Положение о проведении расчетов с использованием программного комплекса "Банк-клиент"
Зарегистрировано МЮ РУз 08.10.1998 г. № 497
ЦБ РУз 27.06.1998 г. № 402
В настоящее Положение внесены изменения в соответствии с
Постановлением правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 17.05.2007 г. № 497-1
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение в соответствии с Гражданским кодексом Республики
Узбекистан, законами "О Центральном банке Республики Узбекистан", "О банках
и банковской деятельности", "Об электронных платежах", "Об электронной цифровой
подписи" и "О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов"
определяет порядок проведения расчетов между банком и клиентами с использованием
программного комплекса "Банк-Клиент" на территории республики. (Пункт в редакции
Постановления правления ЦБ, зарегистрированного МЮ 17.05.2007 г. № 497-1)
1.2. Программный комплекс "Банк-Клиент" (далее по тексту - ПК
"Банк-Клиент") предназначен для автоматизированного взаимодействия банка и клиента, способствует повышению оперативности управления денежными средствами
и позволяет:
- клиенту экономить свое время и средства за счет отказа от ежедневных
визитов в банк;
- клиенту выбирать банк, не обращая внимания на территориальную близость;
- оказывать банковские услуги клиенту посредством создания у него на дому
или офисе автоматизированного рабочего места;
- расширить перечень услуг, оказываемых клиенту, в плане
информационного и операционного обслуживания;
- повысить производительность труда бухгалтеров банка;
- обеспечить высокую оперативность и качественную регистрацию операций.
1.3. Функционирование ПК "Банк-Клиент" основано на файловом обмене
информацией между банком и клиентом по коммуникационным каналам связи.
1.4. Для обмена информацией с клиентами в банке создаются почтовые
ящики клиентов, доступ к которым осуществляется клиентами по идентификатору и
паролю.
1.5. Обработка запросов клиентов, прием-передача информации производится
в автоматическом режиме.
1.6. Основными задачами ПК "Банк-Клиент" являются:
- подготовка электронных денежно-расчетных документов;
- формирование запросов и сообщений;
- шифрование информации и электронная подпись;
- модемная связь с банком;
- прием-передача информации;
- обработка полученной информации;
- печать выходных форм;
- архивирование информации.
1.7. Ввод электронных денежно-расчетных документов клиента в базу данных
банка осуществляется по следующей схеме:
КЛИЕНТ → КРИПТО-ПРОЦЕСС
→ ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК
→ КРИПТО-ПРОЦЕСС
→
АНАЛИЗ
→ ВВОД
Подготовка Шифрование
Передача Дешифрация, проверка Реквизитный
контроль Ввод
документа
Документа Электронная подпись
информации электронной подписи
банка информации в базу
данных
1.8. ПК "Банк-Клиент" является собственностью банка.
1.9. Пользователями ПК "Банк-Клиент" являются клиенты, которые заключают
договор с банком, регламентирующий их отношения в процессе работы..
1.10 . При подключении ПК "Банк-Клиент" клиенту требуются:
- персональный компьютер;
- модем;
- печатающее устройство;
- соответствующее программное обеспечение.
1.11. Клиент несет ответственность за правильность формирования электронных
денежно-расчетных документов, шифрацию и передачу их в банк по каналам связи.
1.12. Банк несет ответственность за правильность зачисления и списания
средств со счетов клиентов и своевременную передачу информации по системе
электронных платежей.
2. ПОРЯДОК РАБОТЫ ПО СИСТЕМЕ "БАНК-КЛИЕНТ"
2.1. Обмен информации по каналам связи между клиентом и банком
осуществляется в оговоренное в договоре время.
2.2. Перед открытием нового операционного дня клиент должен сверить с банком
обороты и остатки на своих депозитных лицевых счетах за предыдущий операционный
день.
В случае идентичности оборотов и остатков клиенту разрешается открыть
новый операционный день и начать ввод документов.
В противном случае устанавливаются причины расхождений, информация
клиента приводится в соответствие с информацией банка.
2.3. Обмен информационными запросами и сообщениями
осуществляется между клиентами и банком независимо от результатов сверки
оборотов и остатков на депозитных лицевых счетах.
2.4. При осуществлении расчетов по системе "Банк-Клиент" клиент перечисляет средства со своего счета только в форме платежного поручения.
2.5. Электронное платежное поручение, полученное по каналам связи от
клиентов, использующих программный комплекс "Банк-Клиент", проходит программный
контроль и передается на обработку в операционный день банка. После
осуществления оплаты электронное платежное поручение распечатывается в
достаточном количестве экземпляров, согласно пункту 25 Положения "О безналичных
расчетах в Республике Узбекистан" (рег. № 1122 от 15 апреля 2002 г.), и в
установленном порядке подшивается в документы дня банка и прилагается к выписке
из лицевого счета плательщика.
Электронное платежное поручение, созданное на основании денежно-расчетного
документа на бумажном носителе и подтвержденное электронной цифровой подписью,
полученное через программный комплекс "Банк-Клиент", приравнивается к оригиналу
денежно-расчетного документа и имеет одинаковую с ним юридическую силу..
Оригинал в бумажной форме электронного платежного поручения, отправленного
через программный комплекс "Банк-Клиент", в банк не предоставляется и в
установленном порядке хранится у клиента. При этом клиент несет ответственность
за правильность оформления и соответствие платежного поручения в электронном и
бумажном видах.
(Пункт в редакции Постановления правления ЦБ, зарегистрированного МЮ
17.05.2007 г. № 497-1)
Пункт 2.6 утратил силу в соответствии с Постановлением правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 17.05.2007 г. № 497-1
2.6. Клиент обязан в сроки, оговоренные в договоре, представить в банк оригиналы денежно-расчетных документов, отправленных в банк по каналам связи, где они сверяются с электронными денежно-расчетными документами,
заверяются подписью бухгалтера, штампом банка, закрепленным за данным бухгалтером, и вместе с экземплярами электронных денежно- расчетных
документов подшиваются в документы дня банка.
Пункт 2.7 утратил силу в соответствии с Постановлением правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 17.05.2007 г. № 497-1
2.7. В банке ведется отдельный документооборот по учету оригиналов
денежно-расчетных документов клиентов, использующих ПК "Банк-Клиент".
3. ПОРЯДОК РАБОТЫ КЛИЕНТОВ
3.1. Клиент оформляет денежно-расчетные документы согласно
требованиям, установленным в положении "О безналичных расчетах в
Республики Узбекистан".
3.2. На основании первых экземпляров денежно-расчетных документов
клиент осуществляет ввод данных в компьютер..
3.3. По окончании ввода документов необходимо распечатать опись введенных документов. Ответственный работник (главный бухгалтер или другое лицо, на
которое возложена эта обязанность) должен сверить опись с первыми экземплярами денежно-расчетных документов, утвердить их тождество и дать
разрешение на отправку в банк.
3.4. После утверждения информации электронной подписью она проходит криптографическую защиту и формируется электронный файл, который по
каналам связи передается в обслуживающий коммерческий банк.
После криптографической защиты файл становится недоступным для клиента.
3.5. Принятая из коммерческого банка информация программно
обрабатывается и формируется опись поступивших документов, электронные
денежно-расчетные документы и лицевые счета.
Клиенту не доступны корректировка и удаление полученной информации,
он может только просмотреть и распечатать ее.
3.6. Вся информация по денежно-расчетным документам, отправленная
и поступившая из банка, программно архивируется и хранится в порядке,
установленном Госархивом.
По истечении срока хранения информация программно удаляется из архива..
Доступ к архиву имеет только ответственный работник предприятия
(организации).
4. ПОРЯДОК РАБОТЫ БАНКА
4.1. Для обмена информации с клиентами в банке создаются почтовые
ящики клиентов.
4.2. Вся информация, поступившая от клиентов, программно дешифруется,
проходит реквизитный контроль и заносится в базу данных банка со статусом
"Введен"..
4.3. При необходимости ответственный работник банка на своем рабочем месте распечатывает электронные документы, нуждающиеся в дополнительной проверке, и согласует их с соответствующими отделами банка.
4.4. После проверки электронных денежно-расчетных документов они
утверждаются и передаются на обработку в операционный день банка, а затем
отправляются получателю по системе электронных платежей.
4.5. В случае отсутствия средств на счете клиента весь файл с
денежно-расчетными документами снимается с обработки и возвращается в
почтовый ящик клиента, если иное не предусмотрено договором или другими
нормативными документами.
4.6. Поступившие по системе электронных платежей денежно- расчетные
документы после исполнения помещаются в почтовый ящик клиента.
4.7. Вся информация, полученная от клиентов, ежедневно архивируется
и хранится в установленном порядке.
Заместитель председателя М.Р.Жумагалдиев
|