Положение о партнерских отношениях между образовательными учреждениями и предприятиями
Утверждено Постановлением МВССО, ЦССПО МВССО, МНО, МТСЗН, МЭ и МФ РУз
от 30 мая 2008 года №№ 157, 21/КК, 23, 01-08/1750, 54 и 56
Настоящее
Положение устанавливает порядок организации партнерских отношений между
средними специальными, профессиональными образовательными учреждениями (далее –
образовательные учреждения) и предприятиями в соответствии с Законом Республики
Узбекистан «О Национальной программе по подготовке кадров» (Ведомости Олий
Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 11–12, ст. 295) и пунктом 46
Государственной программы «Год молодежи», утвержденной постановлением
Президента Республики Узбекистан от 29 февраля 2008 года № ПП-805
«О Государственной программе «Год молодежи» (Собрание законодательства
Республики Узбекистан, 2008 г., № 26–27, ст. 259).
I. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее
Положение регулирует партнерские отношения между образовательными учреждениями
и предприятиями.
2. Партнерские
отношения между образовательными учреждениями и предприятиями устанавливаются в
целях подготовки кадров квалифицированных младших специалистов и обеспечения
выпускников рабочими местами.
3. Практика
учащихся осуществляется в соответствии с государственными образовательными
стандартами среднего специального, профессионального образования.
4. Между
предприятием и образовательным учреждением заключается договор о взаимном
партнерстве. В договоре предусматривается проведение практики, оформление
заказов предприятием на подготовку квалифицированных специалистов по
необходимым направлениям, гарантирующих трудоустройство выпускников, и другие
требования.
II. ЦЕЛИ
И ЗАДАЧИ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ПРЕДПРИЯТИЯМИ
5. Целями
партнерских отношений между образовательными учреждениями и предприятиями
являются:
а) подготовка
квалифицированных младших специалистов с учетом требований и потребностей рынка
труда;
б) формирование
взаимного партнерства и взаимовыгодной интеграции между образовательными
учреждениями и предприятиями;
в) развитие
двусторонней системы подготовки кадров на предприятиях в целях обеспечения
роста производительности труда;
г) организация
прохождения практики на уровне требований государственных образовательных
стандартов и обеспечение выпускников рабочими местами, соответствующими их
специальностям;
6. Задачами
партнерства между образовательными учреждениями и предприятиями являются:
а) содействие в
реформировании профессионального образования, отвечающем требованиям социально
направленной рыночной экономики;
б) укрепление
взаимосвязей между средним специальным, профессиональным образованием и рынком
труда;
в) всестороннее
развитие личности на основе гармонизации образования и производства для
подготовки квалифицированных младших специалистов;
г) укрепление и
развитие материально-технической базы образовательных учреждений;
д) эффективное
использование современных интегрированных учебных лабораторий и баз практики с
привлечением высококвалифицированных специалистов предприятий.
III.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
И ПРЕДПРИЯТИЙ-ПАРТНЕРОВ
7. Основными
задачами образовательных учреждений являются:
а) подготовка
квалифицированных младших специалистов в соответствии с требованиями
государственных образовательных стандартов по направлениям, указанным в заказах
предприятий-партнеров;
б) внесение в
установленном порядке дополнений и изменений в учебные планы и программы в
соответствии с предложениями предприятий-партнеров;
в) разработка
графика проведения и рабочей программы практики с учетом возможностей
предприятий-партнеров на основе типовой программы, их согласование с
предприятиями и утверждение в региональном управлении среднего специального,
профессионального образования;
г) разъяснение
учащимся необходимости соблюдения внутреннего трудового распорядка, правил
охраны труда, пожарной и технической безопасности на предприятиях-партнерах;
д) проведение
совместно с работниками предприятий-партнеров учебно-воспитательной работы;
е) контроль
выполнения работ, предусмотренных в программе практики учащихся.
8. Основными
задачами предприятий-партнеров являются:
а) обеспечение
проведения производственной и преддипломной практики учащихся образовательных
учреждений на высоком уровне на основе требований программ практики;
б) создание в
период прохождения практики необходимых условий полного обеспечения учащихся
рабочими местами, оборудованием, сырьем и материалами, а также специальной
рабочей одеждой и средствами защиты для выполнения работ, предусмотренных в
программе практики;
в) обеспечение
активного участия опытных и квалифицированных работников предприятий в
разработке рабочих программ практики, научно-практических семинарах, а также
профессионально-практических экзаменах и защите выпускных квалификационных
работ в целях повышения эффективности процесса профессиональной подготовки в
образовательных учреждениях;
г) поощрение
учащихся, принявших активное участие в процессе прохождения практики и
достигших хороших показателей;
д) выплата в
установленном порядке, с учетом внутренних возможностей предприятия, надбавок
работникам, назначенным руководителями практики учащихся;
е) обеспечение
в соответствии с договором о партнерстве по направлениям, указанным в заказе,
работой по специальностям выпускников образовательных учреждений.
IV.
ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
9. Практика
учащихся образовательных учреждений подразделяется на следующие виды:
а) учебная
практика, проводимая в образовательных учреждениях для овладения первоначальной
квалификацией и первичными навыками.
Учебная
практика проводится для глубокого усвоения учащимися общепрофессиональных и
специальных предметов, овладения первоначальной квалификацией и первичными
навыками по выбранным специальностям;
б)
производственная практика.
Производственная
практика проводится в целях закрепления, углубления, расширения и
систематизации теоретических знаний, полученных в процессе изучения специальных
предметов на основе изучения деятельности предприятий-партнеров;
в)
преддипломная практика.
Преддипломная
практика является заключительным этапом образования и проводится на
предприятиях-партнерах для получения учащимися предварительного
профессионального опыта, проверки уровня профессиональной подготовки для
осуществления самостоятельной деятельности будущего специалиста и сбора данных
для выпускной квалификационной работы.
10.
Производственная и преддипломная практика в образовательных учреждениях может
проводиться в учебно-производственных мастерских, цехах и
учебно-экспериментальных хозяйствах.
11.
Производственная и преддипломная практика учащихся образовательных учреждений
проводится в соответствии с рабочей программой практики в стабильно работающих
предприятиях-партнерах на основании заключенного двустороннего договора.
12. Для осуществления
руководства производственной и преддипломной практикой учащихся назначаются
руководители практики из образовательных учреждений и предприятий-партнеров.
13. С момента
принятия учащихся на партнерское предприятие в качестве практикантов на них
распространяются установленные на предприятии правила внутреннего распорядка и
правила охраны труда.
14. В
соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11
декабря 1996 года № 439 «Об утверждении положений об учебных заведениях
профессионального образования» работы, выполненные учащимися во время
производственной практики, оплачиваются по действующим нормам, расценкам,
ставкам (окладам) с учетом установленных коэффициентов, доплат и надбавок к
заработной плате рабочих соответствующих квалификаций.
15.
Продолжительность рабочего времени учащихся во время прохождения практики
устанавливается в соответствии с действующим трудовым законодательством,
запрещается привлечение к работам, приведенным в Списке работ с
неблагоприятными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц
моложе восемнадцати лет (зарегистрирован МЮ 9 июня 2001 года № 1040).
V.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ РАБОТОЙ
16. На основе
договора о взаимном партнерстве выпускники образовательных учреждений обеспечиваются
работой предприятиями-партнерами в соответствии с Перечнем должностей,
профессий для трудоустройства молодых специалистов – выпускников средних
специальных, профессиональных образовательных учреждений (зарегистрирован МЮ
18 октября 2006 года № 1631).
17. Ученики, не
указанные в договоре, но активно участвовавшие в практике, проявившие себя в
качестве квалифицированных специалистов, также должны быть приняты на работу
после окончания образовательного учреждения на основании рекомендации
предприятия-партнера.
18.
Образовательные учреждения ведут мониторинг обеспечения работой выпускников.
VI.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
19. В отношении
лиц, нарушивших требования настоящего Положения, применяются меры
ответственности, установленные законодательством. |