Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для лиц, оказывающих услуги и принимающих участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества
Приложение к Приказу начальника Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре от 13.10.2009 г. № 35,
зарегистрированному МЮ 03.11.2009 г. № 2031
Настоящие Правила в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О
противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и
финансированию терроризма" (Собрание законодательства Республики Узбекистан,
2004 г., № 43, ст. 451) определяют порядок организации и осуществления
внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных от
преступной деятельности, и финансированию терроризма лицами, оказывающими услуги
и принимающими участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого
имущества.
I. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия:
бенефициарный собственник - физическое лицо, которое в конечном итоге
владеет правами собственности или реально контролирует клиента, в том числе
юридическое лицо, в интересах которого совершается операция с денежными
средствами или иным имуществом;
внутренний контроль - деятельность лиц, оказывающих услуги и
принимающих участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого
имущества, по выявлению операций, подлежащих сообщению в специально
уполномоченный государственный орган;
идентификация клиента - определение лицами, оказывающими услуги и
принимающими участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого
имущества, данных о клиентах на основе предоставленных ими документов в целях
осуществления надлежащей проверки клиента;
идентификация бенефициарного собственника - определение лицами,
оказывающими услуги и принимающими участие в операциях, связанных с
куплей-продажей недвижимого имущества, собственника или лица, контролирующего
клиента - юридическое лицо путем изучения структуры собственности и управления
на основании учредительных документов, определенных законодательством (устава и
(или) учредительного договора, положения);
клиент - физическое или юридическое лицо, обращающееся с письменным
или устным намерением заключить договор на оказание услуг по купле-продаже
недвижимого имущества;
надлежащая проверка клиента - проверка личности и полномочий клиента и
лиц, от имени которых он действует, идентификация бенефициарного собственника
путем изучения структуры собственности и управления на основании учредительных
документов, а также проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и
операций, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о
таком клиенте и его деятельности;
операции, подлежащие сообщению - совершаемые и подготавливаемые
операции с денежными средствами или иным имуществом, признанные лицами,
оказывающими услуги и принимающими участие в операциях, связанных с
куплей-продажей недвижимого имущества, подозрительными в ходе проведения
внутреннего контроля;
подозрительная операция - операция с денежными средствами или иным
имуществом, находящаяся в процессе подготовки, совершения или уже совершенная, в
отношении которой у лица, оказывающего услуги и принимающего участие в
операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества, на основании
критериев, установленных настоящими Правилами, возникли подозрения об ее
осуществлении с целью легализации доходов, полученных от преступной
деятельности, и (или) финансирования терроризма;
специально уполномоченный государственный орган - Департамент по
борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов
при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в лице Управления по
противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и
финансированию терроризма (далее - Департамент).
2. Целями внутреннего контроля лиц, оказывающих услуги и принимающих участие
в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества, являются:
эффективное выявление и пресечение операций с недвижимым имуществом,
направленных на легализацию доходов, полученных от преступной деятельности, и
финансирование терроризма;
недопущение умышленного или неумышленного вовлечения лиц, оказывающих услуги
и принимающих участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого
имущества, в преступную деятельность;
обеспечение неукоснительного соблюдения требований законодательства по
противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и
финансированию терроризма лицами, оказывающими услуги и принимающими участие в
операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества, а также иных
документов, связанных с подготовкой и осуществлением операций по купле-продаже
недвижимого имущества.
3. Задачами внутреннего контроля лиц, оказывающих услуги и принимающих
участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества,
являются:
осуществление мер надлежащей проверки клиентов в соответствии с
законодательством и настоящими Правилами;
выявление и изучение бенефициарных собственников, а также источников
происхождения денежных средств или иного имущества, используемых при
осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества;
выявление подозрительных операций на основании критериев, определенных
пунктом 18 настоящих Правил;
своевременное предоставление в Департамент информации (документов) о
подозрительных операциях, выявленных в ходе осуществления внутреннего контроля и
подлежащих сообщению;
приостановление исполнения операций по купле-продаже недвижимого имущества,
подлежащих сообщению в особых случаях, на три рабочих дня с даты, когда эта
операция должна быть совершена, и информирование Департамента о такой операции в
день ее приостановления;
обеспечение конфиденциальности сведений, связанных с противодействием
легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию
терроризма;
обеспечение хранения информации об операциях, связанных с куплей-продажей
недвижимого имущества, а также идентификационных данных и материалов по
надлежащей проверке клиентов в течение сроков, установленных законодательством;
оперативное и систематическое обеспечение руководства лиц, оказывающих услуги
и принимающих участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого
имущества, достоверной информацией и материалами, необходимыми для принятия
соответствующих решений;
формирование базы данных об осуществлении или попытках осуществления
подозрительных операций, лицах (руководителях, учредителях), связанных с
клиентами, осуществившими подозрительные операции, а также взаимообмен такой
информацией с государственными органами и другими организациями в соответствии с
законодательством;
выявление по запросам в клиентской базе лиц, связанных с финансированием
террористической деятельности.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
4. В целях организации противодействия легализации доходов, полученных от
преступной деятельности, и финансированию терроризма лицами, оказывающими услуги
и принимающих участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого
имущества, назначается лицо, ответственное за соблюдение настоящих Правил (далее
- ответственное лицо).
В случае если лицо, оказывающее услуги и принимающее участие в операциях,
связанных с куплей-продажей недвижимого имущества, осуществляет деятельность
индивидуально (без образования юридического лица), ответственность за соблюдение
настоящих Правил возлагается на данное лицо.
5. Система внутреннего контроля лиц, оказывающих услуги и принимающих участие
в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества, организуется с
учетом особенностей их функционирования, основных направлений деятельности,
клиентской базы и уровня рисков, связанных с клиентами и их операциями.
6. Лица, оказывающие услуги и принимающие участие в операциях, связанных с
куплей-продажей недвижимого имущества, обязаны представить в Департамент
сведения о назначенном ответственном лице.
В случае изменения ответственного лица лицо, оказывающее услуги и принимающее
участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества, обязано
в течение трех рабочих дней уведомить Департамент.
7. В целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной
деятельности, и финансированию терроризма ответственное лицо выполняет следующие
функции:
организует внедрение и осуществление процедур внутреннего контроля и
надлежащей проверки клиентов в соответствии с настоящими Правилами;
разрабатывает и вносит на утверждение руководства программы мер по
осуществлению внутреннего контроля исходя из специфики деятельности лица,
оказывающего услуги и принимающего участие в операциях, связанных с
куплей-продажей недвижимого имущества;
обеспечивает своевременную передачу сообщений в Департамент о подозрительных
операциях или действиях клиентов, выявленных в ходе осуществления процедур
внутреннего контроля, а также исполнение запросов Департамента о предоставлении
дополнительной информации;
обеспечивает конфиденциальность процесса реализации настоящих Правил и
программ внутреннего контроля.
8. При осуществлении внутреннего контроля ответственное лицо вправе:
истребовать от руководителей и сотрудников своей организации
распорядительные, бухгалтерские и иные документы, необходимые для осуществления
внутреннего контроля;
снимать копии с полученных документов, получать копии файлов и других
записей, хранящихся в электронных базах данных, локальных вычислительных сетях и
автономных компьютерных системах организации, в целях осуществления внутреннего
контроля;
вносить руководству предложения по дальнейшим действиям в отношении операции,
подлежащей сообщению (в том числе по приостановлению проведения операции в целях
получения дополнительной или проверки имеющейся информации о клиенте или
операции).
9. При осуществлении внутреннего контроля ответственное лицо обязано:
обеспечивать сохранность и возврат документов, полученных в ходе
осуществления внутреннего контроля;
осуществлять надлежащую проверку клиентов;
принимать меры по идентификации бенефициарных собственников;
при выявлении подозрительных операций передавать в установленном порядке
информацию в Департамент;
соблюдать конфиденциальность полученной информации.
Ответственное лицо может нести и иные обязанности в соответствии с
законодательством.
10. Лица, оказывающие услуги и принимающие участие в операциях, связанных с
куплей-продажей недвижимого имущества, по согласованию с Департаментом
организуют систематическое обучение и повышение квалификации ответственного
лица.
III. НАДЛЕЖАЩАЯ ПРОВЕРКА КЛИЕНТОВ
11. Лица, оказывающие услуги и принимающие участие в операциях, связанных с
куплей-продажей недвижимого имущества, принимают меры по надлежащей проверке
клиентов:
при установлении деловых отношений;
при оказании услуг по осуществлению сделок купли-продажи недвижимого
имущества;
при наличии любых подозрений на причастность проводимых операций к целям
легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования
терроризма;
при наличии сомнений в подлинности и достоверности ранее полученных данных
для идентификации.
Меры надлежащей проверки клиентов должны проводиться как в отношении
покупателя, так и продавца недвижимого имущества.
12. Надлежащая проверка клиентов должна осуществляться на всех этапах
осуществления операций по купле-продаже недвижимого имущества.
Для установления бенефициарного собственника лица, оказывающие услуги и
принимающие участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого
имущества, обязаны определить, действует ли клиент от имени другого лица, и
затем принять меры по идентификации и надлежащей проверке личности лица, от
имени которого действует клиент.
Наряду с идентификацией клиента или бенефициарного собственника необходимо
проверять их полномочия на совершение операции с использованием документов,
предоставляемых ими в соответствии с законодательством.
13. Идентификация клиента - физического лица осуществляется на основании
документа (паспорта или приравненного к нему документа), удостоверяющего
личность. В случае если физическое лицо является индивидуальным
предпринимателем, должно быть изучено также его свидетельство о государственной
регистрации.
14. При идентификации клиента - юридического лица проверяются соответствующие
документы о государственной регистрации, сведения об организационно-правовой
форме, местонахождении, руководителях, а также сведения, указанные в
учредительных документах.
В целях более тщательного изучения клиента - юридического лица необходимо
уделять особое внимание:
оформлению учредительных документов (включая все зарегистрированные изменения
и дополнения) клиента и документов, подтверждающих государственную регистрацию
клиента;
структуре органов управления клиента и их полномочиям;
размеру зарегистрированного уставного фонда (капитала) клиента;
иным необходимым сведениям в соответствии с законодательством.
15. Лица, оказывающие услуги и принимающие участие в операциях, связанных с
куплей-продажей недвижимого имущества, вправе проверять предоставляемую клиентом
информацию посредством:
использования сведений о клиенте, полученных от государственных органов и
других организаций;
сбора информации о деловой репутации клиента;
других общедоступных источников информации.
Идентификационные и другие данные, необходимые для проведения надлежащей
проверки клиента, должны обновляться не реже одного раза в год.
16. В процессе идентификации юридических и физических лиц должны
предприниматься обоснованные и доступные меры по идентификации бенефициарных
собственников клиента, в том числе путем изучения структуры собственности
клиента.
17. Лица, оказывающие услуги и принимающие участие в операциях, связанных с
куплей-продажей недвижимого имущества, отказывают клиентам в совершении операций
при непредставлении ими документов, необходимых для идентификации.
IV. КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ВЫЯВЛЕНИЯ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ СООБЩЕНИЮ
18. Операция с недвижимым имуществом может быть признана подозрительной в
следующих случаях:
немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений, запрашиваемых в
связи с необходимостью, в том числе о доверителе (если клиент выступает в
качестве поверенного);
излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении
совершаемой сделки;
пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг, а также
предложение клиентом необычно высокого вознаграждения, заведомо отличающегося от
обычно оплачиваемого при оказании такого рода услуг;
операции клиента не имеют явного экономического смысла, не соответствуют
целям и видам деятельности клиента, предусмотренным его учредительными
документами или свидетельством о государственной регистрации;
внесение в сделку дополнений и изменений, не соответствующих деятельности
клиента;
необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает
клиент;
внесение клиентом в ранее согласованную операцию (сделку) непосредственно
перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся
направления движения денежных средств или иного имущества;
отсутствие информации о клиенте, а также невозможность осуществить связь с
клиентом по указанным им контактным данным, в частности, почтовым, электронным
адресам, номерам телефонов и электронным каналам данных;
неоправданные задержки в предоставлении клиентом информации и документов,
либо предоставление клиентом информации, которую невозможно проверить;
предоставление клиентом заведомо ложной информации, неверных сведений об
участниках сделки;
если клиент или один из участников операции является лицом, постоянно
проживающим, находящимся или зарегистрированным в государстве, не участвующем в
международном сотрудничестве в области противодействия легализации доходов,
полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;
выявление неоднократного совершения операций или сделок, которые дают
основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур
контроля, установленных законодательством.
намерение клиента указать в договоре купли-продажи продажную цену недвижимого
имущества выше фактической цены продажи;
предложение клиентом нестандартных и необычно сложных схем проведения
расчетов по сделке, отличающихся от обычной рыночной практики;
намерение клиентов использовать при проведении расчетов за объект недвижимого
имущества легитимных средств, аккумулированных на индивидуальных номерах
пользователей в расчетно-клиринговых палатах бирж (ярмарок);
приобретение вновь созданным юридическим лицом, с момента государственной
регистрации которого не прошло 3 месяца, объектов недвижимого имущества
стоимостью свыше 1000-кратного минимального размера заработной платы,
установленного на момент проведения операции;
продавцом и покупателем по договору купли-продажи недвижимого имущества
являются взаимосвязанные юридические лица (имеющие одних и тех же учредителей и
руководителей, зарегистрированные по одному адресу и т. д.).
19. Признание операции подозрительной осуществляется в каждом конкретном
случае на основе комплексного анализа, проводимого с использованием критериев
подозрительности, установленных настоящими Правилами, а также в зависимости от
риска, определяемого типом клиента, его репутацией, характером деловых
отношений, основаниями, целями, размером и видом сделки, схемой ее совершения и
на основании других обстоятельств, имеющих значение для правильного определения
подозрительности операции.
20. Любая операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит
сообщению в Департамент при наличии полученной в установленном порядке
информации о том, что одной из сторон этой операции является:
юридическое или физическое лицо, которое участвует или подозревается в
участии в террористической деятельности;
юридическое или физическое лицо, которое прямо или косвенно является
собственником или контролирует организацию, осуществляющую или подозреваемую в
осуществлении террористической деятельности;
юридическое лицо, которое находится в собственности или под контролем
физического лица либо организации, осуществляющих или подозреваемых в
осуществлении террористической деятельности.
В этих случаях лица, оказывающие услуги и принимающие участие в операциях,
связанных с куплей-продажей недвижимого имущества, обязаны приостанавливать
исполнение операций по купле-продаже недвижимого имущества на три рабочих дня с
даты, когда эта операция должна быть совершена, и информировать Департамент о
такой операции в день ее приостановления. При отсутствии предписания
Департамента о приостановлении операции с денежными средствами или иным
имуществом по истечении указанного срока лица, оказывающие услуги и принимающие
участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества,
приступают к выполнению приостановленной операции.
21. После признания операции клиента подозрительной ответственное лицо
принимает решение о дальнейших действиях в отношении клиента, в том числе:
сообщении о подозрительной операции в Департамент;
необходимости уделения особого внимания проведению операций с клиентом;
прекращении отношений с клиентом в соответствии с законодательством или
заключенным с ним договором.
22. Сообщения о подозрительных операциях передаются лицом, оказывающим услуги
и принимающим участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого
имущества, в Департамент не позднее одного рабочего дня с момента признания
операции подозрительной согласно форме, утверждаемой Кабинетом Министров
Республики Узбекистан.
Информация о каждом сообщении касательно подозрительной операции заносится в
специальный журнал, который ведется в бумажном и (или) электронном виде
ответственным лицом.
23. Лица, оказывающие услуги и принимающие участие в операциях, связанных с
куплей-продажей недвижимого имущества, должны также незамедлительно сообщать в
Департамент любую информацию, которая может подтвердить или снять подозрения с
соответствующей операции.
V. ОФОРМЛЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИИ И ДОКУМЕНТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
24. По операциям, подлежащим сообщению в Департамент в соответствии с
законодательством и настоящими Правилами, документально оформляются:
вид операции и основания ее совершения;
дата совершения операции и сумма, на которую она совершена;
сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица,
совершающего операцию;
сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по
поручению и от имени которого совершается операция;
сведения, необходимые для идентификации представителя (поверенного)
физического или юридического лица, совершающего операцию от имени этого лица;
сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными
средствами или иным имуществом и его представителя.
25. Лица, оказывающие услуги и принимающие участие в операциях, связанных с
куплей-продажей недвижимого имущества, обязаны хранить информацию об операциях с
недвижимым имуществом, а также идентификационные данные и материалы по
надлежащей проверке клиентов в течение сроков, установленных законодательством,
но не менее пяти лет после осуществления операции или прекращения отношений с
клиентами.
26. Лица, оказывающие услуги и принимающие участие в операциях, связанных с
куплей-продажей недвижимого имущества, ограничивают доступ к информации,
связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной
деятельности, и финансированию терроризма, обеспечивают ее нераспространение и
не вправе информировать юридических и физических лиц о предоставлении сообщений
об их операциях в Департамент.
Лица, оказывающие услуги и принимающие участие в операциях, связанных с
куплей-продажей недвижимого имущества, обеспечивают неразглашение (либо
использование в личных целях или интересах третьих лиц) их сотрудниками
информации, полученной в процессе выполнения ими функций по внутреннему
контролю.
VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
27. Мониторинг и контроль за соблюдением требований настоящих Правил
осуществляются Департаментом.
28. Лица, виновные в сокрытии фактов нарушений законодательства в сфере
противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и
финансированию терроризма, а также нарушении требований настоящих Правил, несут
ответственность в установленном законодательством порядке.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2009 г., № 45
Противодействие терроризму
|