проверок деятельности субъектов предпринимательской деятельности органами прокуратуры, внутренних дел и Службы национальной безопасности Республики Узбекистан является наличие возбужденного уголовного дела. При этом проверкой может охватываться деятельность субъекта предпринимательской деятельности, связанная только с возбужденным уголовным делом, о чем должно быть указано в постановлении о назначении проверки.

Субъекты предпринимательской деятельности имеют право не допускать к проверке лиц, не имеющих оснований для ее проведения, не выполнять требования правоохранительных и контролирующих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету проверки.

Результаты проверок оформляются актом (справкой), один экземпляр которого оставляется у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности в день окончания проверки.

Проверки деятельности субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств могут осуществляться контролирующими органами в плановом порядке не чаще одного раза в четыре года, других субъектов предпринимательства — не чаще одного раза в три года, только по решению специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов.

Плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности частных банковских и иных частных финансовых институтов осуществляются не чаще одного раза в пять лет.

Финансово-хозяйственная деятельность вновь созданных субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств не подлежит плановым проверкам в течение первых трех лет с момента их государственной регистрации, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи.

Финансово-хозяйственная деятельность вновь созданных субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств, выпускающих подакцизные товары, а также финансово-хозяйственная деятельность субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств, связанная с целевым использованием бюджетных и централизованных средств и ресурсов, не подлежит плановым проверкам в течение первых двух лет с момента их государственной регистрации.

Сроки проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства не должны превышать тридцати календарных дней. В исключительных случаях по решению специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов этот срок может быть продлен, при этом данное положение не может быть распространено на субъекты малого предпринимательства.

Сроки проведения плановых проверок, не связанных с финансово-хозяйственной деятельностью субъектов предпринимательства, не должны превышать десяти календарных дней.

Контролирующий орган обязан в письменной форме известить субъекта предпринимательства о начале проведения плановой проверки не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения проверки, с указанием сроков и предмета проведения проверки.

Проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства осуществляются в установленном порядке только органами государственной налоговой службы, а при выявлении ими в ходе проверок признаков налоговых и валютных преступлений — Департаментом по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.

Проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства могут быть инициированы органами государственной налоговой службы только в случаях выявления нарушений по результатам камерального контроля, проводимого на основе изучения и анализа представленной в установленном порядке субъектом предпринимательства финансовой и налоговой отчетности, а также других документов о деятельности субъекта предпринимательства, имеющихся в органе государственной налоговой службы.

Проводимые проверки деятельности субъектов предпринимательства не должны создавать препятствия для полноценного их функционирования.

Проверки деятельности субъектов предпринимательства — членов объединений субъектов предпринимательской деятельности могут осуществляться по запросу субъектов предпринимательской деятельности с участием представителей данных объединений.

Проверки по возбужденным уголовным делам на всех стадиях проведения проверок осуществляются с обязательным участием привлеченных субъектами предпринимательства адвокатов (за исключением случаев отказа от данного права со стороны субъектов предпринимательства).

До начала проверки должностным лицом, осуществляющим проверку, уполномоченному представителю субъекта предпринимательства в письменной форме разъясняется его право на привлечение адвоката к участию в проверке либо отказ от его участия, о чем составляется протокол. При этом отказ от услуг адвоката не является препятствием для привлечения его субъектом предпринимательства на дальнейших стадиях проверки.

Краткосрочные проверки деятельности субъектов предпринимательства на территориях рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним местах временного хранения автотранспортных средств в части полноты поступления и учета сдачи разового сбора, арендной платы, применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам, а также соблюдения правил торговли и оказания услуг проводятся только уполномоченными законодательством подразделениями органов государственной налоговой службы на основании приказов начальников этих подразделений, с последующим уведомлением об этом специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов или его соответствующего территориального подразделения в течение одного рабочего дня со дня проведения краткосрочной проверки.

Основанием для проведения проверок деятельности субъектов предпринимательской деятельности органами прокуратуры, внутренних дел и Службы национальной безопасности Республики Узбекистан является наличие возбужденного уголовного дела. При этом проверкой может охватываться деятельность субъекта предпринимательской деятельности, связанная только с возбужденным уголовным делом, о чем должно быть указано в постановлении о назначении проверки.

Субъекты предпринимательской деятельности имеют право не допускать к проверке лиц, не имеющих оснований для ее проведения, не выполнять требования правоохранительных и контролирующих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету проверки.

Результаты проверок оформляются актом (справкой), один экземпляр которого оставляется у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности в день окончания проверки.

Статья 40. Неприменение финансовых санкций к субъектам предпринимательства

При выполнении субъектами предпринимательства предписаний контролирующих органов по результатам проверок, а также добровольном возмещении ущерба в установленные сроки и в полном объеме, включая уплату пени, к ним не применяются финансовые санкции. Данная норма не распространяется на случаи сокрытия (занижения) выручки от реализации товаров (работ, услуг) и хранения неоприходованных товаров, нарушения порядка применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, а также занятия деятельностью без лицензии.

Статья 41. Требования к должностным лицам, осуществляющим проверки деятельности субъектов предпринимательства

Проверки деятельности субъектов предпринимательства осуществляются должностными лицами правоохранительных и контролирующих органов.

Допуск должностных лиц контролирующих органов к проверке деятельности субъектов предпринимательства осуществляется при наличии у этих лиц выписки из плана проведения проверок, утвержденного специально уполномоченным органом по координации деятельности контролирующих органов, или копии решения о проведении внеплановой либо встречной проверки, принятого этим органом, а также копии приказа контролирующего органа о проведении проверки с указанием целей проверки, состава проверяющих должностных лиц и сроков ее проведения, специального удостоверения о допуске к проведению проверок и удостоверения личности проверяющих должностных лиц.

При проведении проверок деятельности субъектов предпринимательства должностные лица правоохранительных и контролирующих органов производят запись в книге регистрации проверок в порядке, установленном законодательством.

Должностные лица правоохранительных и контролирующих органов при проверке деятельности субъектов предпринимательства обязаны обеспечивать соблюдение коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны, а также нераскрытой информации субъектов предпринимательства.

Статья 42. Применение к субъектам предпринимательства мер правового воздействия

В случаях, предусмотренных законодательством, к субъектам предпринимательства применяются меры правового воздействия. При этом следующие меры правового воздействия применяются к субъектам предпринимательства только в судебном порядке:

прекращение деятельности;

прекращение и (или) перепрофилирование деятельности объектов, оказывающих вредное воздействие на окружающую природную среду;

ограничение, приостановление и запрещение деятельности, за исключением случаев ограничения, приостановления деятельности на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения;

приостановление операций по счетам в банках, за исключением случаев, предусмотренных законом;

применение финансовых санкций, за исключением начисления пени за просрочку уплаты налогов и других обязательных платежей, а также случаев признания организацией или гражданином вины в совершенном правонарушении и добровольной уплаты сумм финансовых санкций;

обращение в доход государства предметов правонарушений;

приостановление на срок более десяти рабочих дней или прекращение действия и аннулирование лицензий (разрешений) на занятие отдельными видами предпринимательской деятельности, за исключением лицензий (разрешений), выдаваемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан и Центральным банком Республики Узбекистан.

ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 43. Полномочия органов государственного управления в сфере поддержки предпринимательской деятельности

Органы государственного управления в пределах своей компетенции:

разрабатывают и реализуют государственные программы развития предпринимательства;

осуществляют мониторинг за соблюдением законодательства о гарантиях свободы предпринимательской деятельности и развитием предпринимательской деятельности, изучают имеющиеся проблемы и вносят предложения по совершенствованию нормативно-правовых актов, направленных на укрепление правовых гарантий предпринимательства;

обеспечивают защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

оказывают содействие субъектам предпринимательской деятельности в доступе к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам;

оказывают содействие субъектам предпринимательской деятельности в реализации их товаров (работ, услуг) на внешнем и внутреннем рынках, в том числе путем активного привлечения субъектов предпринимательской деятельности в процесс осуществления государственных закупок и создания специализированных организаций по продвижению их продукции;

организуют информационную и разъяснительную работу среди субъектов предпринимательской деятельности, развитие системы консалтинговых, лизинговых, страховых и иных услуг;

оказывают содействие субъектам предпринимательской деятельности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров.

Органы государственного управления могут осуществлять и иные полномочия в сфере поддержки предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством.

Статья 44. Полномочия органов государственной власти на местах в сфере поддержки предпринимательской деятельности

Органы государственной власти на местах в пределах своей компетенции:

разрабатывают и реализуют территориальные программы развития предпринимательства;

устанавливают дополнительные гарантии и меры защиты деятельности субъектов предпринимательства;

устанавливают льготы по местным налогам в соответствии с законодательством.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в сфере поддержки предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством.

Государственное стимулирование предпринимательской деятельности осуществляется путем:

создания условий для привлечения в сферу предпринимательства инвестиций (в том числе иностранных), современных технологий и оборудования, а также для развития институтов рыночной инфраструктуры;

принятия мер по расширению участия субъектов предпринимательской деятельности в экспортно-импортных операциях, международных выставках и ярмарках, в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности;

обеспечения субъектов предпринимательской деятельности правовой, экономической, статистической, производственно-технологической, научно-технической и иной информацией, необходимой для их эффективной деятельности;

установления льгот и преференций по налогам, другим обязательным платежам и тарифам.

Государственное стимулирование предпринимательской деятельности может осуществляться и иными способами в соответствии с законодательством.

Статья 46. Фонды поддержки предпринимательской деятельности

В целях поддержки и стимулирования предпринимательской деятельности могут создаваться фонды в порядке, установленном законодательством.

Статья 47. Льготы субъектам малого и частного предпринимательства в потреблении энергоносителей

Льготные тарифы по энергоносителям, установленные для сельскохозяйственных товаропроизводителей, распространяются на субъекты малого и частного предпринимательства, расположенные и осуществляющие свою деятельность в сельской местности.

Статья 48. Государственная поддержка подготовки кадров для предпринимательской деятельности

Государство обеспечивает развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов предпринимательской деятельности.

Организации, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров субъектов предпринимательской деятельности в сельской местности, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством.

ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 49. Ликвидация (прекращение деятельности) субъекта предпринимательской деятельности

Ликвидация субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица осуществляется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо по решению суда.

При ликвидации субъекта предпринимательской деятельности высвобождаемым работникам гарантируется соблюдение их прав и законных интересов в соответствии с законодательством.

Прекращение деятельности субъекта предпринимательства - физического лица осуществляется по его решению или по решению суда.

Субъект предпринимательства считается ликвидированным (прекратившим деятельность) после внесения записи о ликвидации (прекращении деятельности) в соответствующий государственный реестр регистрирующего органа.

Ликвидация (прекращение деятельности) субъекта предпринимательства осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Статья 50. Обжалование решений государственных и иных органов, действий (бездействия) их должностных лиц

Субъекты предпринимательства имеют право обжаловать незаконные решения государственных и иных органов, действия (бездействие) их должностных лиц по своему усмотрению вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу либо непосредственно в суд.

Подача жалобы в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу не исключает права на подачу аналогичной жалобы в суд.

Субъекты предпринимательства освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суд на решения государственных и иных органов, действия (бездействие) их должностных лиц о нарушении их прав и законных интересов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Статья 51. Разрешение споров

Споры в области деятельности субъектов предпринимательства разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством.

Статья 52. Ответственность за нарушение законодательства о гарантиях свободы предпринимательской деятельности

Лица, виновные в нарушении законодательства о гарантиях свободы предпринимательской деятельности, несут ответственность в установленном порядке.

"Собрание законодательства Республики Узбекистан", 2012 г., № 18


Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus