Главная О компании 1С: Предприятие 8 Законодательство
Поиск Форум бухгалтеров Узбекский словарь Контакты
1С: Предприятие 8
 
.:
.:
1С: Бухгалтерия 8
1С: Инструкция пользователя
1С: Торговля 8
 
 
Последние темы форума:
  
.: налог на имущество в 2019году
.: 1 C программа 7,7
.: Деятельность ЧП в Ташкенте с пропиской в другом городе
.: Перемена названия фирмы
.: НДФЛ --пенсионеры и внешние совместили
.: задолжен
.: Ставка ЕНП для МФ или МП
.: СИЗ "Ангрен"
.: База 1С8.2 с новым расчётам подоходного налога и ИНПС
.: налогооблажение
.: Конфигурация Бухгалтерия
.: ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ЧП С 2019 ГОДА по НАЛОГАМ С ДОХОДОВ СОБСТВЕННИКА
 
 
Кодексы РУз:
 
.:Налоговый
.:Административный
.:Административное судопроизводство
.:Бюджетный
.:Воздушный
.:Градостроительный
.:Гражданский
.:Гражданский процессуальный
.:Гражданский процессуальный 2018
.:Жилищный
.:Земельный
.:Семейный
.:Таможенный
.:Трудовой
.:Уголовный
.:Уголовно-исполнительный
.:Уголовно-процессуальный
.:Хозяйственный процессуальный
.:Экономический процессуальный
Классификаторы:
 
.: Классификатор стран мира
.: Классификатор таможенных платежей
.: Классификатор валют для таможенных целей
.: Классификатор условий поставки
.: Классификатор процедуры перемещения
.: Классификатор льгот... таможенных платежей
.: Классификация предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства
Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих
 
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
CAP / CIPA
 
.:
.:
.:
.:
.:
.:
.:
.:
О программе CAP / CIPA
Финансовый учёт 1
Финансовый учёт 2
Управленческий учёт 1
Управленческий учёт 2
Налоги и право
Финансовый менеджмент
Аудит
Национальные стандарты:
 
.:Бухгалтерского учета (НСБУ)
.:Налогового консультирования (НСНК)
.:Риэлторских услуг (НСРУ)
.:Оценки имущества (НСОИ)
.:Аудита (НСА)
Коды:
 
ОКОНХ КОПФ КФС ОКЭД
СООГУ ОКУВД ТН ВЭД 2007 ТН ВЭД 2012 Изменения в ТН ВЭД 2012 ТН ВЭД 2017
Узбекские пословицы:
 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я Ў Қ Ғ Ҳ
 

 


счетчики


 

 

Закон О бухгалтерском учете

Утратил силу в соответствии с Законом РУз № ЗРУ-404 от 13 апреля 2016 г.
См. новую редакцию

Закон РУз № 279-I от 30.08.1996 г.

С изменениями в соответствии с Законом РУз от 29.12.2015 № ЗРУ-396

Дата актуализации: 15.02.2016

Статья 1. Законодательство о бухгалтерском учете

Отношения, связанные с организацией бухгалтерского учета и составлением отчетности, регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства.

Если международными договорами Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международных договоров.

Статья 2. Цель и задачи бухгалтерского учета

Целью бухгалтерского учета является обеспечение пользователей полной, достоверной, своевременной финансовой и другой бухгалтерской информацией.

Задачами бухгалтерского учета являются:

формирование на счетах бухгалтерского учета полных и достоверных данных о состоянии и движении активов, состоянии имущественных прав и обязательств;

обобщение данных бухгалтерского учета в целях эффективного управления;

составление финансовой, налоговой и иной отчетности.

Статья 3. Субъекты бухгалтерского учета

Субъектами бухгалтерского учета являются органы государственной власти и управления, юридические лица, зарегистрированные в Республике Узбекистан, их дочерние предприятия, филиалы, представительства и другие структурные подразделения, расположенные как на территории Республики Узбекистан, так и за ее пределами.

Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, ведут учет и представляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, предусмотренном законодательством.

Статья 4. Объекты бухгалтерского учета

Объектами бухгалтерского учета являются основные и текущие активы, обязательства, собственный капитал, резервы, доходы и расходы, прибыль, убытки и хозяйственные операции, связанные с их движением. Объекты бухгалтерского учета отражаются на синтетических счетах. Порядок ведения аналитического учета, устанавливается субъектом бухгалтерского учета самостоятельно.

Статья 5. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности

Регулирование бухгалтерского учета и отчетности, разработка и утверждение стандартов бухгалтерского учета возлагаются на Министерство финансов Республики Узбекистан.

Правила ведения бухгалтерского учета определяются стандартами бухгалтерского учета, включая стандарт упрощенного ведения бухгалтерского учета и для субъектов малого и частного предпринимательства.

Регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности бюджетных организаций осуществляется на основе стандартов бюджетного учета, утверждаемых Министерством финансов Республики Узбекистан

Часть третью считать частью четвертой в соответствии с Законом РУз от 27.12.2013 г. № ЗРУ-361

Регулирование бухгалтерского учета и отчетности банков осуществляется Центральным банком в соответствии с законодательством.

Статья 6. Основные принципы бухгалтерского учета

Основными принципами бухгалтерского учета являются:

ведение бухгалтерского учета методом двойной записи;

непрерывность;

денежная оценка хозяйственных операций, активов и пассивов;

достоверность;

начисление;

предусмотрительность (осторожность);

преобладание содержания над формой;

сопоставимость показателей;

нейтральность финансовой отчетности;

соответствие доходов и расходов отчетного периода;

фактическая оценка активов и обязательств.

Статья 7. Организация бухгалтерского учета

Организацию бухгалтерского учета и отчетности осуществляет руководитель предприятия, учреждения и организации.

Руководитель имеет право:

создавать службу бухгалтерского учета под руководством главного бухгалтера или пользоваться услугами бухгалтера, привлеченного на договорных условиях;

делегировать на договорных условиях ведение бухгалтерского учета специализированной бухгалтерской фирме или отделу централизованного учета хозяйственного объединения, в состав которого входит субъект бухгалтерского учета;

самостоятельно вести бухгалтерский учет.

Руководитель обязан обеспечивать:

разработку системы внутреннего учета и отчетности;

порядок контроля хозяйственных операций;

полный и достоверный бухгалтерский учет;

сохранность учетных документов;

подготовку финансового отчета для внешних пользователей;

подготовку налоговых отчетов и других финансовых документов;

своевременность расчетов.

Статья 8. Право подписи

Документы, служащие основанием для приема и выдачи денег, товарно-материальных и других ценностей, кредитные и расчетные обязательства предприятия, учреждения и организации, а также бухгалтерские отчеты и балансы подписываются руководителем или лицами, им определяемыми.

Руководитель утверждает два перечня лиц, имеющих право подписи. В первый перечень входят лица, осуществляющие руководящие функции, во второй - осуществляющие функции бухгалтерского учета и финансового управления.

Документы без подписи лиц, указанных в части второй настоящей статьи, считаются недействительными.

Статья 9. Первичные учетные документы

Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные учетные документы, фиксирующие факты совершения операций и распоряжения на их проведение. Первичными учетными документами признаются также чеки платежных терминалов при оплате с использованием корпоративных пластиковых карт товаров (работ, услуг), приобретаемых хозяйствующими субъектами в сфере торговли и сервиса.

Первичные учетные документы составляются на момент совершения хозяйственных операций или после их проведения.

Хозяйственные операции, относящиеся к отчетному периоду, на которые документы, подтверждающие факт их совершения, не получены, отражаются в бухгалтерском учете с оформлением соответствующего первичного документа.

Обязательными реквизитами первичных учетных документов являются:

наименование предприятия (учреждения);

наименование и номер документа, дата и место его составления;

наименование, содержание и количественное измерение хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

личные подписи ответственных лиц.

Лица, составившие и подписавшие первичные учетные документы, несут ответственность за своевременность и правильность, достоверность, а также за передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете.

В первичные учетные документы не допускается внесение поправок, не подтвержденных участниками хозяйственной операции. В банковских и кассовых денежных документах исправления и помарки не допускаются.

Статья 10. Регистры бухгалтерского учета

Регистры бухгалтерского учета представляют собой журналы, ведомости, книги, утвержденные бланки (формы), которые ведутся в соответствии с правилами двойной записи.

Регистры могут быть выполнены путем записей в виде машинограммы, полученной при использовании технических средств, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. Порядок формирования регистров регулируется стандартами бухгалтерского учета.

Внесение в регистры бухгалтерского учета неподтвержденных исправлений не допускается.

Статья 11. Инвентаризация активов и обязательств

Правильность и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности подтверждаются обязательным проведением инвентаризации активов и обязательств. Объекты, порядок и сроки проведения инвентаризации определяются стандартом бухгалтерского учета по инвентаризации.

Статья 12. Оценка активов и обязательств

Оценка оборотных активов осуществляется по низшей из двух оценок - по фактической себестоимости (цене приобретения или производственной себестоимости) или по рыночной цене (чистой стоимости реализации) на дату составления баланса.

Основные средства и нематериальные активы учитываются по их полной первоначальной стоимости.

Списание стоимости основных средств и нематериальных активов осуществляется путем начисления износа (амортизации) до полного погашения их стоимости или выбытия объекта. Амортизационные отчисления производятся с месяца, следующего за вводом в эксплуатацию объекта. Стоимость земли амортизации не подлежит.

Финансовые вложения учитываются в соответствии со стандартами бухгалтерского учета.

Обязательства отражаются в денежном выражении в соответствии с соглашением сторон.

Обязательства, возникшие по решению суда, отражаются в соответствующей сумме.

Потенциальные обязательства отражаются по реальной предварительной оценке.

Бухгалтерский учет ведется в национальной валюте - сумах.

Оценка активов и обязательств бюджетных организаций осуществляется в соответствии со стандартами бюджетного учета.

Статья 13. Учет доходов и расходов

Доходы и расходы отражаются в отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени оплаты и даты поступления денег, в соответствии со стандартами бухгалтерского учета.

Доходы и расходы по исполнению Государственного бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов отражаются в том периоде, в котором они поступили или оплачены, в соответствии со стандартами бюджетного учета.

Статья 14. Учет собственного капитала

Собственный капитал состоит из уставного, добавленного, резервного капитала и нераспределенной прибыли.

Уставный капитал отражает совокупность вкладов (в денежном выражении), определенных учредительными документами. Материальные и нематериальные активы, вносимые в счет вкладов в уставный капитал, оцениваются и учитываются по соглашению учредителей или решению исполнительного органа юридического лица.

Добавленный капитал отражает эмиссионный доход, получаемый при первичной продаже акций по ценам, превышающим номинальную стоимость.

Резервный капитал отражает инфляционные резервы, образующиеся при переоценке имущества, а также стоимость безвозмездно полученного имущества.

Нераспределенная прибыль отражает накопление прибыли и может быть зачислена в уставный капитал по решению собственников.

Статья 15. Учет залога

Стоимость имущества, включая денежные средства, переданного в залог для обеспечения своих или чужих обязательств, учитывается предприятием отдельно от других активов.

Стоимость имущества, полученного в залог, денежные средства и валютные ценности, принятые в качестве залога, отражаются в учете на отдельных забалансовых счетах.

Статья 16. Финансовая отчетность

Финансовая отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета.

Финансовая отчетность включает:

бухгалтерский баланс;

отчет о финансовых результатах;

отчет о движении основных средств;

отчет о денежных потоках;

отчет о собственном капитале;

примечания, расчеты и пояснения.

Финансовая отчетность субъектами малого и частного предпринимательства составляется по упрощенной форме.

Структура и содержание финансовой отчетности определяются Министерством финансов Республики Узбекистан Финансовая отчетность бюджетных организаций составляется и предоставляется в соответствии с бюджетным законодательством.

Структура и содержание финансовой отчетности определяются Министерством финансов Республики Узбекистан.

Статья 17. Консолидированная финансовая отчетность

Предприятия, имеющие дочерние предприятия, филиалы и представительства, составляют консолидированную финансовую отчетность.

Вклады в дочерние предприятия отражаются в финансовой отчетности головного предприятия как его финансовые вложения.

Юридические лица могут выделять на самостоятельный баланс свои филиалы, представительства и другие структурные подразделения с обязательным включением их балансов и других отчетных форм в свою консолидированную отчетность.

К консолидированной отчетности прилагается финансовая отчетность головного предприятия, его дочерних предприятий, филиалов и представительств.

Консолидированная отчетность составляется в соответствии со стандартами бухгалтерского учета.

Требования данной статьи не распространяются на сводную финансовую отчетность министерств, ведомств и бюджетных организаций.

Статья 18. Отчетный период финансовой отчетности

Отчетным периодом финансовой отчетности является календарный год с 1 января по 31 декабря.

Первым отчетным годом для вновь созданных юридических лиц считается период с даты приобретения права юридического лица по 31 декабря того же года, а не являющихся юридическими лицами - с даты их регистрации в государственных органах.

Если юридическое лицо (кроме бюджетных организаций) зарегистрировано после 1 октября, первый отчетный год завершается 31 декабря следующего года.

Данные о хозяйственных операциях, проведенных до регистрации или приобретения прав юридического лица, включаются в финансовую отчетность первого отчетного года.

Статья 19. Предоставление финансовой отчетности

Финансовая отчетность предоставляется:

налоговым органам;

собственникам в соответствии с учредительными документами;

органам государственной статистики;

другим органам в соответствии с законодательством.

Финансовая отчетность предоставляется ежеквартально с нарастающим итогом с начала отчетного года.

Часть третья исключена в соответствии с Законом РУз от 27.12.2013 г. № ЗРУ-361

Бюджетные учреждения предоставляют квартальную и годовую отчетность вышестоящему органу.

Части четвертую и пятую считать частями третьей и четвертой в соответствии с Законом РУз от 27.12.2013 г. № ЗРУ-361

Сроки предоставления финансовой отчетности устанавливаются Министерством финансов Республики Узбекистан.

Для отдельных субъектов бухгалтерского учета Кабинетом Министров Республики Узбекистан могут устанавливаться иные сроки предоставления финансовой отчетности.

Статья 20. Публикация финансовой отчетности

Годовая финансовая отчетность хозяйствующих субъектов является открытой для заинтересованных банков, бирж, инвесторов, кредиторов и других лиц.

Акционерные общества открытого типа, страховые компании, банки, фондовые и товарные биржи, инвестиционные фонды и другие финансовые учреждения обязаны публиковать ежегодную финансовую отчетность после подтверждения аудиторами достоверности указанных в них данных до первого мая следующего за отчетным годом Акционерные общества, а также страховые компании, банки, фондовые и товарные биржи, инвестиционные фонды и другие финансовые организации обязаны публиковать ежегодную финансовую отчетность после подтверждения аудиторами достоверности указанных в них данных не позднее первого мая года, следующего за отчетным. Акционерные общества, а также страховые организации, банки и другие финансовые организации обязаны публиковать ежегодную финансовую отчетность вместе с положительным аудиторским заключением не позднее чем за две недели до даты проведения годового общего собрания акционеров или иного высшего органа управления субъекта бухгалтерского учета

Статья 21. Финансовая отчетность при ликвидации

При ликвидации хозяйствующего субъекта составляется заключительная финансовая отчетность.

Ответственность за учет операций по ликвидации, составление ликвидационного баланса и отчетности, определение стоимости активов возлагаются на ликвидационную комиссию.

Безнадежные долги и убытки в ликвидационный баланс не включаются.

Обязательства отражаются в ликвидационном балансе с процентами, начисленными к моменту их погашения.

Статья 22. Конфиденциальность бухгалтерской информации

При ведении бухгалтерского учета соблюдается конфиденциальность. Ознакомление с содержанием регистров бухгалтерского учета допускается с разрешения администрации или в случаях, предусмотренных законодательством.

Лица, получившие доступ к регистрам бухгалтерского учета, обязаны сохранить конфиденциальность. Нарушение конфиденциальности влечет ответственность в установленном законом порядке.

Статья 23. Хранение бухгалтерских документов

Бухгалтерские документы и регистры, микрофильмы или финансовые данные компьютерного учета хранятся не менее трех лет, а финансовая отчетность - в течение срока, определенного законодательством.

Изъятие бухгалтерских документов производится в соответствии с законодательством.

Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете

Лица, нарушившие законодательство о бухгалтерском учете, несут ответственность в установленном порядке.

Президент Республики Узбекистан И. Каримов


Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus