Глава 3. Землеустройство
Земельный кодекс Республики
Узбекистан (Введен в действие с 01.07.1998г.)
Статья 11.
Природно-сельскохозяйственное районирование
Природно-сельскохозяйственное районирование земель — разделение территорий с
учетом природных условий и агробиологических требований сельскохозяйственных
растений.Использование и охрана земель сельскохозяйственного назначения
осуществляются в соответствии с природно-сельскохозяйственным районированием
земель.
Требования нормативных актов о природно-сельскохозяйственном районировании
земель относятся к законным обременениям земельных участков и включаются в
условия их предоставления юридическим и физическим лицам.Статья 12. Назначение и
содержание землеустройства
Землеустройство включает систему мероприятий, направленных на организацию
использования и охраны земель, учет и оценку земельных ресурсов, на создание
благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов, составление
территориальных и внутрихозяйственных планов землеустройства.Землеустройство осуществляется органами Государственного комитета Республики
Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному
кадастру по поручению Кабинета Министров Республики Узбекистан, местного органа
государственной власти или по заявкам юридических и физических лиц.
Землеустройство подразделяется на прогнозное и предпроектное, межхозяйственное и
внутрихозяйственное.К прогнозному и предпроектному землеустройству относятся:
1) разработка схемы использования и охраны земельно-водных ресурсов республики и
ее регионов;2) разработка схемы землеустройства районов и областей;
3) разработка прогнозов, республиканских и территориальных программ повышения
плодородия почв, рационального использования и охраны земель;4) обоснование размещения и установление границ охраняемых природных территорий.
В межхозяйственное землеустройство входят:1) установление на местности границ
аулов, кишлаков, поселков, районов, городов, областей;
2) составление проектов образования новых и упорядочения существующих земельных
участков землевладельцев, землепользователей, арендаторов и собственников с
устранением неудобств в расположении земель;3) составление проектов отвода
земель вновь организуемым, реорганизуемым сельскохозяйственным предприятиям,
учреждениям, организациям;
4) составление проектов отвода земель предприятиям, учреждениям, организациям,
изымаемых для государственных и общественных нужд;5) отвод земельных участков
в натуре (на местности), подготовка документов, удостоверяющих право владения и
право пользования землей, право аренды и собственности на земельные участки;
6) разработка рабочих проектов освоения новых земель, улучшения
сельскохозяйственных угодий, сохранения и повышения плодородия почв,
рекультивации нарушенных земель, защиты почв от водной и ветровой эрозии, селей,
оползней, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения, загрязнения
отходами производства, радиоактивными и химическими веществами;7) проведение
инвентаризации всех земель и систематическое выявление неиспользуемых,
нерационально используемых или используемых не по целевому назначению земель;
8) разработка землеустроительной документации по ресурсной оценке, использованию
и охране земель;9) проведение мероприятий по оценке земли.
Межхозяйственное землеустройство проводится в пределах административных границ
районов или группы взаимосвязанных сельскохозяйственных предприятий, учреждений
и организаций в порядке, устанавливаемом законодательством.В случаях, когда
проекты межхозяйственного землеустройства затрагивают территорию других районов
либо городов и поселков, вопросы изменения их границ решаются в порядке
установления на местности границ административно-территориальных единиц.
Проекты межхозяйственного землеустройства после утверждения переносятся в натуру
(на местность) с обозначением границ земельных участков землевладельцев,
землепользователей, арендаторов и собственников межевыми знаками установленного
образца.Внутрихозяйственное землеустройство включает в себя внутрихозяйственную
организацию территории сельскохозяйственных предприятий, учреждений и
организаций, размещение посевов сельскохозяйственных культур и многолетних
насаждений, введение научно обоснованных севооборотов, устройство всех
сельскохозяйственных угодий (сенокосов, пастбищ, садов, виноградников и других),
разработку мероприятий по борьбе с эрозией почв, а также комплексную
реконструкцию орошаемых земель.
За осуществлением проектов внутрихозяйственного землеустройства производится
авторский надзор, являющийся составной частью землеустройства.В порядке
землеустройства могут быть разработаны другие проекты, связанные с
использованием и охраной земель.
В составе землеустроительных работ предусматривается проведение
топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических,
геоботанических, историко-культурных и других обследований и изысканий.
Статья 13. Рассмотрение и
утверждение землеустроительного проекта Материалы по установлению на местности границ административно-территориальных
единиц, а также материалы по остальным прогнозным и предпроектным
землеустроительным работам рассматриваются и утверждаются в порядке,
установленном законодательством.Проекты межхозяйственного и
внутрихозяйственного землеустройства рассматриваются и принимаются
собственниками имущества сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий,
учреждений и организаций или уполномоченными ими органами, а также
согласовываются с заинтересованными организациями.
Проекты межхозяйственного землеустройства утверждаются хокимом области. Проекты
отвода земель юридическим и физическим лицам утверждаются Кабинетом Министров
Республики Узбекистан, хокимами областей, районов и городов.Проекты
внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных и лесохозяйственных
предприятий, учреждений и организаций утверждаются хокимом района. Изменения в
проекты землеустройства вносятся с разрешения органов, утвердивших эти проекты.
Землеустройство осуществляется органами Государственного комитета Республики
Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному
кадастру за счет средств государственного бюджета. Разработка землеустроительных
проектов по устройству сельскохозяйственных угодий, улучшению и охране земель,
осуществлению противоэрозионных и мелиоративных мероприятий может производиться
по заявкам юридических и физических лиц за их счет.Статья 14. Мониторинг земель
Мониторинг земель представляет собой систему наблюдения за состоянием
земельного фонда для своевременного выявления изменений, оценки земель,
предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
На основании мониторинга земель осуществляется информационное обеспечение
ведения государственного земельного кадастра, землепользования, землеустройства,
государственного контроля за целевым и рациональным использованием земельного
фонда, охраной земель.Порядок осуществления мониторинга земель
устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 15. Государственный земельный кадастр
Государственный земельный кадастр представляет собой систему необходимых и
достоверных сведений и документов о природном, хозяйственном и правовом режиме
земель, об их категориях, качественной характеристике и ценности, о
местоположении и размерах земельных участков, распределении их по
землевладельцам, землепользователям, арендаторам и собственникам.
Государственный земельный кадастр является основой государственных и отраслевых
кадастров природных ресурсов, входящих в единую систему государственных
кадастров Республики Узбекистан.
Государственный земельный кадастр предназначен для обеспечения Кабинета
Министров Республики Узбекистан, местных органов государственной власти,
заинтересованных юридических и физических лиц сведениями о земле в целях
регулирования земельных отношений, организации рационального использования и
охраны земель, землеустройства, обоснования размеров платы за землю, оценки
хозяйственной деятельности.
Государственный земельный кадастр является основанием для определения
стоимостной оценки земли.
Сведения государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению
при использовании и охране земель, предоставлении (реализации) и изъятии
земельных участков, определении размеров платежей за землю, проведении
землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других
мероприятий по использованию и охране земель.
Государственный земельный кадастр ведется органами Государственного комитета
Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и
государственному кадастру по единой для всей республики системе за счет средств
государственного бюджета.Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением
топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических,
геоботанических и других обследований и изысканий, учетом и оценкой земель,
регистрацией прав на земельные участки землевладельцев, землепользователей,
арендаторов и собственников.
Порядок ведения государственного земельного
кадастра устанавливается законодательством. |