Постановление Президента РУз № ПП-147 от 05.08.2005 г. О гарантиях бесперебойного обеспечения наличных выплат с депозитных счетов в банках
Считать абсолютно недопустимыми факты, когда
коммерческие банки и их филиалы, привлекая средства населения и хозяйствующих
субъектов на депозиты, вовлекая их в оборот и получая за счет этого доходы
банка, фактически строя свое благополучие за счет вкладчиков, в то же время
четко не выполняют своих прямых обязательств перед ними, безразлично относятся к
законным запросам, нуждам и потребностям вкладчиков, более того, злоупотребляют
своим положением при удовлетворении их заявок, игнорируют их интересы.Аналогичные факты имеют место и в деятельности областных и городских отделений
Центрального банка Республики Узбекистан и Национального банка
внешнеэкономической деятельности. Следует иметь в виду, что подобное отношение подрывает доверие к банкам,
являются причиной обоснованного недовольства вкладчиков, ограничивают и не
стимулируют привлечение свободных средств населения, предпринимателей и
бизнесменов, хозяйствующих субъектов на депозиты в коммерческих банках, не
способствуют сокращению внебанковского оборота наличности, дестабилизируют всю
систему денежного обращения, наносят значительный экономический ущерб стране. В целях искоренения указанных недостатков, дальнейшего укрепления
налично-денежного обращения, сокращения внебанковского оборота наличных денежных
средств, обеспечения бесперебойной выдачи банками наличных денег с депозитных
счетов хозяйствующих субъектов в банках: 1. Признать работу, проводимую коммерческими банками по стимулированию
привлечения свободных денежных средств населения и хозяйствующих субъектов на
депозитные счета в банках и осуществлению беспрепятственной выдачи, по первому
требованию, наличных денег с их счетов, неудовлетворительной. Центральному банку Республики Узбекистан широко использовать все предоставленные
ему законом и действующими нормативно-правовыми актами механизмы и рычаги
воздействия для ликвидации в кратчайшие сроки вышеуказанных фактов проявления со
стороны работников коммерческих банков бюрократизма, волокиты, бездушного
отношения и вымогательства. 2. Центральному банку Республики Узбекистан, коммерческим банкам до 1 сентября
2005 года принять необходимые меры по пересмотру действующего положения и
порядка выдачи денежных средств, находящихся на депозитных счетах в банках,
обеспечивая бесперебойные выдачи наличных денег населению, хозяйствующим
субъектам, физическим и юридическим лицам по их требованию. Считать бесперебойную выдачу наличных денег населению и хозяйствующим субъектам
с депозитных счетов одним из важнейших оценочных критериев эффективности и
надежности деятельности коммерческих банков при подведении итогов их работы за
квартал, полугодие и в целом за год. 3. Принять предложения Центрального банка Республики Узбекистан и коммерческих
банков, что при подведении итогов работы, в случае неоднократно повторяющегося
(более трех раз в месяц) нарушения установленного порядка по безотлагательной
выплате наличных денег населению и хозяйствующим субъектам с депозитных счетов
банков, руководители территориальных отделений и филиалов коммерческих банков
подлежат освобождению от занимаемой должности. Утвердить Положение о порядке стимулирования и повышении ответственности
руководителей и должностных лиц коммерческих банков за обеспечение бесперебойной
выдачи наличных средств, согласно приложению. 4. Центральному банку Республики Узбекистан при наличии систематических задержек
в выдаче наличных средств применять к коммерческим банкам строгие меры
ответственности, вплоть до отзыва лицензии на право совершения банковских
операций. 5. Для обеспечения бесперебойных выплат наличных денег: коммерческим банкам создать в своих подразделениях резервы наличности,
обеспечивающие оперативное восполнение потребности в наличных средствах и
удовлетворение заявок клиентов; Центральному банку Республики Узбекистан образовать региональные резервные фонды
наличных денег. 6. Центральному банку Республики Узбекистан: обеспечивать без ограничений коммерческие банки наличными средствами в пределах
средств на их корреспондентских счетах в Центральном банке, с использованием,
при необходимости, резервных фондов при расчетно-кассовых центрах Центрального
банка Республики Узбекистан; осуществлять оперативное перераспределение наличности между регионами
республики, предусмотрев бесперебойное обеспечение потребности в наличных
деньгах; совместно с коммерческими банками утверждать минимальные суммы объема резервов
наличности в филиалах коммерческих банков и учитывать сумму фактических резервов
в целом по банку при расчете требований по обязательным резервам. 7. Центральному банку Республики Узбекистан, коммерческим банкам: образовать в своих структурах специальные подразделения по мониторингу за
выдачей наличных средств; разработать индикаторы, по которым должны фиксироваться и контролироваться факты
отказа в законной выдаче наличности, и на их основе ввести соответствующую
ежемесячную отчетность. Определить основными задачами указанных подразделений: осуществление постоянного мониторинга за ежедневным поступлением наличных
средств, а также анализ состояния наличных расчетов, предоставление ежемесячных
отчетов о состоянии выплат, наличии задержек в выдаче наличных средств; осуществление оперативного управления состоянием резервов наличности и их
использованием, а также маневрирование ими в целях обеспечения достаточного
объема свободных наличных средств; рассмотрение обращений и жалоб клиентов банков по вопросам беспрепятственной и
бесперебойной выдачи наличных средств и принятие по ним незамедлительных мер,
проведение проверок в отделениях и филиалах коммерческих банков по указанным
вопросам; подготовку предложений по поощрению или применению мер ответственности к
должностным лицам коммерческих банков по результатам их деятельности по
обеспечению выполнения требований бесперебойной выдачи наличных денег с
депозитных счетов населения и хозяйствующих субъектов. Для оперативного реагирования по вопросам выдачи наличных денег организовать в
каждом регионе рассмотрение заявлений клиентов, в том числе через "телефоны
доверия", и незамедлительную проверку поступающих обращений. 8. Центральному банку Республики Узбекистан ежеквартально обобщать положение дел
с обеспечением безусловной и беспрепятственной выплаты наличных денег с
депозитных счетов населения и хозяйствующих субъектов и представлять информацию
в Аппарат Президента Республики Узбекистан. 9. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан: усилить контроль за реализацией принятых решений по ограничению внебанковского
оборота, полнотой сдачи хозяйствующими субъектами налично-денежной выручки от
реализации товаров, работ и услуг в кассы банков; установить жесткий контроль за соответствием сданной в кассы банков
налично-торговой выручки фактически складывающимся объемам розничного
товарооборота и платных услуг, а также обязательным использованием
контрольно-кассовых машин и расчетных терминалов предприятиями розничной
торговли и сферы услуг. В случае выявления фактов неправомерного отказа в
принятии платежа с использованием пластиковых карточек принимать меры
ответственности к виновным лицам в соответствии с законодательством. 10. Министерству юстиции совместно с Центральным банком Республики Узбекистан,
другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок: внести предложения в Кабинет Министров об изменениях и дополнениях в действующие
акты законодательства в связи с принятием настоящего постановления; обеспечить приведение ведомственных нормативно-правовых актов в соответствие с
положениями настоящего постановления. 11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
Премьер-министра Республики Узбекистан Мирзиёева Ш.М. и Председателя
Центрального банка Республики Узбекистан Муллажанова Ф.М. Президент
РУз И. Каримов
город Ташкент,
5 августа 2005 года |