Положение о порядке формирования территориальных и отраслевых параметров развития надомного труда, мониторинга их выполнения и учета рабочих мест надомного труда
Приложение № 1 к Постановлению КМ РУз от 01.07.2008 г. № 146 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящее Положение определяет порядок формирования территориальных и отраслевых параметров развития надомного труда, мониторинга их выполнения и учета рабочих мест надомного труда. 2. Территориальные и отраслевые параметры развития надомного труда формируются в целях широкого вовлечения в производственную деятельность незанятого населения, расширения кооперации между предприятиями и надомным трудом и на этой основе повышения занятости и уровня жизни населения. 3. Рабочее место надомного труда считается созданным при условии, если: между надомником и предприятием заключен трудовой договор по форме согласно приложению № 2 к постановлению Кабинета Министров от 11 января 2006 г. № 4; рабочее место, организованное на дому у надомника, соответствует условиям выполнения производственного задания работодателя. При прекращении действия трудового договора между надомником и предприятием рабочее место надомного труда считается выбывшим. 4. Созданное рабочее место надомного труда считается функционирующим (действующим), если: надомник в течение отчетного периода выполнял работу в соответствии с трудовым договором; за выполненную работу надомнику было ежемесячно произведено начисление оплаты труда, а в случае, если надомник в данный период находился в трудовом отпуске или был временно нетрудоспособен - начислены отпускные или пособие по временной нетрудоспособности. При невыполнении условий, предусмотренных настоящим пунктом, а также абзацем третьим пункта 3 настоящего Положения, созданное рабочее место надомного труда считается нефункционирующим. II. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ И ОТРАСЛЕВЫХ ПАРАМЕТРОВ РАЗВИТИЯ НАДОМНОГО ТРУДА 5. Территориальные и отраслевые параметры развития надомного труда формируются соответственно Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента, органами хозяйственного управления на основании параметров развития надомного труда по предприятиям. 6. Предприятиями совместно с районными (городскими) центрами содействия занятости ежегодно до 5 января текущего года разрабатываются параметры развития надомного труда на текущий календарный год с учетом специфики деятельности предприятий и имеющихся у них резервов создания рабочих мест надомного труда, в том числе за счет расширения видов надомного труда. Параметры развития надомного труда по предприятиям разрабатываются по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению и подписываются руководителями предприятий и районных (городских) центров содействия занятости. Районные (городские) центры содействия занятости на основе параметров развития надомного труда по предприятиям разрабатывают районные (городские) параметры развития надомного труда по согласованию с рабочими комиссиями по координации, поддержке и развитию кооперации между предприятиями и гражданами, осуществляющими производство продукции и услуг на дому, созданными в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 11 января 2006 г. № 4 (далее - рабочие комиссии). Районными (городскими) центрами содействия занятости районные (городские) параметры развития надомного труда представляются соответственно в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Каракалпакстан, главные управления по труду и социальной защите населения областей и г. Ташкента в срок до 8 января текущего года. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Каракалпакстан, главные управления по труду и социальной защите населения областей и г. Ташкента на основе районных (городских) параметров развития надомного труда разрабатывают территориальные параметры развития надомного труда по согласованию с Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан и вносят их для рассмотрения и утверждения в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента в срок до 15 января текущего года. Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента в срок до 20 января текущего года утвержденные территориальные параметры развития надомного труда представляют в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан. Утвержденные территориальные параметры также в указанный срок направляются рабочим комиссиям для обеспечения мониторинга их выполнения. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан обобщает утвержденные территориальные параметры развития надомного труда и представляет их в Комплекс экономики и внешнеэкономических связей Кабинета Министров в срок до 25 января текущего года. 7. Предприятия, входящие в состав органов хозяйственного управления, разработанные в соответствии с абзацем первым пункта 6 настоящего Положения параметры также направляют в вышестоящие организации областного (территориального, регионального) уровня до 8 января текущего года. При отсутствии организаций областного (территориального, регионального) уровня указанные параметры представляются в центральный аппарат органа хозяйственного управления. Областные (территориальные, региональные) подразделения органов хозяйственного управления обобщают параметры развития надомного труда по предприятиям и вносят их в центральные аппараты органов хозяйственного управления в срок до 10 января. Органы хозяйственного управления (центральные аппараты) на основе представленных материалов разрабатывают отраслевые параметры развития надомного труда, по согласованию с Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан утверждают и вносят их в соответствующие комплексы Кабинета Министров в срок до 20 января. 8. Территориальные параметры развития надомного труда учитываются при формировании территориальных программ занятости населения. III. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ И ОТРАСЛЕВЫХ ПАРАМЕТРОВ РАЗВИТИЯ НАДОМНОГО ТРУДА, А ТАКЖЕ УЧЕТА РАБОЧИХ МЕСТ НАДОМНОГО ТРУДА 9. Основной целью и задачами мониторинга выполнения территориальных и отраслевых параметров развития надомного труда (далее - мониторинг) и учета рабочих мест надомного труда являются: обеспечение своевременного и эффективного выполнения территориальных и отраслевых параметров развития надомного труда; изучение и выявление факторов, препятствующих развитию надомного труда, c принятием на этой основе целенаправленных мер по их устранению и содействию предприятиям в вопросах организации и поддержания эффективного функционирования надомного труда; обеспечение предусмотренных законодательством прав лиц, занятых надомным трудом по трудовым договорам с предприятиями; организация достоверного статистического учета созданных и выбывших рабочих мест надомного труда, формирование и постоянное обновление базы данных по рабочим местам надомного труда. 10. Мониторинг реализации территориальных и отраслевых параметров развития надомного труда (далее - мониторинг) и учет рабочих мест надомного труда осуществляется: Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан и его территориальными органами - в части выполнения параметров развития надомного труда, предусмотренных территориальными и отраслевыми программами по обеспечению занятости населения; Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента, Министерством труда и социальной защиты населения Республики Каракалпакстан, главными управлениями по труду и социальной защите населения областей и г. Ташкента - в части выполнения соответствующих территориальных параметров развития надомного труда; органами хозяйственного управления - в части выполнения соответствующих отраслевых параметров развития надомного труда; рабочими комиссиями, районными (городскими) центрами содействия занятости - в части выполнения параметров развития надомного труда на предприятиях, расположенных на территории соответствующего района (города); Министерством экономики Республики Узбекистан и его территориальными органами - в части обобщения и анализа хода развития надомного труда в рамках территориальных и отраслевых программ по обеспечению занятости населения; органами государственной статистики - в части организации статистического учета созданных и выбывших рабочих мест надомного труда. 11. Мониторинг и учет рабочих мест надомного труда осуществляется в соответствии с механизмом взаимодействия органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, рабочих комиссий и предприятий согласно приложению 2 к настоящему Положению. 12. Мониторинг осуществляется на основе сбора, обобщения и анализа: сведений о ходе выполнения территориальных и отраслевых параметров развития надомного труда, в том числе параметров развития надомного труда по предприятиям, получаемых по запросам рабочих комиссий; статистических данных о созданных, функционирующих и выбывших рабочих местах надомного труда; материалов проверок, проводимых в установленном законодательством порядке на предприятиях Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан и его территориальными подразделениями, в части, касающейся соблюдения прав надомников в соответствии с трудовым законодательством, функционирования созданных рабочих мест надомного труда; материалов проверок и изучений, проводимых на предприятиях их вышестоящими организациями - органами хозяйственного управления; другой информации о создании и функционировании рабочих мест надомного труда, получаемой из доступных источников. 13. Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан и его территориальными подразделениями, на основании утвержденных параметров развития надомного труда, результатов мониторинга и проводимых ими в установленном законодательством порядке проверок статистических данных ведется электронная база данных о рабочих местах надомного труда. 14. Государственный статистический учет рабочих мест надомного труда осуществляется на основании форм государственной статистической отчетности, устанавливаемых в соответствии с Программой государственных статистических работ на каждый календарный год, утверждаемой в установленном порядке. IV. РАССМОТРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА И УЧЕТА РАБОЧИХ МЕСТ НАДОМНОГО ТРУДА 15. По результатам мониторинга ежеквартально подготавливается сводная аналитическая информация и вносится для рассмотрения: в рабочую комиссию - районными (городскими) центрами содействия занятости; в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента - Министерством труда и социальной защиты населения Республики Каракалпакстан, главными управлениями по труду и социальной защите населения областей и г. Ташкента; на коллегию Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан - соответствующим структурным подразделением центрального аппарата министерства; на правление (в коллегиальный орган) органов хозяйственного управления - соответствующим структурным подразделением центрального аппарата указанных органов хозяйственного управления. 16. Сводная аналитическая информация, наряду с обобщенными данными по созданию рабочих мест надомного труда, должна содержать: информацию о выполнении территориальных и отраслевых параметров развития надомного труда, с указанием районов (городов) и предприятий (отраслей экономики), допустивших отставание в выполнении параметров; информацию о мерах, предпринятых на районном, областном, отраслевом и республиканском уровнях по обеспечению увеличения количества рабочих мест надомного труда, включая выделение целевых кредитных ресурсов; обоснованные предложения по обеспечению увеличения количества рабочих мест надомного труда и повышению их эффективности; о предприятиях, допустивших существенное отставание от утвержденных ими программ создания рабочих мест надомного труда. 17. Внесенная в соответствии с пунктами 15-16 настоящего Положения сводная аналитическая информация рассматривается с определением в установленном законодательством порядке ответственности руководящих и ответственных работников, допустивших отставание в выполнении параметров развития надомного труда, а также мер устранения допущенных недостатков. При этом на заседаниях Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента в обязательном порядке заслушиваются отчеты руководителей рабочих комиссий. 18. Ход выполнения территориальных параметров развития надомного труда ежеквартально рассматривается Комплексом экономики и внешнеэкономических связей Кабинета Министров, отраслевых параметров развития надомного труда - соответствующим Комплексом Кабинета Министров. Приложение № 1 к Положению
Параметры развития надомного труда на 20___ год
Наименование предприятия | |
Юридический адрес | |
Вид основной продукции | |
Код ОКОНХ | | СООГУ |
|
I. Основные показатели |
| |
| |
№ п.п. |
Наименование показателя | Значение показателя |
1. | Всего работников, включая надомников, по состоянию на начало года, чел. |
| в том числе: |
1.2. | Количество рабочих мест надомного труда по трудовым договорам |
| 2. |
Количество рабочих мест надомного труда, предусматриваемых к созданию в 20__году |
|
в том числе по кварталам |
2.1. | В первом квартале |
| 2.2. |
Во втором квартале | |
2.3. | В третьем квартале |
| 2.4. |
В четвертом квартале | |
3. | Прогнозный объем продукции, производимой надомниками в 20__ году, млн. сум |
| 4. |
Прогнозная потребность в финансовых средствах для создания рабочих мест надомного труда в расчете на год, млн.сум |
| | в том числе предусматривается покрыть потребность за счет: |
| 4.1. |
собственных средств предприятий | |
4.2. | привлечения кредитов |
| 4.3. |
других источников | |
5. | Прогнозное количество рабочих мест надомного труда по трудовым договорам на конец 20__ года |
| |
II. Вид выпускаемой продукции и количество рабочих мест надомного труда |
| | |
№ п.п. |
Вид выпускаемой продукции | Количество рабочих мест надомного труда |
1. На рабочих местах, созданных до 20__года |
1.1. | |
| 1.2. |
| |
… | |
|
2. На рабочих местах, создаваемых в 20__ году |
2.1. | |
| 2.2. |
| |
… | Всего: |
| Руководитель предприятия ________________________ (подпись) Начальник отдела кадров__________________________ (подпись) Руководитель районного (городского) Центра содействия занятости ______________________ (подпись) Приложение № 2 к Положению
Механизм взаимодействия органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, рабочих комиссий и предприятий при осуществлении мониторинга реализации территориальных и отраслевых параметров развития надомного труда и учета рабочих мест надомного труда
№ |
Орган (субъект), представляющий информацию |
Источник получения информации |
Содержание информации | Срок предоставления |
Куда предоставляется информация |
1 | Предприятие |
Учет кадров и бухгалтерский учет предприятия |
Количество созданных и выбывших рабочих мест (форма 1-Т) |
До 3 числа месяца, следующего за отчетным кварталом |
Районный (городской) отдел статистики |
Сведения о ходе выполнения параметров развития надомного труда по предприятию |
По запросу рабочих комиссий, созданных в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 11.01.2006 г. № 4 (далее - рабочие комиссии) |
Районный (городской) Центр содействия занятости населения |
До 3 числа месяца, следующего за отчетным кварталом* |
Вышестоящая организация областного (территориального, регионального) уровня (центральный аппарат органа хозяйственного управления - если отсутствует областное (территориальное, региональное) звено) |
2 | Районный (городской) отдел статистики |
Государственная статистическая отчетность по труду |
Количество созданных и выбывших рабочих мест (форма 1-Т) |
До 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом |
Районный (городской) Центр содействия занятости населения |
Областное (территориальное) управление статистики |
3 | Районный (городской) Центр содействия занятости населения |
Предприятия, районный (городской) отдел статистики, а также результаты проверок, проведенных в установленном законодательством порядке |
Сводная аналитическая информация о ходе выполнения параметров развития надомного труда |
До 6 числа месяца, следующего за отчетным кварталом |
Рабочая комиссия, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Каракалпакстан, главные управления по труду и социальной защите населения областей и г. Ташкента |
4 | Министерство труда и социальной защиты населения Республики Каракалпакстан, главные управления по труду и социальной защите населения областей и г. Ташкента |
Районный (городской) Центр содействия занятости населения, а также результаты проверок, проведенных в установленном законодательством порядке |
Сводная аналитическая информация о ходе выполнения параметров развития надомного труда |
До 7 числа месяца следующего за отчетным кварталом |
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан |
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента |
5 | Областное (территориальное) управление статистики |
Районные (городские) отделы статистики |
Количество созданных и выбывших рабочих мест (форма 1-Т) |
До 7 числа месяца следующего за отчетным кварталом |
Государственный комитет по статистике |
6 | Областное (террито-риальное, региональное) подразделение органа хозяйственного управления |
Подведомственные предприятия, результаты изучений, проведенных на подведомственных предприятиях |
Сводная аналитическая информация о ходе выполнения параметров развития надомного труда |
До 7 числа месяца следующего за отчетным кварталом |
Центральный аппарат вышестоящего органа хозяйственного управления |
7 | Государственный комитет по статистике |
Государственная статистическая отчетность по труду |
Количество созданных и выбывших рабочих мест |
До 8 числа месяца, следующего за отчетным кварталом |
Кабинет Министров, Министерство экономики, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан |
8 | Центральный аппарат вышестоящего органа хозяйственного управления |
Территориальные подразделения и подведомственные предприятия, результаты изучений, проведенных на подведомственных предприятиях |
Сводная аналитическая информация о ходе выполнения параметров развития надомного труда |
До 8 числа месяца, следующего за отчетным кварталом |
Комплексы Кабинета Министров, Министерство экономики, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан |
9 | Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан |
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Каракалпакстан, главные управления по труду и социальной защите населения областей и г. Ташкента, Государственный комитет по статистике, органы хозяйственного управления, а также результаты проверок, проведенных в установленных законодательством порядке |
Сводная аналитическая информация о ходе выполнения параметров развития надомного труда |
До 9 числа месяца, следующего за отчетным кварталом |
Кабинет Министров, Министерство экономики |
10 | Министерство экономики |
Министерство труда и социальной защиты населения, Государственный комитет по статистике, органы хозяйственного управления |
Аналитические материалы о ходе выполнения территориальных и отраслевых параметров развития надомного труда |
До 9 числа месяца, следующего за отчетным кварталом |
Кабинет Министров | *) Примечание. В случае если предприятие входит в состав органа хозяйственного управления.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2008 г., № 26-27 |