О дополнительных мерах по стимулированию увеличения доли долгосрочных кредитов коммерческих банков, направляемых на финансирование инвестиционных проектов
Постановление Президента Республики Узбекистан от 28 июля 2009 г. № ПП-1166
В целях
дальнейшего стимулирования расширения инвестиционной деятельности коммерческих банков,
укрепления их ресурсной базы для увеличения объемов финансирования долгосрочных
инвестиционных проектов, направленных на модернизацию, техническое и
технологическое перевооружение отраслей экономики:
1. Принять к сведению, что в соответствии с
принятыми решениями
Правительства:
проведена
реорганизация структур коммерческих банков, в крупнейших банках созданы
департаменты (управления) по координации и мониторингу
инвестиционной деятельности, существенно изменены и расширены функции структурных подразделений
банков, осуществляющих экспертизу, финансирование и мониторинг реализации
инвестиционных проектов;
во всех
коммерческих банках введены должности заместителей председателей правлений банков, курирующих вопросы
инвестиционной деятельности, на которые по результатам аттестации, проведенной в
соответствии с распоряжением
Президента Республики Узбекистан от 2 октября 2008 года
№ Р-3075, назначены руководители, обладающие глубокими знаниями
законодательной базы, владеющие необходимыми навыками в области инвестиционного
финансирования, отбора и экспертизы инвестиционных проектов;
активизировалась
деятельность коммерческих банков по финансовому оздоровлению предприятий-банкротов,
принятых на баланс банков, финансированию инвестиционных проектов, направленных
на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение
отраслей экономики. Объем выданных кредитов на срок свыше одного года в
структуре общего кредитного
портфеля банков составляет более 70 процентов.
2. Считать важнейшими задачами коммерческих банков в области
расширения инвестиционной деятельности:
дальнейшее
совершенствование кредитной и инвестиционной политики банка и
механизмов долгосрочного кредитования инвестиционных проектов по созданию новых
производств, модернизации, техническому и технологическому
перевооружению предприятий, укрепление на этой основе долгосрочной ресурсной базы банка;
обеспечение
тщательного отбора, комплексной оценки и качественной экспертизы
инвестиционных проектов на основе глубокого анализа проектной
документации, их финансовой окупаемости и рентабельности;
мобилизацию
собственных финансовых средств и их эффективное использование
на финансирование инвестиционных проектов, обеспечение проведения
постоянного мониторинга хода реализации проектов, своевременного
и полного возврата вложенных средств;
широкое
использование надежных механизмов обеспечения своевременности и полноты
возвратности предоставленных кредитов с учетом тщательной оценки рисков, рыночной стоимости залога и
других видов обеспечения;
укрепление
подразделений банков, осуществляющих инвестиционную деятельность,
профессионально подготовленными высококвалифицированными кадрами,
кардинальное улучшение качества переподготовки и повышения квалификации специалистов банка по
вопросам отбора, экспертизы и реализации инвестиционных проектов.
3. Установить до 1 января 2015 года порядок, в соответствии с которым
коммерческие банки уплачивают налог на прибыль по ставкам, дифференцированным в зависимости от доли
долгосрочного инвестиционного
финансирования в структуре кредитного
портфеля, согласно приложению
№ 1.
Министерству
финансов, Центральному банку и Государственному налоговому комитету Республики
Узбекистан в месячный срок разработать и утвердить Положение о порядке применения
налоговых льгот, предусмотренных настоящим пунктом.
4. Рекомендовать коммерческим банкам ввести в практику
предоставление предприятиям и организациям — инициаторам крупных инвестиционных проектов кредитов на финансирование расходов по разработке проектно-сметной
документации и проведению экспертизы с последующим их включением, при принятии инвестиционного
проекта к реализации, в общую
сумму кредита, предоставляемого для
финансирования проекта в целом.
5. Возложить на председателей правлений коммерческих банков,
рефинансирующих кредиты за счет средств Накопительной пенсионной системы для
финансирования инвестиционных проектов, персональную ответственность за
целевое и эффективное использование средств, своевременность
их
возврата в полном объеме Народному банку Республики Узбекистан с учетом
начисленных процентов, независимо от финансового состояния проектов и
предприятий-заемщиков.
При выявлении
фактов нецелевого использования коммерческими банками кредитов, выданных за счет средств
Накопительной пенсионной системы, вся сумма выявленного нецелевого использования подлежит досрочному
погашению с применением штрафных санкций.
6. Принять предложение Центрального банка
Республики Узбекистан,
Ассоциации банков Узбекистана и
коммерческих банков по расширению
выпуска коммерческими банками
долгосрочных облигаций, размещаемых
среди юридических лиц в 2009-2010 годах, в объеме не менее 110 млрд.
сумов, согласно приложению № 2, для укрепления долгосрочной ресурсной
базы банков.
7. Центральному банку Республики Узбекистан ввести в практику применение
дифференцированных ставок норм обязательных резервов коммерческих банков в
Центральном банке по привлекаемым депозитам юридических лиц в зависимости от сроков
привлечения:
по депозитам сроком от 1 года до 3
лет — в размере 80% от общеустановленных
норм;
по депозитам сроком свыше 3 лет — 70%
от общеустановленных норм.
8. Освободить:
юридические лица
сроком на пять лет от налогообложения по процентным доходам, полученным от размещения
на депозиты и в долговые ценные бумаги коммерческих банков на срок свыше 1 года;
коммерческие
банки от уплаты налога на добавленную стоимость при реализации имущества, на которое было обращено
взыскание в счет погашения ранее выданных кредитов;
с 1 сентября 2009 года сроком на три
года юридические лица, оказывающие услуги по
лизингу, от уплаты налога на прибыль и единого налогового платежа по полученным доходам от лизинговых
операций.
9. Распространить налоговые льготы, предусмотренные пунктом 2 распоряжения Президента Республики Узбекистан от 19 ноября 2008 года
№ Р-4010, на предприятия, вновь созданные
коммерческими банками, в
том числе с участием других
инвесторов, имеющих успешный опыт работы в организации и налаживании
производства и реализации выпускаемой продукции.
10.
Комиссии по проведению аттестации руководителей и начальников подразделений
коммерческих банков, ответственных за вопросы инвестиционной деятельности (Р.С.
Азимов), образованной распоряжением Президента Республики Узбекистан от 2 октября 2008 года № Р-3075, обеспечить
проведение на регулярной основе, один раз в два года, аттестации заместителей
председателей правления коммерческих банков и руководителей структурных
подразделений банков, осуществляющих инвестиционную деятельность (за исключением
банков с участием иностранного капитала и частных банков).
Руководителям коммерческих банков:
в двухмесячный
срок принять меры по полному оснащению структурных подразделений банков, осуществляющих
экспертизу, финансирование и мониторинг реализации инвестиционных проектов,
необходимыми для эффективной работы компьютерной техникой и оборудованием;
проводить на
постоянной основе работу по укреплению подразделений банков,
ответственных за вопросы инвестиционной деятельности, высококвалифицированными специалистами;
организовать
постоянно действующие курсы и практические семинары в регионах по переподготовке
и повышению квалификации сотрудников банка, занимающихся вопросами
инвестиционной деятельности.
11. Центральному банку Республики Узбекистан
совместно с Министерством юстиции и другими заинтересованными министерствами и
ведомствами в месячный срок внести в Кабинет
Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство,
вытекающих из настоящего постановления.
12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра
Республики Узбекистан Р.С. Азимова
и председателя Центрального банка Республики Узбекистан Ф.М. Муллажанова.
Президент Республики Узбекистан И. КАРИМОВ
г. Ташкент,
28 июля 2009 г.,
№ ПП-1166
Приложение № 1
к постановлению Президента
РУз от 28 июля 2009 года
№ ПП-1166
Дифференцированные ставки
по налогам на прибыль в зависимости от доли
долгосрочного
инвестиционного финансирования
в структуре кредитного портфеля
Доля долгосрочного
инвестиционного финансирования в структуре
кредитного портфеля |
|
Льготные ставки налога на
прибыль в коммерческих банках (в % от действующей
ставки) |
от 35 до 40% |
— |
80% |
от 40 до 50% |
— |
75% |
свыше 50% |
— |
70% |
Примечание: к
долгосрочному инвестиционному финансированию относятся
инвестиционные кредиты и услуги по лизингу, предоставляемые на срок не менее 3 лет, включая средства, направляемые банками
в активы компаний, создаваемых на базе
приобретаемых банками производственных предприятий.
К инвестиционным
кредитам (лизингу) относятся кредиты (лизинг), предоставленные на цели, предусмотренные статьей 3 Закона
Республики Узбекистан «Об инвестиционной
деятельности».
Приложение № 2
к постановлению
Президента РУз от 28 июля 2009 года
№ ПП-1166
Прогноз
выпуска
коммерческими банками долгосрочных облигаций
(со сроком обращения не менее 5
лет), размещаемых
среди юридических лиц в 2009-2010
годах
Наименование банка |
Объем выпуска облигаций
(млрд. сум.) |
Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики
Узбекистан |
35 |
ГАКБ «Асака» |
20 |
Узбекский акционерный коммерческий промышленно-строительный
банк «Узпромстройбанк» |
10 |
АКБ «Агробанк» |
5 |
АКБ «Кишлок
курилиш банк» |
5 |
АКБ
«Ипотека-банк» |
5 |
АКБ «Хамкорбанк» |
5 |
АКБ «Капиталбанк» |
5 |
Другие
банки |
20 |
Итого |
110 |
|