Главная О компании 1С: Предприятие 8 Законодательство
Поиск Форум бухгалтеров Узбекский словарь Контакты
1С: Предприятие 8
 
.:
.:
1С: Бухгалтерия 8
1С: Инструкция пользователя
1С: Торговля 8
 
 
Последние темы форума:
  
.: Списание инвентаря и МБП
.: Программа ведения бухучета на Excel и другие полезные файлы
.: Проводки при сотрудничестве с OOO UZUM MARKET
.: БУХУЧЕТ 2019
.: БУХУЧЕТ ПРОГРАММА 2019 ДА ДЕБЕТОР ВА КЕРЕДИТОРЛАРДА ХАТОЛИК БОР
.: БУХУЧЕТ ПРОГРАММАЛАРИ
.: НДФЛ и продажи с онлайн-магазина
.: Договор аренды не жилого помещения на безвозмездной основе между ЮЛ и ФЛ
.: Возврат излишне уплаченного налога на дивиденды
.: Табель учета рабочего времени
.: DDP Ташкент
.: Документы для 100% больничного
.: Менга 1C Предприятиянинг 8.3.12 кам булмаган версияси керак
.: Расходы операторов эсф
.: Импортные услуги
 
 
Кодексы РУз:
 
.:Налоговый
.:Административный
.:Административное судопроизводство
.:Бюджетный
.:Воздушный
.:Градостроительный
.:Гражданский
.:Гражданский процессуальный
.:Гражданский процессуальный 2018
.:Жилищный
.:Земельный
.:Семейный
.:Таможенный
.:Трудовой
.:Уголовный
.:Уголовно-исполнительный
.:Уголовно-процессуальный
.:Хозяйственный процессуальный
.:Экономический процессуальный
Классификаторы:
 
.: Классификатор стран мира
.: Классификатор таможенных платежей
.: Классификатор валют для таможенных целей
.: Классификатор условий поставки
.: Классификатор процедуры перемещения
.: Классификатор льгот... таможенных платежей
.: Классификация предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства
Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих
 
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
CAP / CIPA
 
.:
.:
.:
.:
.:
.:
.:
.:
О программе CAP / CIPA
Финансовый учёт 1
Финансовый учёт 2
Управленческий учёт 1
Управленческий учёт 2
Налоги и право
Финансовый менеджмент
Аудит
Национальные стандарты:
 
.:Бухгалтерского учета (НСБУ)
.:Налогового консультирования (НСНК)
.:Риэлторских услуг (НСРУ)
.:Оценки имущества (НСОИ)
.:Аудита (НСА)
Коды:
 
ОКОНХ КОПФ КФС ОКЭД
СООГУ ОКУВД ТН ВЭД 2007 ТН ВЭД 2012 Изменения в ТН ВЭД 2012 ТН ВЭД 2017
Узбекские пословицы:
 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я Ў Қ Ғ Ҳ
 

 


счетчики


 

Закон Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах"

Закон Республики Узбекистан от 14.12.2000 г. № 160-II

(Новая редакция от 24.12.2012 г. № ЗРУ-342)

С изменениями в соответствии с Законом РУз от 10.08.2015 № ЗРУ-389

 Дата актуализации: 02.09.2015

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные задачи настоящего Закона

Основными задачами настоящего Закона являются определение понятия, видов, соотношения нормативно-правовых актов, установление основных требований, предъявляемых к порядку подготовки и содержанию нормативно-правовых актов, а также обеспечение организации их исполнения.

Статья 2. Законодательство о нормативно-правовых актах

Законодательство о нормативно-правовых актах состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Виды и соотношение нормативно-правовых актов Республики Каракалпакстан, основные требования, предъявляемые к порядку подготовки и содержанию нормативно-правовых актов, и обеспечение организации их исполнения определяются также законодательством Республики Каракалпакстан.

Статья 3. Понятие нормативно-правового акта

Нормативно-правовым актом является официальный документ, принятый в соответствии с настоящим Законом, направленный на установление, изменение или

отмену правовых норм как общеобязательных государственных предписаний.

Статья 4. Органы или должностные лица, обладающие правом принятия нормативно-правовых актов

Органами или должностными лицами (далее органы), обладающими правом принятия нормативно-правовых актов, являются палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Президент Республики Узбекистан, Кабинет Министров Республики Узбекистан, министерства, государственные комитеты и ведомства, органы государственной власти на местах.

ГЛАВА 2. ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ СООТНОШЕНИЕ

Статья 5. Виды нормативно-правовых актов

Видами нормативно-правовых актов являются:

Конституция Республики Узбекистан;

законы Республики Узбекистан;

постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

указы, постановления и распоряжения Президента Республики Узбекистан;

постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан;

приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств;

решения органов государственной власти на местах.

Статья 6. Законодательство Республики Узбекистан

Нормативно-правовые акты являются актами законодательства и образуют законодательство Республики Узбекистан.

Конституция и законы Республики Узбекистан, постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан являются законодательными актами.

Указы, постановления и распоряжения Президента Республики Узбекистан, постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств, решения органов государственной власти на местах являются подзаконными актами.

Статья 7. Верховенство Конституции  и законов Республики Узбекистан

В Республике Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан.

Конституция Республики Узбекистан имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории Республики Узбекистан.

Законы Республики Узбекистан и иные нормативно-правовые акты принимаются на основе и во исполнение Конституции Республики Узбекистан и не могут противоречить ее нормам и принципам.

Статья 8. Законы Республики Узбекистан

Законы Республики Узбекистан регулируют наиболее важные и устойчивые общественные отношения и принимаются Олий Мажлисом Республики Узбекистан или

путем проведения референдума.

Законы Республики Узбекистан могут приниматься в виде конституционных законов.

Кодексы утверждаются законами Республики Узбекистан.

Статья 9. Постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан принимают нормативно-правовые акты в виде постановлений.

Статья 10. Указы, постановления и распоряжения Президента Республики Узбекистан

Президент Республики Узбекистан на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан принимает нормативно-правовые акты в виде указов, постановлений и распоряжений.

Статья 11. Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан

Кабинет Министров Республики Узбекистан на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан принимает нормативно-правовые акты в виде постановлений.

Статья 12. Приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств

Министерства, государственные комитеты и ведомства в пределах своей компетенции принимают нормативно-правовые акты в виде приказов и постановлений.

Приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств принимаются на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Приказы принимаются министрами или руководителями ведомств, в которых принятие решений от имени ведомства осуществляется единолично.

Постановления принимаются государственными комитетами или ведомствами, в которых принятие решений от имени ведомства осуществляется коллегиальным органом данного ведомства.

Приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств могут быть приняты по согласованию с другими министерствами, государственными

комитетами или ведомствами.

Министерствами, государственными комитетами и ведомствами могут быть приняты нормативно-правовые акты в виде совместных постановлений.

Структурные подразделения и территориальные органы министерств, государственных комитетов и ведомств не вправе принимать нормативно-правовые акты.

Статья 13. Правопреемство в отношении нормативно-правовых актов, принятых министерствами, государственными комитетами или ведомствами

В случае реорганизации министерства, государственного комитета или ведомства, наделенного правом принимать нормативно-правовые акты, к правопреемнику в пределах его компетенции вместе с правом принимать нормативно-правовые акты переходят также полномочия по изменению, дополнению, приостановлению и прекращению действия ранее принятых нормативно-правовых актов, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

В случае упразднения министерства, государственного комитета или ведомства либо его реорганизации, при которой правопреемник не наделяется правом принимать соответствующие нормативно-правовые акты, полномочия по изменению, дополнению, приостановлению и прекращению действия ранее принятых нормативно-правовых актов переходят к вышестоящему или иному уполномоченному органу.

В случае переименования министерства, государственного комитета или ведомства нормативно-правовые акты, содержащие прежнее его наименование, подлежат изменению или дополнению в части переименования. До внесения таких изменений либо дополнений действие нормативно-правовых актов, содержащих прежнее наименование, распространяется на переименованное министерство, государственный комитет или ведомство в полном объеме.

Изменение статуса министерства, государственного комитета или ведомства не влечет прекращения действия ранее принятых ими нормативно-правовых актов.

Статья 14. Решения органов государственной власти на местах

Органы государственной власти на местах в пределах своей компетенции принимают нормативно-правовые акты в виде решений.

Решения органов государственной власти на местах принимаются на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также решений вышестоящих органов государственной власти на местах.

Статья 15. Положения, правила, инструкции и другие документы, утверждаемые нормативно-правовыми актами

Нормативно-правовыми актами могут утверждаться положения, правила, инструкции и другие документы, которые являются составной частью этих актов.

Статья 16. Соотношение нормативно-правовых актов

Соотношение различных нормативно-правовых актов по их юридической силе определяется в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, компетенцией и статусом

органов, принявших нормативно-правовые акты, видами этих актов, а также датой принятия нормативно-правового акта.

Нормативно-правовой акт должен соответствовать нормативно-правовым актам, имеющим по сравнению с ним более высокую юридическую силу.

В случае расхождений между нормативно-правовыми актами применяется нормативно-правовой акт, обладающий более высокой юридической силой.

В случае расхождений нормативно-правовых актов, обладающих равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.

Нормативно-правовой акт, принятый министерством, государственным комитетом или ведомством, имеет более высокую юридическую силу по отношению к нормативно-правовому акту, принятому другим министерством, государственным комитетом или ведомством одного уровня, если орган, принявший такой акт, специально уполномочен на правовое регулирование определенной области общественных отношений.

ГЛАВА 3. ПОДГОТОВКА ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Статья 17. Планирование подготовки проектов нормативно-правовых актов

Органы, принимающие (разрабатывающие) нормативно-правовые акты, в целях правового регулирования общественных отношений или совершенствования норм законодательства могут разрабатывать и утверждать текущие (сроком до одного года) и перспективные (на срок более одного года) планы (программы) подготовки проектов нормативно-правовых актов.

Порядок планирования подготовки проектов нормативно-правовых актов определяется органами, принимающими (разрабатывающими) нормативно-правовые акты.

Статья 18. Порядок подготовки проекта  нормативно-правового акта

Подготовка проекта нормативно-правового акта включает:

рассмотрение предложения о подготовке проекта и принятие решения о его подготовке;

организационно-техническое и финансовое обеспечение подготовки проекта;

сбор необходимых материалов и информации;

разработку пояснительной записки к проекту с изложением его концепции;

составление проекта;

проведение правовой и иной необходимой экспертизы.

Особенности подготовки проектов законов Республики Узбекистан и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан определяются законами Республики Узбекистан "О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан", "О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан".

Статья 19. Организация подготовки проекта нормативно-правового акта

Для подготовки проекта нормативно-правового акта организацией, разрабатывающей проект (далее разработчик), может создаваться рабочая группа (комиссия).

В состав рабочей группы (комиссии) могут быть включены представители соответствующих подразделений разработчика, министерств, государственных комитетов или

ведомств, отвечающих за состояние и развитие соответствующих отраслей, других заинтересованных государственных органов, научных и иных организаций, а также граждане. При этом представители негосударственных организаций, а также граждане включаются в состав рабочей группы (комиссии) с их согласия.

Члены рабочей группы (комиссии) должны обладать соответствующими знаниями и опытом, необходимыми для подготовки проекта нормативно-правового акта.

Для обеспечения деятельности рабочей группы (комиссии) разработчик вправе получать из государственных органов и иных организаций материалы, статистические и другие данные, необходимые для подготовки проекта нормативно-правового акта, получать консультации и рекомендации научных и иных организаций, ученых и специалистов, а также заключения экспертов по проекту.

Орган, принимающий нормативно-правовой акт, в случаях необходимости в пределах своих полномочий вправе поручить в установленном порядке или заказать на договорной основе подготовку проекта нормативно-правового акта государственным органам, научным и иным организациям, отдельным гражданам.

Орган, принимающий нормативно-правовой акт, в случаях необходимости в пределах своих полномочий вправе поручать подготовку альтернативных проектов нормативно-правовых актов нескольким государственным органам, научным и иным организациям, отдельным гражданам или заключать с ними договоры, а также проводить конкурсы на лучший проект нормативно-правового акта.

Координация работы министерств, государственных комитетов и ведомств, а также органов государственной власти на местах по подготовке проектов нормативно-правовых актов осуществляется Министерством юстиции Республики Узбекистан в соответствии с законодательством.

Статья 20. Изучение состояния законодательства, практики его применения, общественного мнения и международного опыта при подготовке проекта нормативно-правового акта

При подготовке проекта нормативно-правового акта разработчик:

изучает состояние законодательства, практику его применения по предмету регулирования проекта;

выявляет пробелы и противоречия, негативно влияющие на правовое регулирование определенной области общественных отношений, а также общественную потребность в правовом регулировании, причины и условия, влияющие на эффективность законодательства;

обобщает и использует предложения государственных органов и иных организаций, а также отдельных граждан, материалы средств массовой информации, консультации и рекомендации научных и иных организаций, ученых и специалистов, данные других средств выявления общественного мнения;

учитывает общепризнанные принципы и нормы международного права, а также изучает опыт правового регулирования в других государствах.

Проекты законов Республики Узбекистан могут выноситься на всенародное обсуждение в порядке, установленном законом. Проекты иных нормативно-правовых актов могут выноситься на общественное или профессиональное обсуждение.

Общественное обсуждение проектов нормативно-правовых актов проводится с участием представителей заинтересованных государственных органов, органов самоуправления граждан и иных организаций, ученых и специалистов.

Профессиональное обсуждение проектов нормативно-правовых актов проводится с участием специалистов соответствующих отраслей.

Участники общественного или профессионального обсуждения проекта нормативно-правового акта должны быть заблаговременно ознакомлены разработчиком с его текстом.

Предложения и замечания, высказанные в ходе обсуждения проекта нормативно-правового акта, носят рекомендательный характер и подлежат рассмотрению разработчиком. По неучтенным предложениям и замечаниям составляется справка с соответствующими пояснениями. Материалы обсуждения вносятся на рассмотрение органа, принимающего нормативно-правовой акт, одновременно с внесением проекта нормативно-правового акта.

Статья 21. Экспертиза проекта нормативно-правового акта

Проект нормативно-правового акта подлежит обязательной правовой экспертизе.

Проект нормативно-правового акта по решению разработчика или органа, принимающего нормативно-правовой акт, может быть подвергнут экономической, финансовой, научной, экологической, а также иным видам экспертиз.

В качестве экспертов привлекаются организации и (или) лица, не принимавшие непосредственного участия в подготовке проекта нормативно-правового акта. Для проведения экспертизы могут быть привлечены ученые и специалисты, в том числе из других государств и международных организаций. В оценке проекта нормативно-правового акта эксперты независимы и не связаны с позицией органа, по поручению которого проводится экспертиза.

Заключения экспертов по проекту нормативно-правового акта носят рекомендательный характер и подлежат рассмотрению разработчиком или органом, принимающим нормативно-правовой акт. По неучтенным пунктам заключения составляется справка с соответствующими пояснениями.

Статья 22. Правовая экспертиза проекта нормативно-правового акта

В ходе правовой экспертизы проверяется соответствие проекта нормативно-правового акта Конституции и законам Республики Узбекистан, иным нормативно-правовым актам, имеющим по сравнению с ним более высокую юридическую силу, правилам законодательной техники, а также обоснованность и целесообразность применения отсылочных норм.

Правовая экспертиза проектов нормативно-правовых актов может проводиться юридической службой разработчика или органа, принимающего нормативно-правовой акт, а также Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими организациями в соответствии с законодательством. При этом Министерство юстиции Республики Узбекистан осуществляет правовую экспертизу проектов нормативно-правовых актов после проведения иных видов экспертиз.

Правовая экспертиза проектов решений органов государственной власти на местах осуществляется Министерством юстиции Республики Каракалпакстан, управлениями юстиции областей и города Ташкента.

В ходе правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов Министерство юстиции Республики Узбекистан, Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции областей и города Ташкента осуществляют также их анализ на предмет выявления в них положений и норм, создающих условия для коррупции, совершения других правонарушений в системе органов государственной власти и управления, а также вводящих избыточные административные и иные ограничения

для субъектов предпринимательства, приводящие к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательства.

Порядок проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов определяется законодательством.

Статья 23. Внесение проекта нормативно-правового акта в орган, принимающий нормативно-правовой акт

Подготовленный проект нормативно-правового акта вносится в орган, принимающий нормативно-правовой акт, с пояснительной запиской, в которой обосновывается необходимость принятия акта, указываются разработчики, дается краткая характеристика содержания нормативно-правового акта, приводится перечень государственных органов и иных организаций, с которыми проект согласован, кратко излагается содержание разногласий по проекту нормативно-правового акта и мотивированное мнение о них. К проекту нормативно-правового акта, при необходимости, прилагаются финансово-экономические расчеты, статистические данные и иные сведения для его обоснования.

Разработчик при внесении проекта закона обязан подготовить аналитические сравнительные таблицы с указанием в последовательном порядке соответствующих положений международных документов и законодательства зарубежных стран, законодательства Республики Узбекистан, обоснованных предложений о приемлемости применения соответствующего международного опыта в условиях Республики Узбекистан.

Проект закона, внесенный без сравнительной таблицы, в которой содержится подготовленный предметный анализ принципов, положений и формулировок международных документов и законодательства зарубежных стран, не рассматривается.

ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМ АКТАМ

Статья 24. Требования, предъявляемые к содержанию нормативно-правового акта

Текст нормативно-правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком. Используемые в нормативно-правовом акте понятия и термины применяются единообразно в соответствии с их значением, принятым в законодательстве, исключающим возможность различного толкования. Не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор.

В нормативно-правовом акте могут указываться правовые средства его реализации, включая источники финансирования, меры стимулирования, поощрения и контроля.

В нормативно-правовом акте, устанавливающем обязанности государственных органов и иных организаций, а также должностных лиц и граждан, предусматриваются меры ответственности за их нарушение, если такие меры не предусмотрены законодательством или не должны быть установлены в отдельном нормативно-правовом акте.

Нормативно-правовой акт может иметь преамбулу, содержащую разъяснение мотивов и целей его принятия. Правовые нормы в преамбулу не включаются.

В законах Республики Узбекистан правовые нормы излагаются в виде статей, имеющих порядковый номер. Статьи могут подразделяться на части. В частях статей могут содержаться пункты, подпункты и абзацы. В иных нормативно-правовых актах правовые нормы излагаются в виде пунктов, имеющих порядковый номер. Пункты могут подразделяться на подпункты и абзацы.

Статьи (пункты) близкого содержания значительных по объему нормативно-правовых актов объединяются в параграфы и главы. В необходимых случаях главы могут объединяться в разделы и подразделы. Разделы, подразделы, главы и параграфы имеют заголовки и нумеруются.

В необходимых случаях в нормативно-правовом акте дается краткое определение юридических, технических и других специальных терминов и понятий, применяются общепринятые сокращения и даются пояснения других сокращений.

В случае необходимости в нормативно-правовом акте воспроизводятся отдельные положения из нормативно-правового акта более высокой юридической силы со ссылкой на такой акт.

В нормативно-правовом акте, как правило, не воспроизводятся повторно правовые нормы, содержащиеся в нормативно-правовых актах той же юридической силы.

Ссылки в нормативно-правовых актах применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений. Ссылки должны быть конкретными и указывать на нормативно-правовой акт либо на его отдельные положения.

В случаях, предусмотренных законом, в нормативно-правовом акте должен быть указан срок вступления его (или его частей) в силу.

Статья 25. Реквизиты нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты имеют следующие реквизиты:

вид и наименование акта;

место, дата принятия (для законов Республики Узбекистан также дата одобрения и подписания), номер акта (для приказов и постановлений министерств, государственных комитетов и ведомств также дата и номер их государственной регистрации);

должность, подпись, заглавная буква имени и фамилия лица, официально уполномоченного удостоверять текст соответствующего нормативно-правового акта.

Статья 26. Удостоверение официального текста нормативно-правового акта

Удостоверение официального текста нормативно-правового акта производится путем его подписания в отношении:

закона Республики Узбекистан Президентом Республики Узбекистан;

постановления Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Спикером Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Председателем Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

указа, постановления и распоряжения Президента Республики Узбекистан Президентом Республики Узбекистан;

постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан Премьер-министром Республики Узбекистан;

приказов и постановлений министерств, государственных комитетов и ведомств руководителем органа, принявшего нормативно-правовой акт;

решений органов государственной власти на местах соответствующим хокимом.

Статья 27. Государственная регистрация нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств

Министерства, государственные комитеты и ведомства в течение десяти дней со дня принятия нормативно-правовых актов представляют их в Министерство

юстиции Республики Узбекистан для государственной регистрации.

Нормативно-правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств, не прошедшие государственную регистрацию, не могут служить основанием для правового регулирования соответствующих общественных отношений и не влекут за собой правовых последствий.

Должностные лица министерств, государственных комитетов и ведомств за введение в действие нормативно-правовых актов, не прошедших государственную регистрацию, привлекаются к административной ответственности.

Порядок проведения государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств определяется законодательством.

ГЛАВА 5. ОПУБЛИКОВАНИЕ, ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ И ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Статья 28. Требования к опубликованию нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты должны быть опубликованы в официальных изданиях. Никто не может быть осужден, подвергнут наказанию, лишен имущества или каких-либо прав на основании закона, который официально не опубликован.

Официальное опубликование нормативно-правового акта в изложении не допускается.

При официальном опубликовании нормативно-правового акта указываются все его реквизиты.

Электронные версии текстов нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов, ведомств и органов государственной власти на местах подлежат обязательному опубликованию на их официальных веб-сайтах. Порядок опубликования электронных версий текстов нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов, ведомств и органов государственной власти на местах определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Опубликование нормативно-правовых актов в неофициальных изданиях, а также их распространение через электронные справочные системы законодательства допускаются после опубликования нормативно-правового акта в официальных источниках с обязательным указанием всех реквизитов, официальных изданий, в которых они опубликованы, и даты вступления их в силу. При этом должно быть обеспечено точное воспроизведение текста нормативно-правового акта, опубликованного в официальных изданиях.

Опубликование нормативно-правовых актов является обязательным условием их применения.

Статья 29. Официальные источники опубликования нормативно-правовых актов

Официальными источниками опубликования Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан являются "Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан", "Собрание законодательства Республики Узбекистан", газеты "Халқ сўзи" и "Народное слово".

Официальными источниками опубликования постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан являются "Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан", "Собрание законодательства Республики Узбекистан", газеты "Халқ сўзи" и "Народное слово".

Официальными источниками опубликования нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств являются "Собрание законодательства Республики Узбекистан", а также официальные издания министерств, государственных комитетов и ведомств.

Официальными источниками опубликования решений органов государственной власти на местах являются официальные издания данных органов.

Статья 30. Вступление в силу нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самих актах не указан более поздний срок.

Статья 31. Обратная сила нормативно-правового акта

Нормативно-правовые акты не имеют обратной силы и применяются к общественным отношениям, возникшим после введения их в действие, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Действие закона Республики Узбекистан распространяется на общественные отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Придание обратной силы не допускается, если закон Республики Узбекистан предусматривает введение либо ужесточение ответственности юридических и физических лиц за действия, которые на момент их совершения не влекли указанной ответственности или влекли более мягкую ответственность, либо наносят материальный ущерб юридическим и физическим лицам.

Статья 32. Действие нормативно-правового акта в пространстве

Действие нормативно-правового акта в пространстве определяется юрисдикцией органа, принявшего нормативно-правовой акт.

Орган, принявший нормативно-правовой акт, может ограничить сферу его действия в пространстве.

Статья 33. Действие нормативно-правового акта во времени

Нормативно-правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное.

Срок действия нормативно-правового акта может быть установлен для всего акта или его частей. В этом случае должно быть указано, на какой срок или до наступления какого события нормативно-правовой акт либо его часть сохраняет действие.

До истечения установленного срока или до наступления события орган, принявший нормативно-правовой акт,

может принять решение о продлении действия акта или его части на новый срок, до наступления другого события, либо о придании ему (ей) бессрочного характера в случае соответствия нормативно-правового акта законодательству, приоритетным направлениям проводимых реформ, устоявшимся правоотношениям в обществе.

Статья 34. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц

Действие нормативно-правового акта распространяется на граждан и юридических лиц Республики Узбекистан, а также на иностранных юридических лиц при осуществлении деятельности ими на территории Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено международным договором Республики Узбекистан.

Статья 35. Приостановление и прекращение действия нормативно-правового акта

Действие нормативно-правового акта или его части может быть приостановлено органом, принявшим его, либо его вышестоящим органом на определенный срок или до наступления определенного события.

Нормативно-правовой акт или его часть прекращает свое действие в случае:

истечения срока или наступления события, на который был рассчитан нормативно-правовой акт или его часть;

признания нормативно-правового акта или его части неконституционным либо недействительным в установленном законом порядке;

признания нормативно-правового акта или его части утратившим силу;

отмены нормативно-правового акта или его части.

Статья 36. Пересмотр ранее принятых нормативно-правовых актов в связи с принятием нового нормативно-правового акта

В связи с принятием нового нормативно-правового акта необходимые изменения и (или) дополнения вносятся в ранее принятые нормативно-правовые акты и подлежат признанию утратившими силу все ранее принятые акты или их части, если они противоречат новым правовым нормам либо полностью поглощены новым актом или фактически утратили свое значение, но официально не признаны утратившими силу.

Изменения и (или) дополнения, вносимые в обладающие равной юридической силой нормативно-правовые акты, перечень обладающих равной юридической силой нормативно-правовых актов или их частей, признаваемых утратившими силу, должны содержаться в самом нормативно-правовом акте.

При значительном числе обладающих равной юридической силой нормативно-правовых актов или их частей, подлежащих изменению, дополнению или признанию утратившими силу в связи с принятием нормативно-правового акта, указанные изменения и дополнения, а также перечень подлежащих признанию утратившими силу нормативно-правовых актов оформляются самостоятельным актом. Проект такого акта подготавливается разработчиком и представляется одновременно с проектом нормативно-правового акта.

Статья 37. Распространение текстов нормативно-правовых актов

Распространение текстов нормативно-правовых актов может осуществляться в любых формах, обеспечивающих беспрепятственный доступ к ознакомлению с текстом нормативно-правового акта.

Порядок распространения текстов нормативно-правовых актов определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

ГЛАВА 6. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Статья 38. Органы, организующие и обеспечивающие исполнение нормативно-правовых актов

Кабинет Министров Республики Узбекистан организует и обеспечивает исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан на всей территории Республики Узбекистан.

Министерства, государственные комитеты и ведомства, их должностные лица организуют и обеспечивают исполнение нормативно-правовых актов по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Органы государственной власти на местах организуют и обеспечивают исполнение нормативно-правовых актов на соответствующей территории.

Статья 39. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан по организации и обеспечению исполнения нормативно-правовых актов

Кабинет Министров Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:

разрабатывает необходимые мероприятия и (или) принимает решения, направленные на своевременное исполнение нормативно-правовых актов;

координирует и направляет работу министерств, государственных комитетов и ведомств, определяет их полномочия по исполнению нормативно-правовых актов;

определяет министерства, государственные комитеты, ведомства и должностных лиц, на которые возлагается ответственность за исполнение законов Республики Узбекистан и иных нормативно-правовых актов;

осуществляет контроль за своевременным исполнением нормативно-правовых актов.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 40. Полномочия министерств, государственных комитетов и ведомств по организации и обеспечению исполнения нормативно-правовых актов

Министерства, государственные комитеты и ведомства в пределах своих полномочий:

разрабатывают необходимые мероприятия и (или) принимают решения, направленные на своевременное исполнение нормативно-правовых актов;

осуществляют разработку проектов необходимых нормативно-правовых актов, направленных на исполнение законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан;

обеспечивают распространение текстов нормативно-правовых актов, совместно с другими организациями организуют необходимую разъяснительную работу по нормативно-правовым актам;

организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации своих работников для обеспечения правильного и единообразного применения нормативно-правовых актов;

осуществляют контроль за исполнением нормативно-правовых актов, изучают практику применения законодательства в соответствующей отрасли и при необходимости вносят предложения по совершенствованию законодательства;

ведут в установленном порядке систематизированный учет нормативно-правовых актов.

Министерства, государственные комитеты и ведомства могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 41. Полномочия органов государственной власти на местах по организации  и обеспечению исполнения нормативно-правовых актов

Органы государственной власти на местах на соответствующей территории:

разрабатывают необходимые мероприятия и (или) принимают решения, направленные на своевременное исполнение нормативно-правовых актов;

обеспечивают распространение текстов нормативно-правовых актов, совместно с другими организациями организуют необходимую разъяснительную работу по нормативно-правовым актам;

координируют и направляют работу соответствующих государственных органов по исполнению нормативно-правовых актов;

осуществляют контроль за исполнением нормативно-правовых актов, изучают практику применения законодательства и при необходимости вносят предложения по совершенствованию законодательства;

ведут в установленном порядке систематизированный учет нормативно-правовых актов.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 42. Мониторинг и контроль за исполнением нормативно-правовых актов

Мониторинг и контроль за исполнением нормативно-правовых актов осуществляются государственными органами и иными организациями в соответствии с законодательством.

Министерство юстиции Республики Узбекистан осуществляет мониторинг и контроль за соблюдением требований законодательства, законности в деятельности органов государственного управления, органов государственной власти на местах, правоохранительных и контролирующих органов.

Министр юстиции Республики Узбекистан ежегодно информирует Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан о состоянии законности в деятельности органов государственного управления, органов государственной власти на местах, правоохранительных и контролирующих органов.

ГЛАВА 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 43. Официальное толкование нормативно-правовых актов

Официальное толкование нормативно-правовых актов осуществляется в случае обнаружения неясностей в нормативно-правовом акте, неправильной или противоречивой практики его применения.

Официальное толкование норм Конституции и законов Республики Узбекистан дает Конституционный суд Республики Узбекистан.

Официальное толкование норм подзаконных актов дают органы, их принявшие.

В процессе официального толкования нормативно-правовых актов не допускается внесение в них поправок, изменений, дополнений, направленных на конкретизацию норм.

Статья 44. Государственный учет нормативно-правовых актов

Государственный учет нормативно-правовых актов включает в себя централизованный сбор, учет этих актов, создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов и централизованную информацию о таких актах. Законодательством могут быть установлены дополнительные требования к государственному учету нормативно-правовых актов.

Порядок осуществления государственного учета нормативно-правовых актов определяется Министерством юстиции Республики Узбекистан.


Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus