Главная О компании 1С: Предприятие 8 Законодательство
Поиск Форум бухгалтеров Узбекский словарь Контакты
1С: Предприятие 8
 
.:
.:
1С: Бухгалтерия 8
1С: Инструкция пользователя
1С: Торговля 8
 
 
Последние темы форума:
  
.: создание субсчета в 1С 7.7.
.: Хомийлик
.: Кому положен терминал?
.: Р/Счёт
.: Программа БЭМ
.: Необходима юридическая консультация
.: Налоги и налоговики
.: Списание ТМЦ
.: ИП и валютный контракт на услуги
.: акт выполненных работ
.: увольнение по инициативе работодателя
.: База 1C 8.2 c новым расчётом подоходного налога и ИНПС
.: Безвозмездная передача ОС
.: Детский сад
 
 
Кодексы РУз:
 
.:Налоговый
.:Административный
.:Бюджетный
.:Воздушный
.:Градостроительный
.:Гражданский
.:Гражданский процессуальный
.:Жилищный
.:Земельный
.:Семейный
.:Таможенный
.:Трудовой
.:Уголовный
.:Уголовно-исполнительный
.:Уголовно-процессуальный
.:Хозяйственный процессуальный
Классификаторы:
 
.: Классификатор стран мира
.: Классификатор таможенных платежей
.: Классификатор валют для таможенных целей
.: Классификатор условий поставки
.: Классификатор процедуры перемещения
.: Классификатор льгот... таможенных платежей
.: Классификация предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства
Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих
 
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
CAP / CIPA
 
.:
.:
.:
.:
.:
.:
.:
.:
О программе CAP / CIPA
Финансовый учёт 1
Финансовый учёт 2
Управленческий учёт 1
Управленческий учёт 2
Налоги и право
Финансовый менеджмент
Аудит
Национальные стандарты:
 
.:Бухгалтерского учета (НСБУ)
.:Налогового консультирования (НСНК)
.:Риэлторских услуг (НСРУ)
.:Оценки имущества (НСОИ)
.:Аудита (НСА)
Коды:
 
ОКОНХ КОПФ КФС ОКЭД
СООГУ ОКУВД ТН ВЭД 2007 ТН ВЭД 2012 Изменения в ТН ВЭД 2012
Узбекские пословицы:
 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я Ў Қ Ғ Ҳ
 

 


счетчики


 

 

Закон РУз Об аудиторской деятельности

Закон РУз 09.12.1992 г. № 734-XII

(Новая редакция)

С изменениями в соответствии с Законом РУз от 20.08.2015 г. № ЗРУ-391

Дата актуализации: 20.09.2015

Статья 1. Законодательство об аудиторской деятельности

Законодательство об аудиторской деятельности состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Особенности проведения аудиторской проверки банков и иных кредитных организаций определяются Центральным банком Республики Узбекистан.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об аудиторской деятельности, то применяются правила международного договора.

Статья 2. Аудиторская деятельность

Под аудиторской деятельностью понимается предпринимательская деятельность аудиторских организаций по проведению аудиторских проверок и оказанию профессиональных услуг, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона Под аудиторской деятельностью понимается предпринимательская деятельность аудиторских организаций по оказанию аудиторских услуг.

Аудиторские услуги включают в себя аудиторские проверки и профессиональные услуги, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.

часть вторую считать частью третьей в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г.№ ЗРУ-352

Осуществление аудиторской деятельности органами государственной власти и управления запрещается.

Статья 2-1. Основные принципы аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность осуществляется на основе принципов независимости, объективности, самостоятельности, профессиональной компетентности и конфиденциальности.

Статья 2-2. Стандарты аудиторской деятельности

Стандарты аудиторской деятельности определяют порядок проведения аудиторской проверки, оказания профессиональных услуг и организации системы контроля качества работы аудиторов.

Национальные стандарты аудиторской деятельности устанавливают единые требования по осуществлению аудиторской деятельности.

Аудиторские организации при проведении аудиторской проверки в соответствии с договором об оказании аудиторских услуг могут применять международные стандарты аудита.

Статья 3. Аудитор

Аудитор - физическое лицо, имеющее квалификационный сертификат аудитора.

Аудитор может работать по трудовому договору или по гражданско-правовому договору только с одной аудиторской организацией. (Часть в редакции Закона РУз от 17.09.2007 г. № ЗРУ-110)

Аудитор в соответствии с законодательством несет перед аудиторской организацией ответственность за ущерб, причиненный в результате проведения некачественной аудиторской проверки, разглашения коммерческой тайны и иных действий, повлекших убытки для аудиторской организации.

Статья 3-1. Квалификационный сертификат аудитора

Квалификационный сертификат аудитора — документ, подтверждающий квалификацию аудитора и предоставляющий право оказывать аудиторские услуги от имени аудиторской организации.

Порядок выдачи, переоформления, аннулирования квалификационного сертификата аудитора, продления и прекращения его действия определяется специально уполномоченным государственным органом.

Статья 4. Помощник аудитора

Помощник аудитора - физическое лицо, не имеющее квалификационный сертификат аудитора и участвующее в аудиторской проверке по поручению аудитора без права  подписи на аудиторском отчете, аудиторском заключении, экспертном заключении аудитора и ином официальном документе, связанном с проведением аудиторской проверки.

Условия труда помощника аудитора определяются трудовым договором, заключенным в порядке, установленном законодательством.

На помощника аудитора распространяется обязанность не разглашать сведения, полученные им при осуществлении аудиторской проверки.

Время работы в качестве помощника аудитора включается в стаж работы, необходимый для получения квалификационного сертификата аудитора Время работы в качестве помощника аудитора включается в стаж работы, необходимый для получения квалификационного сертификата аудитора в порядке, установленном законодательством.

Статья 5. Аудиторская организация

Аудиторская организация - юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление аудиторской деятельности.

Аудиторские организации в своей деятельности являются независимыми.

Аудиторские организации не могут создаваться министерствами, государственными комитетами, ведомствами и другими органами государственного и хозяйственного управления.

Должностные лица органов государственной власти и управления, а также другие лица, которым запрещается заниматься предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством, не могут быть учредителями аудиторских организаций. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 13.12.2002 г. № 447-II)

Части четвертую-шестую считать пятой-седьмой в соответствии с Законом РУз от 13.12.2002 г. № 447-II

Аудиторские организации могут создаваться и осуществлять свою деятельность в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством, за исключением открытого акционерного общества, при соблюдении следующих обязательных условий:

не менее пятидесяти одного процента уставного капитала аудиторской организации должно принадлежать одному или нескольким штатным аудиторам данной аудиторской организации (за исключением случаев создания аудиторской организации - филиала или дочернего предприятия иностранной аудиторской организации). Аудитор (аудиторы) может быть учредителем (участником, акционером) только одной аудиторской организации Аудитор может быть учредителем (участником, акционером) только одной аудиторской организации, в которой он работает;

штатная численность аудиторской организации должна соответствовать установленным законодательством требованиям к минимальному числу штатных аудиторов с соответствующей квалификацией; (Абзац в редакции Закона РУз от 17.09.2007 г. № ЗРУ-110)

руководителем аудиторской организации должен быть только аудитор руководителем аудиторской организации должен быть только аудитор, для которого данная аудиторская организация является основным местом работы;

наличие уставного капитала аудиторской организации, предусмотренного законодательством.

Аудиторские организации подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан. Министерство юстиции ведет государственный реестр аудиторских организаций. Порядок государственной регистрации аудиторских организаций и ведения государственного реестра аудиторских организаций устанавливается законодательством.

Аудиторские организации осуществляют аудиторскую деятельность на основании заключенного договора об оказании аудиторских услуг при наличии полиса страхования своей гражданской ответственности Аудиторские организации осуществляют аудиторскую деятельность на основании заключенного договора об оказании аудиторских услуг. Договор об оказании аудиторских услуг заключается только при наличии полиса страхования ответственности аудиторской организации.

Аудиторская организация не может быть учредителем (участником, акционером) другой аудиторской организации.

Фирменное наименование аудиторской организации должно содержать словосочетание «аудиторская организация» и не должно содержать обозначений, тождественных или сходных до степени их смешения с фирменными наименованиями других аудиторских организаций. Юридическое лицо, не отвечающее требованиям настоящей статьи, не вправе использовать в своем наименовании словосочетание «аудиторская организация.

Статья 6. Права аудиторской организации

Аудиторская организация имеет право:

проводить предварительное ознакомление с учредительными документами и документами бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта для принятия решения о проведении аудиторской проверки;

самостоятельно определять формы и методы проведения аудиторской проверки; (Абзац введен в соответствии с Законом РУз от 13.12.2002 г. № 447-II)

Абзацы третий-седьмой считать четвертым-восьмым в соответствии с Законом РУз от 13.12.2002 г. № 447-II

получать при проведении аудиторской проверки в полном объеме документацию хозяйствующего субъекта, связанную с осуществлением им финансово-хозяйственной деятельности, а также проверять фактическое наличие любого имущества и фактическое состояние любых обязательств,  учтенных в этой документации;

получать устные и письменные разъяснения от материально ответственных лиц хозяйствующего субъекта  по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;

получать от хозяйствующего субъекта  письменные подтверждения информации от третьих лиц; 

отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления хозяйствующим субъектом всей информации, необходимой для составления достоверного аудиторского заключения;

привлекать в установленном порядке к участию в проведении аудиторской проверки  аудиторов и иных специалистов;

оказывать хозяйствующему субъекту в период, охватываемый аудиторской проверкой, профессиональные услуги, за исключением постановки, восстановления, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности; (Абзац введен в соответствии с Законом РУз от 17.09.2007 г. № ЗРУ-110)

вступать в члены республиканского общественного объединения аудиторов. (Абзац введен в соответствии с Законом РУз от 17.09.2007 г. № ЗРУ-110)

Аудиторская организация может иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Статья 7. Обязанности аудиторской организации

Аудиторская организация может заниматься только аудиторской деятельностью и обязана:

соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования настоящего Закона и иных актов законодательства;

предъявлять по требованию заказчика перед заключением договора на проведение аудиторской проверки соответствующую лицензию на осуществление аудиторской деятельности, квалификационный сертификат аудитора (аудиторов);

представлять по запросу хозяйствующего субъекта информацию о требованиях законодательства по проведению аудиторской проверки, о нормах актов законодательства, на которых основываются замечания аудитора;

соблюдать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении аудиторской проверки;

отражать в аудиторском отчете факты нарушения законности финансово-хозяйственных операций и предложения по их устранению;

обеспечивать наличие в аудиторской организации экземпляров аудиторских заключений и аудиторских отчетов по результатам проведенных аудиторских проверок и их хранение в установленном законодательством порядке обеспечивать хранение в аудиторской организации экземпляров аудиторских заключений и отчетов не менее пяти лет;

обеспечивать прохождение аудиторами курсов повышения квалификации один раз в году; (Абзац введен в соответствии с Законом РУз от 17.09.2007 г. № ЗРУ-110)

по запросу республиканского общественного объединения аудиторов предоставлять информацию для обязательной рейтинговой оценки аудиторских организаций. (Абзац введен в соответствии с Законом РУз от 17.09.2007 г. № ЗРУ-110)

Абзац седьмой считать десятым в соответствии с Законом РУз от 17.09.2007 г. № ЗРУ-110

в случае обнаружения фактов, явно свидетельствующих о причинении хозяйствующему субъекту убытков его должностными лицами и другими работниками, сообщать об этом руководству (собственнику) хозяйствующего субъекта и делать соответствующую запись в аудиторском отчете.  В необходимых случаях требовать созыва общего собрания участников (акционеров) в порядке, установленном законодательством, для доведения результатов аудиторской проверки;

обеспечивать контроль качества работы аудиторов.

Аудиторская организация может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

Статья 8. Ответственность аудиторской организации

Аудиторские организации несут ответственность перед заказчиками аудиторской проверки, хозяйствующим субъектом и другими пользователя ми финансовой отчетности за причинение им ущерба вследствие составления аудиторского заключения, содержащего неправильный вывод о финансовой отчетности и иной финансовой информации хозяйствующего субъекта.

Убытки, включая упущенную выгоду, причиненные хозяйствующему субъекту и (или) заказчику аудиторской проверки в результате некачественного или ненадлежащего проведения аудиторской проверки, подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством.

Статья 9. Аудиторская проверка

Аудиторская проверка - проверка аудиторскими организациями финансовой отчетности и связанной с ней финансовой информации хозяйствующего субъекта с целью установления достоверности и соответствия финансовой отчетности и иной финансовой информации законодательству Аудиторская проверка — проверка аудиторскими организациями финансовой отчетности и связанной с ней финансовой информации хозяйствующего субъекта с целью установления достоверности и соответствия финансовой отчетности и иной финансовой информации законодательству о бухгалтерском учете.

Аудиторская проверка осуществляется в обязательной и инициативной формах.

Аудиторская проверка, осуществляемая на основе международных стандартов аудита, проводится при условии соблюдения ограничений, предусмотренных статьей 16 настоящего Закона.

Статья 10. Обязательная аудиторская проверка

Обязательной аудиторской проверке ежегодно подлежат:

акционерные общества;

банки и иные кредитные организации;

страховые организации;

инвестиционные и иные фонды, аккумулирующие средства юридических и физических лиц, и их доверительные управляющие инвестиционными активами; (Абзац в редакции Закона РУз от 09.09.2009 г. № ЗРУ-216)

благотворительные и иные общественные фонды, источниками которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;

внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;

хозяйствующие субъекты, имеющие  в уставном фонде долю, принадлежащую государству и государственные унитарные предприятия;

фондовые и товарные биржи.

Заказчиком обязательной аудиторской проверки выступает хозяйствующий субъект. Выбор аудиторской организации согласуется с собственником, общим собранием участников (акционеров) хозяйствующего субъекта.

Уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки в соответствии с законодательством влечет за собой применение административного взыскания к должностному лицу хозяйствующего субъекта. Уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки до окончания календарного года после применения административного взыскания к должностному лицу хозяйствующего субъекта влечет за собой взыскание штрафа с хозяйствующего субъекта в размере от пятидесяти- до стократного размера минимальной заработной платы. Взыскание штрафа, превышающего в совокупности двадцать процентов от суммы текущих активов хозяйствующего субъекта на последнюю отчетную дату, осуществляется с предоставлением ему рассрочки уплаты взыскиваемой суммы ежемесячными платежами в течение шести месяцев со дня принятия решения о взыскании. Уплата штрафа не освобождает хозяйствующий субъект от проведения обязательной аудиторской проверки. (Часть в редакции Закона РУз от 10.10.2006 г. № ЗРУ-59)

Статья 11. Инициативная аудиторская проверка

Инициативная аудиторская проверка может проводиться по решению хозяйствующего субъекта или других заказчиков аудиторской проверки в порядке, предусмотренном законодательством.

Предмет, сроки и другие условия проведения инициативной аудиторской проверки определяются договором о проведении аудиторской проверки, заключаемым между заказчиком аудиторской проверки и аудиторской организацией.

Статья 12. Права и обязанности хозяйствующего субъекта при проведении аудиторской проверки

Хозяйствующий субъект, в отношении которого проводится аудиторская проверка, имеет право:

получать аудиторский отчет и аудиторское заключение;

получать от аудиторов консультации и рекомендации о порядке ведения бухгалтерского учета, составления финансовой отчетности и об исправлении обнаруженных недостатков и нарушений.

Хозяйствующий субъект, в отношении которого проводится аудиторская проверка, обязан:

создать аудитору надлежащие условия для проведения аудиторской проверки в сроки, определенные в договоре о проведении аудиторской проверки, и предоставлять ему необходимую документацию;

устранять выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета, составления финансовой отчетности и порядка исчисления налогов и других обязательных платежей.

Хозяйствующий субъект не вправе совершать какие-либо действия (бездействие) в целях уклонения либо воспрепятствования проведению аудиторской проверки, осуществляемой в соответствии с настоящим Законом.

Хозяйствующий субъект может иметь иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством.

Статья 13. Заказчик аудиторской проверки

Заказчик аудиторской проверки - хозяйствующий субъект, его собственник, а также участники и акционеры, имеющие в уставном капитале долю в размере не менее установленной законодательством, контролирующие или правоохранительные органы, инициирующие проведение аудиторской проверки.

Заказчик аудиторской проверки имеет право:

самостоятельно выбирать аудиторскую организацию;

определять направление и объем аудиторской проверки при инициативной  аудиторской проверке;

получать от аудиторской организации необходимую информацию о нормах актов законодательства, на которых основываются замечания аудитора;

получать аудиторский отчет и аудиторское заключение. (Абзац введен в соответствии с Законом РУз от 13.12.2002 г. № 447-II)

Заказчик аудиторской проверки может иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Заказчик аудиторской проверки обязан своевременно оплачивать аудиторские услуги в соответствии с договором на проведение аудиторской проверки Заказчик аудиторской проверки обязан своевременно оплачивать услуги аудиторской организации в соответствии с договором об оказании аудиторских услуг.

Статья 14. Недопустимость вмешательства в аудиторскую деятельность

Вмешательство в деятельность аудиторской организации не допускается.

Воздействие в какой бы то ни было форме на аудиторскую организацию, а также на ее работников  с целью воспрепятствования осуществления независимой аудиторской проверки влечет ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 15. Проведение аудиторских проверок по инициативе контролирующих или  правоохранительных органов

Аудиторская проверка по инициативе контролирующих или правоохранительных органов проводится и оплачивается на основании заключенного договора между аудиторской организацией и этими органами. (Часть в редакции Закона РУз от 17.09.2007 г. № ЗРУ-110)

Оплата работ по проведению аудиторской проверки производится за счет органа, назначившего аудиторскую проверку.

Не допускается повторное привлечение одной и той же аудиторской организации к проверке деятельности одного и того же хозяйствующего субъекта по тем же основаниям.

Статья 16. Ограничения при проведении аудиторской проверки

Проведение аудиторской проверки запрещается:

лицу, состоящему в близких родственных отношениях с руководителями и (или) иными должностными лицами проверяемого хозяйствующего субъекта;

лицу, имеющему имущественные или личные неимущественные интересы в проверяемом хозяйствующем субъекте;

должностным лицам органов государственной власти и управления, а также органов хозяйственного управления;

работнику проверяемого хозяйствующего субъекта;

аудиторским организациям и аудиторам:

а) в отношении хозяйствующих субъектов, являющихся их  собственниками, участниками, акционерами, кредиторами,  страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские организации и аудиторы являются собственниками, участниками, акционерами в отношении хозяйствующих субъектов, являющихся собственниками, участниками, кредиторами, страховщиками данной аудиторской организации, а также в отношении которых эти аудиторские организации и аудиторы являются собственниками, участниками, акционерами;

б) в отношении хозяйствующего субъекта, собственник, участник, акционер, а также несущее ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности лицо которого является одновременно собственником, участником, акционером данной аудиторской организации собственником, участником данной аудиторской организации;

в) оказывавшим данному хозяйствующему субъекту в период, охватываемый аудиторской проверкой, профессиональные услуги, предусмотренные абзацами вторым и третьим вторым, третьим и восьмым части первой статьи 17 настоящего Закона настоящего Закона;

г) в отношении хозяйствующего субъекта, работник которого является одновременно работником данной аудиторской организации.

Аудиторская организация не вправе проводить аудиторскую проверку одного и того же хозяйствующего субъекта более трех лет подряд.

Статья 17. Профессиональные услуги аудиторских организаций

Аудиторские организации могут оказывать следующие профессиональные услуги:

постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

составление финансовой отчетности;

перевод национальной финансовой отчетности на международные стандарты бухгалтерского учета;

анализ финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;

консалтинг по бухгалтерскому учету, налогообложению, планированию, менеджменту и другим вопросам финансово-хозяйственной деятельности;

составление расчетов и деклараций по налогам и другим обязательным платежам;

осуществление функций ревизионной комиссии (ревизора) хозяйствующего субъекта.

Аудиторские организации могут оказывать и иные профессиональные услуги, предусмотренные национальными стандартами аудиторской деятельности.

Статья 18. Аудиторский отчет

Аудиторский отчет - документ, адресованный руководителю, собственнику, общему собранию участников (акционеров) хозяйствующего субъекта, содержащий подробные сведения о ходе аудиторской проверки, выявленных отклонениях от установленного порядка ведения бухгалтерского учета, нарушениях в финансовой отчетности, а также другую информацию, полученную в результате проведения аудиторской проверки. Аудиторский отчет должен содержать рекомендации по устранению выявленных отклонений и нарушений, а также рекомендации и предложения по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта.

В том случае, если аудиторская проверка проводится аудиторской организацией по поручению участников (акционеров) хозяйствующего субъекта или контролирующих и правоохранительных органов, аудиторский отчет также представляется лицу, по поручению которого проводится аудиторская проверка.

Информация, содержащаяся в аудиторском отчете, является конфиденциальной и не подлежит разглашению. За разглашение информации лица, получившие доступ к этой информации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.

Аудиторский отчет должен быть подписан постранично аудитором (аудиторами), осуществлявшим аудиторскую проверку Аудиторский отчет должен быть подписан постранично аудитором (аудиторами), осуществлявшим аудиторскую проверку, и руководителем аудиторской организации.

Форма и содержание аудиторского отчета определяются национальными стандартами аудиторской деятельности.

Статья 19. Аудиторское заключение

Аудиторское заключение - документ, содержащий выраженное в письменной форме мнение аудиторской организации о достоверности финансовой отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета установленным требованиям законодательства, доступный для пользователей финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Аудиторское заключение составляется на основании аудиторского отчета.

Аудиторское заключение должно быть подписано аудитором (аудиторами), руководителем аудиторской организации и заверено печатью аудиторской организации (при наличии печати).

Форма и содержание аудиторского заключения определяются национальными стандартами аудиторской деятельности.

Статья 20. Заведомо ложные аудиторский отчет и аудиторское заключение

Аудиторский отчет и аудиторское заключение, составленные без проведения аудиторской проверки либо составленные по результатам аудиторской проверки, но не соответствующие содержанию документов хозяйствующего субъекта, полученных и изученных аудитором (аудиторами) в ходе аудиторской проверки, считаются заведомо ложными.

Составление заведомо ложных аудиторского отчета и аудиторского заключения влечет прекращение действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности в установленном порядке, а также привлечение виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.

Статья 21. Лицензирование аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность (за исключением профессиональных услуг) осуществляется на основании специального разрешения (лицензии).

Выдача лицензии аудиторским организациям на осуществление аудиторской деятельности производится специально уполномоченным государственным органом, который:

разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность, в том числе национальные стандарты аудиторской деятельности;

осуществляет контроль за соблюдением аудиторской организацией лицензионных требований и условий, предусмотренных лицензионным соглашением, и не реже одного раза в три года проводит проверку по этим вопросам осуществляет контроль за соблюдением аудиторской организацией лицензионных требований и условий, предусмотренных лицензионным соглашением, и не чаще одного раза в три года проводит проверку по этим вопросам. В аудиторских организациях, относящихся к микрофирмам и малым предприятиям, проверка осуществляется в плановом порядке не чаще одного раза в четыре года только по решению специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов;

устанавливает квалификационные требования для претендентов на получение квалификационного сертификата аудитора;

утверждает по согласованию с республиканским общественным объединением аудиторов программы обучения и порядок сдачи квалификационных экзаменов для получения квалификационного сертификата аудитора;

проводит с участием республиканского общественного объединения аудиторов квалификационный экзамен на право получения квалификационного сертификата аудитора;

проводит аттестацию руководителя аудиторской организации один раз в три года; (Абзац введен в соответствии с Законом РУз от 17.09.2007 г. № ЗРУ-110)

Абзацы седьмой-девятый считать восьмым-десятым в соответствии с Законом РУз от 17.09.2007 г. № ЗРУ-110

приостанавливает действие лицензии на осуществление аудиторской деятельности на срок не более десяти рабочих дней, обращается в суд о приостановлении на срок более десяти рабочих дней или прекращении действия и аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а также публикует сведения о приостановлении, прекращении действия и аннулировании лицензии в средствах массовой информации в порядке, установленном законодательством переоформляет лицензию на осуществление аудиторской деятельности, приостанавливает действие лицензии на осуществление аудиторской деятельности на срок не более десяти рабочих дней, обращается в суд о приостановлении на срок более десяти рабочих дней или прекращении действия и аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а также публикует сведения о приостановлении, прекращении действия и аннулировании лицензии в средствах массовой информации в порядке, установленном законодательством;

выдает, прекращает действие и аннулирует квалификационный сертификат аудитора выдает, переоформляет, аннулирует квалификационный сертификат аудитора, продлевает и прекращает его действие;

ведет реестр аудиторов, имеющих квалификационный сертификат, и учет аудиторских организаций, имеющих лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Порядок выдачи лицензии аудиторским организациям на осуществление аудиторской деятельности утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Осуществление аудиторской деятельности без лицензии влечет за собой ответственность, установленную законодательством.

Статья 22. Приостановление действия лицензии

Действие лицензии может быть приостановлено в случаях:

выявления нарушения аудиторской организацией лицензионных требований и условий;

невыполнения аудиторской организацией решения специально уполномоченного государственного органа, обязывающего аудиторскую организацию устранить выявленные нарушения.

Решение специально уполномоченного государственного органа о приостановлении действия лицензии доводится до аудиторской организации в письменной форме не позднее чем через три дня со дня его принятия. Решение суда о приостановлении действия лицензии доводится до аудиторской организации и специально уполномоченного государственного органа в сроки, установленные законодательством.

Специально уполномоченный государственный орган или суд обязан установить аудиторской организации срок для устранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Специально уполномоченный государственный орган может приостановить действие лицензии на срок не более десяти рабочих дней, а суд - на срок более десяти рабочих дней. При этом срок, установленный в решении суда для устранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не может превышать шести месяцев.

В случае устранения аудиторской организацией обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, специально уполномоченный государственный орган или суд, принявший решение о приостановлении действия лицензии, обязан в десятидневный трехдневный срок со дня получения подтверждения об устранении указанных обстоятельств принять решение о возобновлении действия лицензии.

Сведения о приостановлении и возобновлении действия лицензии подлежат публикации в средствах массовой информации.

Решение специально уполномоченного государственного органа о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в суд. В случае признания судом необоснованности приостановления действия лицензии специально уполномоченный государственный орган несет перед аудиторской организацией ответственность в размере понесенного ею ущерба.

Статья 23. Прекращение действия лицензии

Действие лицензии может быть прекращено в случаях:

обращения аудиторской организации с заявлением о прекращении действия лицензии;

ликвидации аудиторской организации;

прекращения деятельности аудиторской организации в результате реорганизации, за исключением ее преобразования;

систематического или однократного грубого нарушения аудиторской организацией лицензионных требований и условий;

неустранения аудиторской организацией обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, в установленный специально уполномоченным государственным органом или судом срок;

установления незаконности решения специально уполномоченного государственного органа о выдаче лицензии.

Прекращение действия лицензии в случаях, предусмотренных абзацами пятым, шестым и седьмым части первой настоящей статьи, осуществляется по решению суда, а в других случаях - по решению специально уполномоченного государственного органа.

Решение специально уполномоченного государственного органа о прекращении действия лицензии доводится до аудиторской организации в письменной форме не позднее чем через три дня со дня его принятия. Решение суда о прекращении действия лицензии доводится до аудиторской организации и специально уполномоченного государственного органа в сроки, установленные законодательством. В течение десяти дней со дня получения аудиторской организацией решения о прекращении действия лицензии лицензия подлежит возврату в специально уполномоченный государственный орган и уничтожению.

Сведение о прекращении действия лицензии подлежит публикации в средствах массовой информации.

Действие лицензии прекращается с даты принятия решения о ее прекращении.

Статья 24. Аннулирование лицензии

Аннулирование лицензии может осуществляться в случаях:

обращения аудиторской организации с заявлением об аннулировании лицензии;

установления факта получения лицензии с использованием подложных документов;

если аудиторская организация в течение трех месяцев с момента направления (вручения) уведомления о принятии решения на выдачу лицензии не представила специально уполномоченному государственному органу документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу лицензии, либо не подписала лицензионное соглашение.

Аннулирование лицензии в случае, предусмотренном абзацем третьим части первой настоящей статьи, осуществляется по решению суда, а в других случаях - по решению специально уполномоченного государственного органа.

Решение специально уполномоченного государственного органа об аннулировании лицензии доводится до аудиторской организации в письменной форме не позднее чем через три дня со дня принятия решения. Решение суда об аннулировании лицензии доводится до аудиторской организации и специально уполномоченного государственного органа в сроки, установленные законодательством. В течение десяти дней со дня получения аудиторской организацией решения об аннулировании лицензии лицензия подлежит возврату в специально уполномоченный государственный орган и уничтожению.

Сведение об аннулировании лицензии подлежит публикации в средствах массовой информации.

При принятии решения об аннулировании лицензии лицензия считается аннулированной с даты ее выдачи.

Решение специально уполномоченного государственного органа об аннулировании лицензии может быть обжаловано в суд. В случае признания судом необоснованности аннулирования лицензии специально уполномоченный государственный орган несет перед аудиторской организацией ответственность в размере понесенного ею ущерба.

Статья 25. Прекращение действия квалификационного сертификата аудитора

Основаниями для прекращения действия квалификационного сертификата аудитора являются:

заявление аудитора;

предоставление аудитором полученных в ходе аудиторской проверки сведений третьим лицам без разрешения заказчика аудиторской проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

систематическое или однократное грубое нарушение требований законодательства при осуществлении аудиторской деятельности; (Абзац введен в соответствии с Законом РУз от 13.12.2002 г. № 447-II)

Абзацы четвертый-восьмой считать пятым-девятым в соответствии с Законом РУз от 13.12.2002 г. № 447-II

сокрытие аудитором фактов нарушений хозяйствующим субъектом установленных требований по ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности, выявленных при проведении аудиторской проверки;

неучастие в аудиторской деятельности в течение трех лет;

установление факта передачи квалификационного сертификата аудитора другому лицу в целях использования последним этого документа для участия в аудиторской деятельности от своего имени;

вступивший в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;

решение суда о признании гражданина в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным.

Действие квалификационного сертификата аудитора прекращается с даты принятия решения о его прекращении, за исключением случая, предусмотренного частью третьей настоящей статьи. (Часть в редакции Закона РУз от 17.09.2007 г. № ЗРУ-110)

Действие квалификационного сертификата руководителя аудиторской организации, а также аудитора, которыми допущены нарушения, повлекшие за собой прекращение действия лицензии аудиторской организации, прекращается с даты принятия решения о прекращении действия лицензии. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 17.09.2007 г. № ЗРУ-110)

Часть третью считать четвертой в соответствии с Законом РУз от 17.09.2007 г. № ЗРУ-110

Решение специально уполномоченного государственного органа о прекращении действия квалификационного сертификата аудитора может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством.

Лицо, действие квалификационного сертификата которого прекращено по основаниям, предусмотренным абзацами третьим-пятым и седьмым части первой настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении квалификационного сертификата в течение трех лет со дня принятия решения о прекращении действия квалификационного сертификата аудитора. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 17.09.2007 г. № ЗРУ-110)

Статья 26. Аннулирование квалификационного сертификата аудитора

Квалификационный сертификат аудитора аннулируется в случаях установления:

незаконности решения специально уполномоченного государственного органа о выдаче квалификационного сертификата аудитора;

факта получения сертификата с использованием подложных документов.

Решение об аннулировании квалификационного сертификата действует с даты выдачи квалификационного сертификата аудитора.

Решение специально уполномоченного государственного органа об аннулировании квалификационного сертификата аудитора может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством.

Лицо, квалификационный сертификат которого аннулирован по основаниям, предусмотренным абзацем третьим части первой настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении квалификационного сертификата в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного сертификата аудитора. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 17.09.2007 г. № ЗРУ-110)

Статья 27. Республиканское общественное объединение аудиторов

Республиканское общественное объединение аудиторов представляет собой негосударственную некоммерческую организацию, объединяющую на добровольных началах аудиторов.

Республиканское общественное объединение аудиторов призвано содействовать развитию и поддержанию профессионального уровня аудиторов,  защите их профессиональных интересов.

Республиканское общественное объединение аудиторов участвует в:

разработке программы обучения аудиторов и порядка сдачи квалификационных экзаменов на право получения квалификационного сертификата аудитора; (Абзац в редакции Закона РУз от 13.12.2002 г. № 447-II)

проведении квалификационных экзаменов на право получения квалификационного сертификата аудитора;

подготовке предложений по совершенствованию законодательства об аудиторской деятельности;

организации обязательной рейтинговой оценки деятельности аудиторских организаций.

Статья 28. Разрешение споров

Споры, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства об аудиторской деятельности

Лица, виновные в нарушении законодательства об аудиторской деятельности, несут ответственность в установленном порядке.


Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus