Раздел третий. Доказательства и обстоятельства, подлежащие доказываниюГлава 221. Ревизия
Уголовно-процессуальный кодекс Республики
Узбекистан (Введен в действие с 01.04.1995г.)
Статья 1871. Основания для назначения ревизии
Ревизия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей назначается в случаях,
когда сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, могут быть
получены путем изучения и сопоставления бухгалтерских, финансовых,
статистических, банковских и иных документов проверяемых субъектов. Наличие у
дознавателя, следователя, прокурора или судьи специальных знаний не освобождает
от назначения ревизии.Ревизия субъекта предпринимательства осуществляется только в рамках
уголовного дела, возбужденного по фактам нарушения им законодательства. При этом
ревизией может охватываться деятельность субъекта предпринимательства, связанная
только с возбужденным уголовным делом.
Назначение ревизии до возбуждения уголовного дела допускается только в случаях и
порядке, установленных законодательством.Статья 1872.
Назначение ревизии
Ревизия назначается постановлением должностного лица органа, осуществляющего
доследственную проверку, дознавателя, следователя, прокурора или определением
суда.В постановлении или определении о назначении ревизии должны быть указаны:
1) полное наименование проверяемого субъекта и его организационно-правовая
форма (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя),
идентификационный номер налогоплательщика и юридический адрес; 2) номер уголовного дела или основания для назначения ревизии, возникшие в ходе
доследственной проверки, либо основания для назначения дополнительной или
повторной ревизии;3) вопрос или круг вопросов, изучаемых при проведении ревизии;
4) период финансово-хозяйственной деятельности, подлежащий ревизии;5) наименование уполномоченного органа, которому поручено проведение ревизии,
в том числе дополнительно привлекаемые государственные органы и организации.
При проведении ревизии запрещается изучение вопроса или круга вопросов, а также
периода финансово-хозяйственной деятельности, не указанных в постановлении или
определении о назначении ревизии.Органы и организации, указанные в статье 1873 настоящего Кодекса,
не позднее двух рабочих дней с момента получения постановления или определения о
назначении ревизии выносят приказ о проведении ревизии с обязательным указанием
лиц, назначенных для проведения ревизии.
Статья 1873. Лица, назначаемые для проведения ревизии
В качестве лиц, назначаемых для проведения ревизии, могут выступать специалисты
Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной
прокуратуре Республики Узбекистан, государственной налоговой службы,
Министерства финансов Республики Узбекистан и территориальных финансовых
органов.В необходимых случаях для проведения ревизии по постановлению дознавателя,
следователя, прокурора либо по определению суда могут быть также привлечены
сотрудники других государственных органов и организаций.
Статья 1874. Условия проведения ревизии субъектов
предпринимательства
Ревизия субъектов предпринимательства проводится с обязательным участием
представителей юридической службы и (или) привлеченных адвокатов (за исключением
случаев отказа от данного права со стороны субъекта предпринимательства).Отказ от участия представителя юридической службы и (или)
юридической помощи адвоката не является препятствием для привлечения их
субъектом предпринимательства на дальнейших стадиях ревизии.
Лицом, проводящим ревизию, до начала проведения ревизии уполномоченному
представителю субъекта предпринимательства в письменной форме разъясняется его
право на привлечение представителя юридической службы и (или) адвоката к участию
в проведении ревизии либо отказ от их участия, о чем составляется протокол.Если должностным лицом или представителем субъекта предпринимательства
выражено намерение привлечь представителя юридической службы и (или) адвоката,
начало проведения ревизии приостанавливается до прибытия представителя
юридической службы и (или) адвоката, но не более чем на двадцать четыре часа.
В случае, когда прибытие представителя юридической службы и (или) адвоката
невозможно в течение двадцати четырех часов, ревизия начинается без их участия.Обязательным условием проведения ревизии субъекта предпринимательства
является наличие следующих документов, служащих основанием для проведения
ревизии:
постановление или определение о назначении ревизии;приказ уполномоченного органа о проведении ревизии;
служебное удостоверение лица, проводящего ревизию;специальное удостоверение о допуске к ревизии.
Статья 1875. Порядок проведения ревизии
До начала проведения
ревизии лица, назначенные для ее проведения, обязаны ознакомить должностных лиц
или представителей проверяемого субъекта с документами, являющимися основанием
для проведения ревизии, а также внести запись в книгу регистрации проверок.
Началом проведения ревизии считается момент вручения под расписку должностному
лицу или представителю проверяемого субъекта копий постановления или определения
о назначении ревизии и приказа уполномоченного органа о проведении ревизии, а
также ознакомления со служебным удостоверением и специальным удостоверением о
допуске к ревизии.Отказ должностного лица или представителя проверяемого субъекта от получения
и ознакомления с документами, являющимися основанием для проведения ревизии, не
является основанием для отмены ревизии.
В случае отказа должностного лица или представителя проверяемого субъекта от
получения и ознакомления с соответствующими документами лицом, назначенным для
проведения ревизии, составляется протокол, подписываемый им и должностным лицом
или представителем проверяемого субъекта. При отказе должностного лица или
представителя проверяемого субъекта подписать данный протокол в нем делается
соответствующая запись. В данном случае началом проведения ревизии считается
момент подписания протокола.После получения и ознакомления с документами, являющимися основанием для
проведения ревизии, должностное лицо или представитель проверяемого субъекта
обязаны представить документы, информацию и материалы, необходимые для
проведения ревизии.
В случае отказа должностного лица или представителя проверяемого субъекта от
представления документов, информации и материалов лицо, проводящее ревизию,
незамедлительно сообщает об этом дознавателю, следователю, прокурору или суду,
которым принимается решение о проведении дальнейших процессуальных действий.При необходимости выемки документов дознаватель, следователь или прокурор
выносит постановление о выемке, а суд определение. Выемка производится по
правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса.
Лицо, проводящее ревизию, при необходимости может провести обследование
территории и помещений, а также инвентаризацию имущества проверяемого субъекта.Изучение вопросов, указанных в постановлении или определении о назначении
ревизии, осуществляется в соответствии с налоговым, валютным, бухгалтерским и
иным законодательством.
При воспрепятствовании доступу лица, проводящего ревизию, на территорию и в
помещения (за исключением жилых) проверяемого субъекта, а также отказе от
проведения инвентаризации его имущества для проведения ревизии составляется
протокол, подписываемый им и должностным лицом или представителем проверяемого
субъекта. При отказе должностного лица или представителя проверяемого субъекта
подписать протокол в нем делается соответствующая запись. Протокол
представляется дознавателю, следователю, прокурору или суду, которым принимается
решение о проведении дальнейших процессуальных действий.Воспрепятствование доступу лица, проводящего ревизию, на территорию и в
помещения (за исключением жилых) проверяемого субъекта, в том числе отказ от
проведения инвентаризации его имущества, а также воспрепятствование выполнению
им своих служебных обязанностей влечет за собой ответственность, предусмотренную
законом.
Привлечение к ответственности за воспрепятствование выполнению лицами,
проводящими ревизию, своих служебных обязанностей не является основанием для
отмены ревизии.
Завершением проведения ревизии считается день вручения должностному лицу или
представителю проверяемого субъекта акта о результатах ревизии.При уклонении должностного лица или представителя проверяемого субъекта от
получения акта о результатах ревизии лицо, проводящее ревизию, вносит об этом
соответствующую запись в акт о результатах ревизии и с этого момента ревизия
считается завершенной. В данном случае один экземпляр акта о результатах ревизии
отправляется проверяемому субъекту по почте заказным письмом.
Статья 1876. Порядок проведения ревизии в отдельных случаях
В
случае неизвестности места пребывания должностного лица или представителя
проверяемого субъекта лицо, проводящее ревизию, в течение трех рабочих дней
направляет копии постановления или определения о назначении ревизии и приказа
уполномоченного органа о проведении ревизии на юридический адрес проверяемого
субъекта и адрес местожительства его должностного лица заказным письмом. В
данном случае началом проведения ревизии считается дата направления заказного
письма.
Отсутствие должностного лица или представителя проверяемого субъекта не является
основанием для отмены ревизии. В данном случае ревизия проводится на основании
документов, информации и материалов о финансово-хозяйственной деятельности
проверяемого субъекта, имеющихся в деле.В случае утраты, уничтожения или отсутствия документов, информации и
материалов проверяемого субъекта лицо, проводящее ревизию, может проводить
изучение вопросов, указанных в постановлении или определении о назначении
ревизии, в соответствии с налоговым, валютным, бухгалтерским и иным
законодательством.
Завершением проведения ревизии считается день направления заказными письмами
акта о результатах ревизии на юридический адрес проверяемого субъекта и копии
акта по месту жительства его должностного лица.Статья 1877. Сроки проведения ревизии
Срок проведения ревизии составляет тридцать календарных дней.В случае необходимости с учетом объема документации, вида и масштабов
деятельности проверяемого субъекта срок ревизии может быть продлен
постановлением дознавателя, следователя, прокурора с согласия Генерального
прокурора Республики Узбекистан или его заместителя либо определением суда по
мотивированному ходатайству лица, проводящего ревизию финансово-хозяйственной
деятельности:
субъектов предпринимательства, на тридцать календарных дней;государственных органов и организаций, а также хозяйствующих субъектов с
долей государства в уставном фонде (уставном капитале) в размере 50 процентов и
более, на срок, не превышающий сроки дознания, предварительного следствия и
разбирательства уголовного дела в судебном заседании, установленные настоящим
Кодексом.
Статья 1878. Акт о результатах ревизии
По результатам проведенной ревизии составляется акт лицами, проводившими
ревизию.В акте о результатах ревизии указываются:
1) место проведения ревизии, дата составления акта;2) основания для проведения ревизии;
3) срок проведения ревизии;4) фамилия, имя, отчество лиц, проводивших ревизию;
5) полное наименование юридического лица, фамилии, имена, отчества его
должностных лиц, осуществлявших руководящие функции или функции бухгалтерского
учета и финансового управления в проверяемый период (фамилия, имя, отчество
индивидуального предпринимателя);6) местонахождение (почтовый адрес), банковские реквизиты проверяемого
субъекта, а также его идентификационный номер налогоплательщика;
7) сведения о предыдущих проверках финансово-хозяйственной деятельности
проверяемого субъекта;8) проверяемый период и общие сведения о документах, информации и материалах,
представленных для проведения ревизии;
9) подробное описание выявленных нарушений законодательства (при их наличии) со
ссылкой на нормы законодательства, которые были нарушены;10) выводы и заключения по результатам проведенной ревизии, в том числе об
отсутствии нарушений законодательства.
Акт о результатах ревизии составляется в количестве не менее трех экземпляров.Все экземпляры акта о результатах ревизии подписываются лицами, проводящими
ревизию. Один экземпляр акта о результатах ревизии вручается должностному лицу
или представителю проверяемого субъекта, который обязан расписаться в получении
на всех экземплярах акта с указанием даты получения. Остальные экземпляры акта о
результатах ревизии приобщаются к материалам ревизии.
Подпись должностного лица или представителя проверяемого субъекта в акте о
результатах ревизии не означает его согласие с результатами ревизии.К акту о результатах ревизии должны быть приобщены копии постановления или
определения о назначении ревизии и приказа уполномоченного органа о проведении
ревизии, протоколы о совершении действий в рамках ревизии, акты инвентаризации,
материалы, полученные в ходе проведения ревизии, а также иные документы,
подтверждающие совершение действий в рамках ревизии.
Материалы ревизии не позднее следующего рабочего дня со дня завершения ревизии
должны быть зарегистрированы в органе, уполномоченном на проведение ревизии, в
порядке, установленном законодательством, и представлены дознавателю,
следователю, прокурору или суду, назначившему ревизию.Орган, проводивший ревизию, направляет заверенную копию акта о результатах
ревизии также в соответствующий уполномоченный орган для принятия законных мер.
Статья 1879. Дополнительная или повторная ревизия
Дополнительная
ревизия назначается для восполнения имеющихся в акте о результатах ревизии
пробелов и выяснения вновь установленных обстоятельств по делу.
Повторная ревизия назначается в случаях:признания обоснованными возражений о несогласии с выводами и результатами
ревизии, представленных со стороны проверенного субъекта, обвиняемого или
подсудимого;
наличия противоречий в акте о результатах ревизии с материалами ревизии и с
другими материалами уголовного дела, а также признания недостоверными
документов, информации и материалов, на основе которых сделаны выводы и
заключения в акте о результатах ревизии;когда выводы и заключения, указанные в акте о результатах ревизии, не
обоснованы или их правильность вызывает сомнения.
Для проведения повторной ревизии не могут назначаться лица, которые проводили
первичную ревизию.Дополнительная ревизия или повторная ревизия проводится в порядке и сроки,
определенные настоящей главой.
Статья 18710. Права и обязанности должностных лиц или представителей
проверяемого субъекта
Должностные лица или представители проверяемого субъекта вправе:
требовать от проверяющих лиц документы, являющиеся основанием для проведения
ревизии, знакомиться со служебным удостоверением, а также специальным
удостоверением о допуске к ревизии;располагать соответствующей информацией о проведении ревизии их деятельности,
давать пояснения и присутствовать при проведении мероприятий лицами, проводящими
ревизию;
не выполнять требования лиц, проводящих ревизию, по вопросам, не входящим в их
компетенцию, и не знакомить их с документами, информацией и материалами, не
относящимися к предмету ревизии;не допускать на территорию и в помещения для проведения ревизии лиц, не
предъявивших служебное удостоверение, специальное удостоверение о допуске к
ревизии, копии постановления или определения о назначении ревизии, приказа
уполномоченного органа о проведении ревизии, а также в случае ненаступления или
истечения сроков ревизии либо отказа лица, проводящего ревизию, заполнить книгу
регистрации проверок; получать от лиц, проводящих ревизию, один экземпляр акта о результатах ревизии в
день ее окончания;обжаловать результаты ревизии в порядке, установленном законодательством, в
том числе путем внесения дознавателю, следователю, прокурору или суду
ходатайства о назначении дополнительной или повторной ревизии.
Должностные лица или представители проверяемого субъекта обязаны:допускать лиц, проводящих ревизию, на территорию и в помещения для проведения
ревизии;
по законному требованию лиц, проводящих ревизию, предъявлять документы,
информацию и материалы, необходимые для проведения ревизии;оказывать содействие лицам, проводящим ревизию, в исполнении их обязанностей.
Статья 18711. Права и обязанности лиц, проводящих ревизию
Лица,
проводящие ревизию, в пределах своей компетенции вправе:
обследовать территорию и помещения проверяемого субъекта, производить
инвентаризацию его имущества;истребовать документы, информацию и материалы, необходимые для проведения
ревизии;
получать объяснения от лиц, осуществляющих руководящие функции или функции
бухгалтерского учета и финансового управления, материально ответственных и иных
работников проверяемого субъекта;требовать устранения выявленных нарушений законодательства;
вносить ходатайство дознавателю, следователю, прокурору или суду о продлении
срока проведения ревизии при наличии объективных на то оснований;совершать другие действия, предусмотренные настоящим Кодексом и иными актами
законодательства.
Законные требования лиц, проводящих ревизию, обязательны для исполнения
должностными лицами и представителями проверяемого субъекта.
Лица, проводящие ревизию, в пределах своей компетенции обязаны:предъявить служебное удостоверение, а также специальное удостоверение о
допуске к ревизии;
вручить должностному лицу или представителю проверяемого субъекта под расписку
копии постановления или определения о назначении ревизии и приказа
уполномоченного органа о проведении ревизии;не создавать препятствия для функционирования и не допускать приостановления
деятельности проверяемых субъектов, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством;
не разглашать сведения, составляющие государственные секреты или иную охраняемую
законом тайну;проинформировать должностное лицо или представителя проверяемого субъекта о
праве на участие представителей юридической службы и (или) привлеченных
адвокатов на любой стадии ревизии и о других правах, предусмотренных
законодательством;
заполнить книгу регистрации проверок в случаях и порядке, установленных
законодательством;оформлять акт о результатах ревизии, один экземпляр которого оставлять у
проверяемого субъекта в день окончания ревизии;
принимать предусмотренные законодательством меры реагирования в случае выявления
фактов правонарушений. |