Главная О компании 1С: Предприятие 8 Законодательство
Поиск Форум бухгалтеров Узбекский словарь Контакты
1С: Предприятие 8
 
.:
.:
1С: Бухгалтерия 8
1С: Инструкция пользователя
1С: Торговля 8
 
 
Последние темы форума:
  
.: Списание инвентаря и МБП
.: Программа ведения бухучета на Excel и другие полезные файлы
.: Проводки при сотрудничестве с OOO UZUM MARKET
.: БУХУЧЕТ 2019
.: БУХУЧЕТ ПРОГРАММА 2019 ДА ДЕБЕТОР ВА КЕРЕДИТОРЛАРДА ХАТОЛИК БОР
.: БУХУЧЕТ ПРОГРАММАЛАРИ
.: НДФЛ и продажи с онлайн-магазина
.: Договор аренды не жилого помещения на безвозмездной основе между ЮЛ и ФЛ
.: Возврат излишне уплаченного налога на дивиденды
.: Табель учета рабочего времени
.: DDP Ташкент
.: Документы для 100% больничного
.: Менга 1C Предприятиянинг 8.3.12 кам булмаган версияси керак
.: Расходы операторов эсф
.: Импортные услуги
 
 
Кодексы РУз:
 
.:Налоговый
.:Административный
.:Административное судопроизводство
.:Бюджетный
.:Воздушный
.:Градостроительный
.:Гражданский
.:Гражданский процессуальный
.:Гражданский процессуальный 2018
.:Жилищный
.:Земельный
.:Семейный
.:Таможенный
.:Трудовой
.:Уголовный
.:Уголовно-исполнительный
.:Уголовно-процессуальный
.:Хозяйственный процессуальный
.:Экономический процессуальный
Классификаторы:
 
.: Классификатор стран мира
.: Классификатор таможенных платежей
.: Классификатор валют для таможенных целей
.: Классификатор условий поставки
.: Классификатор процедуры перемещения
.: Классификатор льгот... таможенных платежей
.: Классификация предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства
Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих
 
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
CAP / CIPA
 
.:
.:
.:
.:
.:
.:
.:
.:
О программе CAP / CIPA
Финансовый учёт 1
Финансовый учёт 2
Управленческий учёт 1
Управленческий учёт 2
Налоги и право
Финансовый менеджмент
Аудит
Национальные стандарты:
 
.:Бухгалтерского учета (НСБУ)
.:Налогового консультирования (НСНК)
.:Риэлторских услуг (НСРУ)
.:Оценки имущества (НСОИ)
.:Аудита (НСА)
Коды:
 
ОКОНХ КОПФ КФС ОКЭД
СООГУ ОКУВД ТН ВЭД 2007 ТН ВЭД 2012 Изменения в ТН ВЭД 2012 ТН ВЭД 2017
Узбекские пословицы:
 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я Ў Қ Ғ Ҳ
 

 


счетчики


 

Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма в небанковских кредитных организациях

Приложение к Постановлению от 13.10.2009 г. Правления ЦБ № 23/5 и Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре № 31,
зарегистрированному МЮ 28.10.2009 г. № 2027

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Правила в соответствии с законами Республики Узбекистан "О Центральном банке Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., № 12, ст. 247), "О кредитных союзах" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2002 г., № 4-5, ст. 65), "О микрокредитных организациях" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 37-38, ст. 372), "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., № 9, ст. 160) определяют порядок организации и осуществления внутреннего контроля в небанковских кредитных организациях в целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.

2. В настоящих Правилах внутреннего контроля используются следующие основные понятия:

небанковская кредитная организация - кредитный союз, ломбард или микрокредитная организация, являющиеся резидентом Республики Узбекистан и имеющие лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности;

внутренний контроль - деятельность небанковской кредитной организации по выявлению операций, подлежащих сообщению в специально уполномоченный государственный орган;

служба внутреннего контроля - специальное подразделение небанковской кредитной организации, ответственное за осуществление внутреннего контроля;

ответственный сотрудник - лицо, ответственное за осуществление внутреннего контроля;

система внутреннего контроля - совокупность действий ответственного сотрудника или службы внутреннего контроля, включая их взаимодействие с другими подразделениями небанковской кредитной организации, направленных на достижение целей и выполнение задач, определенных настоящими Правилами и внутренними правилами;

внутренние правила - внутренний документ, регламентирующий порядок организации и осуществления внутреннего контроля в небанковской кредитной организации и ее филиалах;

специально уполномоченный государственный орган - Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в лице Управления по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма (далее - Департамент);

клиент - физическое или юридическое лицо, обратившееся в небанковскую кредитную организацию с заявлением об осуществлении операции с денежными средствами или иным имуществом;

реальный владелец клиента - собственник или лицо, контролирующее клиента - юридическое лицо, т. е. одно или несколько лиц, которые обладают правами собственности или контроля в отношении клиента и (или) лица, в чьих интересах совершается операция;

участники операции - клиенты, их представители, а также партнеры клиента, участвующие в операции;

сомнительная операция - операция с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которой при реализации настоящих Правил у небанковской кредитной организации возникли сомнения об ее осуществлении с целью легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и (или) финансирования терроризма до принятия решения о включении (невключении) ее в категорию подозрительных операций;

подозрительная операция - операция, с денежными средствами или иным имуществом, находящаяся в процессе подготовки, совершения или уже совершенная, в отношении которой при реализации настоящих Правил у небанковской кредитной организации возникли подозрения об ее осуществлении с целью легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и (или) финансирования терроризма;

операции, подлежащие сообщению - операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие сообщению в Департамент, выявляемые на основе комплексного анализа с использованием критериев и признаков подозрительности, установленных настоящими Правилами;

разовые операции - операции с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемые физическими лицами в разовом порядке;

систематические операции - операции с денежными средствами или иным имуществом, регулярно совершаемые клиентом в течение анализируемого периода;

анализируемый период - период времени, длительность которого в зависимости от вида совершенных клиентом операций может составлять от нескольких дней до нескольких месяцев, за который небанковская кредитная организация анализирует операции с денежными средствами или иным имуществом клиента на стадии последующей проверки;

надлежащая проверка клиента - проверка личности и полномочий клиента и лиц, от имени которых он действует, идентификация реального владельца клиента путем изучения структуры собственности и управления на основании учредительных документов, а также проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и операций, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о таком клиенте и его деятельности;

идентификация клиента - определение небанковской кредитной организацией данных о клиентах на основе предоставленных ими документов в целях осуществления надлежащей проверки клиента;

идентификация реального владельца клиента - определение небанковской кредитной организацией собственника или лица контролирующего клиента - юридического лица путем изучения структуры собственности и управления на основании учредительных документов, определенных законодательством (устава и (или) учредительного договора, положения);

государства, не участвующие в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма - государства или территории, не участвующие в международном сотрудничестве и не реализующие в своих национальных законодательствах международные стандарты в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, перечень которых формируется Департаментом;

оффшорная зона - государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим и (или) не предусматривающие раскрытия и представления информации при проведении финансовых операций;

органы, участвующие в противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма - правоохранительные, контролирующие, лицензирующие, регистрирующие и другие государственные органы, наделенные функциями контроля и надзора за деятельностью организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

3. Целями системы внутреннего контроля являются:

эффективное выявление и пресечение операций с денежными средствами или иным имуществом, направленных на легализацию доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирование терроризма;

недопущение умышленного или неумышленного вовлечения небанковской кредитной организации в преступную деятельность, проникновения преступного капитала в ее уставный фонд (капитал), а также проникновения преступных лиц в управление небанковской кредитной организацией;

обеспечение неукоснительного соблюдения требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.

4. Основными задачами системы внутреннего контроля являются:

осуществление мер надлежащей проверки клиентов в соответствии с законодательством, настоящими Правилами и внутренними правилами;

выявление и изучение реальных владельцев клиентов, а также принятие обоснованных и доступных мер по определению источников денежных средств или иного имущества, используемого при осуществлении операции;

выявление сомнительных операций и подозрительных операций на основании критериев, определенных настоящими Правилами и внутренними правилами;

своевременное предоставление в Департамент информации (документов) о подозрительных операциях, выявленных в ходе осуществления внутреннего контроля;

приостановление операций, подлежащих сообщению в особых случаях, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет юридического или физического лица, на три рабочих дня с даты, когда эта операция должна быть совершена, и информирование Департамента о такой операции в день ее приостановления;

обеспечение конфиденциальности сведений, связанных с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;

обеспечение хранения информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также идентификационных данных и материалов по надлежащей проверке клиентов в течение сроков, установленных законодательством;

оперативное и систематическое обеспечение руководства небанковской кредитной организации достоверной информацией и материалами, необходимыми для принятия соответствующих решений;

формирование базы данных об осуществлении или попытках осуществления подозрительных операций, лицах (руководителях, учредителях), связанных с клиентами, осуществившими подозрительные операции, а также взаимообмен такой информацией с другими кредитными организациями и государственными органами в соответствии с законодательством;

применение необходимых мер в целях уделения особого внимания пресечению угрозы использования услуг небанковской кредитной организации для совершения правонарушения, в частности легализации доходов, полученных от преступной деятельности и (или) финансирования терроризма, с помощью новейших технологий, повышающих степень анонимности;

выявление по запросам в клиентской базе лиц, связанных с финансированием террористической деятельности.

5. Для достижения целей и задач системы внутреннего контроля ответственный сотрудник или Служба внутреннего контроля выполняет функции по:

принятию мер, предусмотренных законодательством, настоящими Правилами и внутренними правилами, для пресечения угрозы использования услуг небанковской кредитной организации для легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и (или) финансирования терроризма;

осуществлению мониторинга соблюдения небанковской кредитной организацией требований законодательства и внутренних правил;

подготовке и внесению на рассмотрение руководства предложений об устранении выявленных недостатков и нарушений в деятельности небанковской кредитной организации в части несоблюдения требований законодательства и внутренних правил;

осуществлению мониторинга устранения ошибок и недостатков в организации и функционировании системы внутреннего контроля, обнаруженных в ходе проверок полномочными представителями Центрального банка Республики Узбекистан (далее - Центральный банк) и Департамента;

взаимодействию с Центральным банком и Департаментом по вопросам организации внутреннего контроля, предупреждения и устранения нарушений работниками требований законодательства, настоящих Правил и внутренних правил.

6. Небанковские кредитные организации исходя из требований настоящих Правил ежегодно должны разрабатывать и утверждать внутренние правила, в которых должны отражаться:

порядок организации и структура системы внутреннего контроля;

правила надлежащей проверки клиентов, в том числе, идентификации клиентов и реальных владельцев клиентов, а также осуществления постоянного мониторинга за операциями клиентов;

порядок оформления необходимой информации и обеспечения ее конфиденциальности;

порядок предоставления информации об операциях, подлежащих сообщению в Департамент;

квалификационные требования к подготовке и обучению кадров;

дополнительные критерии и признаки сомнительных операций;

другие положения, не противоречащие законодательству.

Внутренние правила утверждаются высшим или наблюдательным органом управления.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

7. Система внутреннего контроля организуется с учетом особенностей функционирования небанковской кредитной организации, основных направлений ее деятельности, клиентской базы и уровня рисков, связанных с клиентами и их операциями.

8. Структура системы внутреннего контроля, в том числе в филиалах небанковской кредитной организации, определяется решением высшего или наблюдательного органа управления организации и должна пересматриваться в соответствии требованиями Центрального банка.

9. Внутренний контроль осуществляется ответственным сотрудником или руководителем и сотрудниками службы внутреннего контроля небанковской кредитной организации, а также ответственным сотрудником в каждом филиале организации, которые назначаются высшим или наблюдательным органом небанковской кредитной организации.

10. Служба внутреннего контроля формируется в достаточном количестве сотрудников для эффективного достижения целей и решения задач внутреннего контроля.

В небанковской кредитной организации со среднегодовой численностью работников, не превышающей 25 человек и не имеющей филиалов, функции ответственного сотрудника могут быть возложены на руководителя или главного бухгалтера организации.

11. Лицо, назначаемое на должность ответственного сотрудника или руководителя службы внутреннего контроля, должно:

знать банковское и финансовое законодательство, в том числе нормативные документы Центрального банка;

владеть знаниями о правилах бухгалтерского учета, а также регулярно проходить повышение квалификации на специализированных курсах.

12. Следующие лица не могут быть назначены на должности ответственного сотрудника или руководителя службы внутреннего контроля:

продемонстрировавшие в своей деятельности и личном поведении неправильное управление вверенным подразделением или нечестное ведение дел;

ранее привлекавшиеся судом к уголовной ответственности за преступления в сфере экономики.

13. Небанковская кредитная организация в течение 10 (десяти) рабочих дней после принятия решения о формировании структуры системы внутреннего контроля, назначении ответственного сотрудника небанковской кредитной организации или руководителя службы внутреннего контроля, должна информировать об этом Центральный банк с приложением анкетных данных назначенных лиц.

14. Ответственный сотрудник или руководитель службы внутреннего контроля вправе:

истребовать от руководителей и сотрудников подразделений небанковской кредитной организации необходимые распорядительные и бухгалтерские документы для целей осуществления внутреннего контроля;

снимать копии с полученных документов, получать копии файлов и других записей, хранящихся в электронных базах данных, локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах небанковской кредитной организации для целей осуществления внутреннего контроля;

запрашивать и получать помощь специалистов других подразделений небанковской кредитной организации;

входить в помещения подразделений небанковской кредитной организации, а также с письменного разрешения руководителя исполнительного органа небанковской кредитной организации в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей (денежные хранилища), компьютерной обработки данных и хранения данных на машинных носителях;

с письменного согласия руководителя исполнительного органа давать указания руководителям филиалов небанковской кредитной организации по приостановлению операций, связанных с финансированием терроризма;

представлять исполнительному органу небанковской кредитной организации предложения по дальнейшим действиям в отношении операций клиентов, в том числе по получению дополнительной или проверки имеющейся информации о клиенте или операции в соответствии с законодательством;

совершать иные действия в соответствии с настоящими Правилами и внутренними правилами.

15. Ответственный сотрудник или руководитель и сотрудники Службы внутреннего контроля не имеют права подписывать от имени небанковской кредитной организации или визировать платежные (расчетные) и бухгалтерские документы, а также иные документы, в соответствии с которыми небанковская кредитная организация принимает на себя риски, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 настоящих Правил.

16. При осуществлении своих функций ответственный сотрудник или руководитель и сотрудники Службы внутреннего контроля обязаны:

принимать необходимые меры в пределах своей компетенции для достижения целей и выполнения задач, возложенных настоящими Правилами и внутренними правилами;

обеспечивать сохранность и возврат документов, полученных от соответствующих подразделений небанковской кредитной организации;

соблюдать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении своих функций;

выполнять иные обязанности в соответствии с настоящими Правилами и внутренними правилами.

17. Ответственный сотрудник или руководитель службы внутреннего контроля подотчетен непосредственно руководителю исполнительного органа организации и независим от ее других подразделений.

Ответственный сотрудник филиала небанковской кредитной организации подотчетен непосредственно руководителю службы внутреннего контроля.

18. Сотрудники подразделений небанковской кредитной организации оказывают ответственному сотруднику или Службе внутреннего контроля содействие в осуществлении им функций в соответствии с настоящими Правилами и внутренними правилами.

19. Порядок взаимодействия сотрудников подразделений небанковской кредитной организации с ответственным сотрудником или руководителем и сотрудниками Службы внутреннего контроля устанавливается внутренними правилами.

20. Небанковские кредитные организации обязаны обеспечить регулярное проведение обучения сотрудников с целью повышения их информированности о последних новинках, включая информацию по современной технике легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования терроризма, методах и тенденциях, и четкого разъяснения всех аспектов законодательства и обязательств по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.

III. НАДЛЕЖАЩАЯ ПРОВЕРКА КЛИЕНТОВ

21. Небанковские кредитные организации обязаны самостоятельно принимать меры по надлежащей проверке клиентов в следующих случаях:

а) при установлении хозяйственных и гражданско-правовых отношений, в том числе:

при получении заявления о вступлении в состав членов кредитного союза;

при получении грантов и других безвозмездно передаваемых средств;

при получении (привлечении) займов и кредитов;

при вступлении новых лиц в состав учредителей;

при обращении клиента с заявлением о получении займа, кредита или лизинговых услуг, в случае если надлежащая проверка такого клиента ранее не проводилась или требуется проведение повторной надлежащей проверки клиента в соответствии с настоящими Правилами;

при обращении клиента с заявлением о принятии имущества на хранение в ломбард;

б) при осуществлении разовых операций на сумму, равную или превышающую 1000-кратный размер минимальной заработной платы;

в) при осуществлении подозрительных операций;

г) при наличии сомнений относительно достоверности ранее полученных данных о клиенте.

22. Меры по надлежащей проверке клиента, принимаемые небанковскими кредитными организациями, обязательно включают:

проверку личности и полномочий клиента и лиц, от имени которых он действует, на основании соответствующих документов;

идентификацию реального владельца клиента;

проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и операций с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о таком клиенте и его деятельности.

23. Идентификация клиента и реального владельца клиента осуществляется небанковской кредитной организацией на основе информации, предусмотренной приложениями №№ 1 и 2 к настоящим Правилам, а также документов, являющихся основанием для совершения операций и иных сделок, и другой необходимой информации.

24. Все документы, позволяющие идентифицировать клиента и иных участников операции должны быть действительными на дату их предъявления.

25. Идентификация клиента - физического лица небанковской кредитной организацией проводится на основании документа (паспорта или заменяющего его документа), удостоверяющего личность. При этом небанковская кредитная организация должна самостоятельно ознакомиться с оригиналом такого документа.

26. При выполнении мер надлежащей проверки клиентов в отношении юридических лиц небанковские кредитные организации должны получить соответствующие документы о государственной регистрации, сведения о руководителях, а также сведения, указанные в учредительных документах.

Если клиентом или реальным владельцем клиента является юридическое лицо, на которое распространяются требования нормативно-правовых актов о раскрытии информации о структуре собственности, то установление и подтверждение личности учредителей (акционеров, участников) такого юридического лица не требуются.

27. Небанковская кредитная организация в целях более тщательного изучения клиента - юридического лица должна уделять особое внимание:

составу учредителей (акционеров, участников) клиента, определению лиц, владеющих долей свыше 10 процентов уставного фонда (капитала) клиента;

структуре органов управления клиента и их полномочиям;

размеру зарегистрированного уставного фонда (капитала) клиента.

28. Не требуется осуществление мер надлежащей проверки клиентов в отношении органов государственной власти и управления.

29. Осуществление повторной идентификации клиента и реального владельца клиента не является обязательным, если этот клиент и реальный владелец клиента ранее идентифицированы небанковской кредитной организацией в соответствии с настоящими Правилами.

Повторная идентификация клиента и реального владельца должна проводиться в случаях возникновения сомнения в достоверности информации, полученной в результате предыдущей идентификации.

30. При идентификации клиента и реального владельца клиента небанковская кредитная организация обязана сверять полученную информацию с перечнем лиц, указанных в пункте 37 настоящих Правил (далее - перечень), формируемым Департаментом в установленном законодательством порядке.

В случае выявления в ходе идентификации клиента и реального владельца клиента лиц, включенных в перечень, небанковская кредитная организация должна принять меры, указанные в главе VIII настоящих Правил.

31. Небанковские кредитные организации вправе отказать клиенту в осуществлении операции с денежными средствами или иным имуществом в случае:

отсутствия по своему местонахождению (почтовому адресу) органа управления юридического лица или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности;

предоставления заведомо недостоверных документов или непредставления документов, запрашиваемых в соответствии с законодательством;

в иных случаях, предусмотренных законодательством.

32. Небанковским кредитным организациям запрещается:

открывать депозиты на анонимных владельцев, то есть без предоставления открывающим депозит физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации (в кредитных союзах);

открывать депозиты физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего депозит, либо его представителя (в кредитных союзах);

выдавать микрокредиты или микрозаймы без личного присутствия лица, получающего кредит, либо его представителя;

принимать имущество на хранение без документов, удостоверяющих личность вносителя (в ломбардах).

33. При отсутствии возможности осуществить надлежащую проверку клиента небанковской кредитной организации не следует вступать в деловые отношения или проводить операцию с денежными средствами или иным имуществом такого клиента, либо следует прекратить с ним любые деловые отношения.

IV. КРИТЕРИИ И ПРИЗНАКИ СОМНИТЕЛЬНЫХ И ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ

34. Операция с денежными средства или иным имуществом признается сомнительной при наличии одного из нижеследующих критериев и признаков:

1) выполнение обязательств клиента перед небанковской кредитной организацией третьим лицом (перемена лиц в обязательстве);

2) внесение денежных средств на депозит, открытый на имя третьего лица;

3) получение кредита или займа в наличной форме на сумму, равную или превышающую 1000-кратный размер минимальной заработной платы;

4) участие в операции физических или юридических лиц - нерезидентов Республики Узбекистан;

5) предоставленные документы на проведение операции вызывают сомнение в их подлинности (достоверности), и (или) сведения об операции, в том числе о какой-либо из ее сторон, не соответствуют имеющейся у небанковской кредитной организации информации;

6) необычность в поведении клиента при обращении с заявлением о совершении операции, например: нервозность, неуверенность, агрессия с одновременным присутствием лиц, руководящих действиями клиента, либо его обращением по телефону к другим лицам за советом по незначительному поводу;

7) необычная озабоченность клиента вопросами конфиденциальности или необоснованный отказ либо неоправданные задержки в представлении клиентом информации об операции, запрашиваемой небанковской кредитной организацией;

8) невозможность установления партнеров клиента по проводимой операции;

9) операция не имеет явного экономического смысла и не соответствует характеру и виду деятельности клиента - юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя;

10) необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент;

11) явное несоответствие операций, проводимых клиентом с участием небанковской кредитной организации, общепринятой практике совершения операций;

12) внесение клиентом в ранее согласованную схему проведения операции непосредственно перед началом ее реализации существенных изменений, касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;

35. Операция с денежными средствами или иным имуществом признается подозрительной при наличии одного из нижеследующих критериев и признаков:

1) одной из сторон операции является лицо, постоянно проживающее, находящееся или зарегистрированное в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в области противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;

2) сомнительная операция, в отношении которой небанковской кредитной организацией принято решение о включении ее в категорию операций, подлежащих сообщению.

36. Внутренними правилами могут быть установлены дополнительные критерии и признаки сомнительных операций.

V. КРИТЕРИИ ОПЕРАЦИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ СООБЩЕНИЮ В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ

37. Любая операция подлежит сообщению в особых случаях при наличии полученной в установленном законодательством порядке информации, что одной из сторон этой операции является:

юридическое или физическое лицо, которое участвует или подозревается в участии в террористической деятельности;

юридическое или физическое лицо, которое прямо или косвенно является собственником или контролирует организацию, осуществляющую или подозреваемую в осуществлении террористической деятельности;

юридическое лицо, которое находится в собственности или под контролем физического лица либо организации, осуществляющих или подозреваемых в осуществлении террористической деятельности.

VI. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РИСКА

38. На основании представленной в процессе предварительной проверки клиента информации, с учетом видов деятельности и операций клиента небанковская кредитная организация должна оценивать и присваивать соответствующий (высокий или низкий) уровень риска совершения клиентом операций в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, или финансирования терроризма (далее - уровень риска).

39. К категории высокого уровня риска небанковская кредитная организация может отнести клиентов, отвечающих изначально следующим критериям, в отношении которых небанковская кредитная организация должна проявлять повышенное внимание:

а) лица, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности либо нахождении под контролем лиц, занимающихся террористической деятельностью либо прямо или косвенно являющихся собственником или контролирующим организацию, осуществляющую или подозреваемую в осуществлении террористической деятельности;

б) лица, постоянно проживающие, находящиеся или зарегистрированные в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, либо в оффшорной зоне;

в) организации и индивидуальные предприниматели, фактическое местонахождение которых не соответствует сведениям, указанным в учредительных или регистрационных документах;

г) организации и индивидуальные предприниматели, период деятельности которых не превышает одного квартала финансового года;

д) организации, реальным владельцем которых является лицо, указанное в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта;

е) клиенты, осуществляющие подозрительные или сомнительные операции на систематической основе (например, в течение 3 месяцев подряд);

ж) иные лица, определяемые внутренними правилами.

40. К категории высокого уровня риска небанковская кредитная организация может отнести операции, отвечающие следующим критериям, в отношении которых необходимо проявлять повышенное внимание:

а) операции, участниками которых являются лица, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 39 настоящих Правил;

б) иные операции, определяемые внутренними правилами.

41. По мере изменения характера проводимых клиентом операций небанковская кредитная организация при необходимости должна пересматривать уровень риска работы с ним. Небанковские кредитные организации должны уделять повышенное внимание всем сложным, необычно крупным операциям, а также всем необычным схемам совершения операций, не имеющим явной экономической или видимой законной цели.

VII. ВЫЯВЛЕНИЕ СОМНИТЕЛЬНЫХ И ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ

42. Информация, полученная в ходе идентификации, а также присвоенный уровень риска работы с клиентом являются основой для мониторинга операций, осуществляемых (осуществленных) клиентами, проводимого для того, чтобы убедиться в соответствии таких операций основным направлениям деятельности клиента, и изучения при необходимости источников средств.

43. Текущая проверка операций клиентов проводится соответствующими сотрудниками небанковской кредитной организации, непосредственно обслуживающими клиентов (ответственными исполнителями, кассирами и т. п.) в соответствии с должностными обязанностями, которые при выявлении сомнительной операции обязаны незамедлительно в письменном виде сообщить о таких операциях своему непосредственному руководителю, ответственному сотруднику или в службу внутреннего контроля.

Последующая проверка операций клиентов проводится ответственным сотрудником или службой внутреннего контроля посредством анализа совершенных за предыдущий период операций клиента с целью выявления подозрительных операций, не определяемых на стадии текущей проверки.

44. При выявлении сомнительной операции сотрудники небанковской кредитной организации, непосредственно обслуживающие клиентов, при необходимости обращаются к клиенту за дополнительными сведениями о проводимой операции.

45. Сведения о клиенте и сомнительной операции передаются ответственному сотруднику или руководителю службы внутреннего контроля либо ответственному сотруднику филиала небанковской кредитной организации для дальнейшего изучения.

Ответственный сотрудник филиала небанковской кредитной организации изучает сведения о клиенте и операции и направляет их руководителю службы внутреннего контроля.

46. При наличии обоснованных подозрений ответственный сотрудник или руководитель Службы внутреннего контроля принимает решение о признании операции клиента подозрительной.

47. Признание операций подозрительными осуществляется в каждом конкретном случае на основе комплексного анализа, проводимого с использованием критериев и признаков, установленных настоящими правилами.

48. После признания операции клиента подозрительной ответственный сотрудник или руководитель службы внутреннего контроля принимает решение о дальнейших действиях небанковской кредитной организации в отношении клиента, в том числе:

представлении сообщений о подозрительной операции в Департамент;

извещении соответствующих руководителей небанковской кредитной организации и подразделений, осуществляющих непосредственную работу с клиентами, о признании операции подозрительной;

получении дополнительной информации о клиенте;

пересмотре уровня риска работы с клиентом;

необходимости особого внимания к проведению операций с клиентом;

прекращении договорных отношений с клиентом в соответствии с законодательством и заключенным с ним договором.

Сообщение о подозрительной операции передается небанковской кредитной организацией в Департамент не позднее одного рабочего дня с момента выявления подозрительной операции, в соответствии с порядком, определяемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

49. Информация о каждом сообщении заносится в специальный журнал ответственного сотрудника или службы внутреннего контроля.

50. Небанковские кредитные организации должны также незамедлительно сообщать в Департамент любую информацию, которая может подтвердить или снять подозрения с соответствующей операции.

VIII. МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ СООБЩЕНИЮ В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ

51. Если во время установления отношений с клиентом или при ведении этих отношений, либо при проведении разовых операций у ответственного сотрудника или у службы внутреннего контроля возникнут подозрения в том, что операция подлежит сообщению в особых случаях в соответствии с настоящими Правилами, ответственный сотрудник или руководитель службы внутреннего контроля должен предпринять следующие меры по:

подробной идентификации личности клиента и реального владельца клиента;

изданию обоснованного распоряжения о приостановлении операции на три рабочих дня с даты, когда эта операция должна быть совершена, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет юридического или физического лица;

подготовке сообщения об операции для дальнейшего направления в Департамент в день ее приостановления;

занесению информации об операции в специальный журнал ответственного сотрудника или службы внутреннего контроля.

52. Приостановление операции осуществляется только в случае выявления полного совпадения имеющихся у небанковской кредитной организации сведений о клиенте с информацией, содержащейся в Перечне.

53. В случае приостановления операции списание денежных средств со счетов на основании распоряжения клиента не производится.

Распоряжение клиента должно регистрироваться в отдельном журнале по регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены, а также помещаться в специальную папку до истечения срока приостановления операции.

В отдельном журнале для регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены, фиксируется информация, позволяющая идентифицировать операцию, которая была приостановлена, а также участников данной операции.

54. При наличии предписания Департамента о приостановлении операции на срок не более двух рабочих дней небанковская кредитная организация приостанавливает ее до указанного срока.

IX. ИСПОЛНЕНИЕ НЕБАНКОВСКИМИ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗАПРОСОВ ДЕПАРТАМЕНТА

55. Департамент вправе запрашивать и получать безвозмездно информацию, необходимую для осуществления мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, в том числе из автоматизированных информационных, справочных систем и баз данных небанковской кредитной организации.

56. Небанковские кредитные организации предоставляют дополнительную информацию по запросам Департамента.

57. Зарубежные органы, участвующие в противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, обращаются с запросом в Департамент, который посредством Центрального банка передает соответствующий запрос в небанковские кредитные организации. На основании подобного запроса небанковские кредитные организации передают всю запрашиваемую информацию в Департамент.

X. ОФОРМЛЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИИ И ДОКУМЕНТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

58. Документы, связанные с надлежащей проверкой клиентов, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке, должны быть истребованы небанковской кредитной организацией, при необходимости, с переводом на государственный или русский язык.

59. В случае возникновения сомнений в достоверности представленных копий документов или другой необходимости небанковская кредитная организация вправе потребовать представления подлинников документов для ознакомления.

60. Информация о клиенте, полученная в процессе надлежащей проверки клиента, указывается в анкете клиента согласно приложению № 3 к настоящим Правилам. Небанковская кредитная организация вправе включить иные данные в анкету клиента согласно внутренним правилам.

61. Анкета клиента заполняется на бумажном носителе и в электронном виде. Анкета клиента, заполненная в электронном виде, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью главного бухгалтера небанковской кредитной организации или в случаях отсутствия главного бухгалтера его заместителем.

62. Анкеты клиентов подшиваются в отдельной папке в хронологическом порядке по статусу клиентов (юридических и физических лиц) и находятся на хранении у ответственного сотрудника или службы внутреннего контроля.

Анкеты, заполненные в электронном виде, хранятся в электронной базе данных, позволяющей сотрудникам организации, осуществляющим идентификацию клиента, иметь оперативный доступ в постоянном режиме для проверки информации о клиенте.

63. Анкета клиента хранится в небанковской кредитной организации не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

64. По мере изменения указываемой в анкете клиента информации, а также характера проводимых им финансовых операций небанковские кредитные организации при необходимости пересматривают уровень риска работы с ним.

65. Информация об операциях с денежными средствами или иным имуществом должна быть оформлена таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно восстановить детали операции.

66. Небанковские кредитные организации обязаны хранить информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также идентификационные данные и материалы по надлежащей проверке клиентов в течение сроков, установленных законодательством, но не менее пяти лет после осуществления операций или прекращения деловых отношений с клиентами.

67. Небанковские кредитные организации ограничивают доступ к информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, обеспечивают ее нераспространение и не вправе информировать юридических и физических лиц о предоставлении сообщений об их операциях в Департамент.

Небанковская кредитная организация обеспечивает неразглашение (либо использование в личных целях или интересах третьих лиц) ее сотрудниками информации, полученной в процессе выполнения ими функций по внутреннему контролю.

68. Передача информации, в том числе из анкеты, составляющей идентификационные данные клиента, третьим лицам осуществляется в соответствии с законодательством.

69. Сведения, полученные в результате надлежащей проверки и идентификации клиента, должны обновляться не реже одного раза в год в случаях, когда небанковская кредитная организация оценивает риск осуществления клиентом легализации доходов, полученных от преступной деятельности, или финансирования терроризма как высокий и не реже одного раза в три года в иных случаях.

XI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕБАНКОВСКОЙ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОТВЕТСТВЕННОГО СОТРУДНИКА, РУКОВОДИТЕЛЯ И СОТРУДНИКОВ СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И ДРУГИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

70. Небанковские кредитные организации, ответственный сотрудник, руководители и сотрудники службы внутреннего контроля и других подразделений организации за нарушение настоящих Правил несут ответственность в соответствии с законодательством.

71. Сотрудники небанковской кредитной организации, которым стали известны факты нарушений законодательства, в том числе в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, допущенных сотрудниками небанковской кредитной организации при проведении операций, незамедлительно в письменном виде доводят эти факты до ответственного сотрудника или Службы внутреннего контроля.

XII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

72. Мониторинг и контроль за соблюдением небанковскими кредитными организациями требований настоящих Правил осуществляется Центральным банком и, при необходимости, совместно с Департаментом.

73. Исполнительный орган небанковской кредитной организации проводит постоянный мониторинг и оценку эффективности системы внутреннего контроля небанковской кредитной организации с учетом меняющихся внутренних и внешних обстоятельств, а также укрепляют ее по мере необходимости для обеспечения эффективной работы.

74. В случае выявления недостатков системы внутреннего контроля руководитель исполнительного органа небанковской кредитной организации должен обеспечить своевременное устранение этих недостатков.

Приложение № 1

Информация, необходимая при идентификации физических лиц

1. Фамилия, имя и отчество.

2. Дата и место рождения.

3. Гражданство.

4. Место постоянного и (или) временного проживания.

5. Реквизиты паспорта или заменяющего его документа: серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ.

6. Идентификационный номер налогоплательщика (если имеется).

7. Номер домашнего телефона (если имеется).

Приложение № 2

Информация, необходимая при идентификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

1. Информация, необходимая при идентификации юридических лиц:

а) полное, а также сокращенное наименование, если оно указано в свидетельстве о государственной регистрации;

б) информация о государственной регистрации: дата, номер, наименование регистрирующего органа;

в) идентификационный номер налогоплательщика;

г) местонахождение (почтовый адрес);

д) другие данные, указанные в свидетельстве о государственной регистрации;

е) информация об имеющихся лицензиях на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию: вид деятельности, номер и дата выдачи лицензии; кем выдана; срок действия;

ж) данные об идентификации физического лица, действующего от имени юридического лица;

з) информация об учредителях (акционерах, участниках) и об их долевых участиях в уставном фонде (капитале) юридического лица;

и) информация о величине зарегистрированного и оплаченного уставного фонда (капитала);

к) информация об органах управления юридического лица (структура и персональный состав органов управления юридического лица);

л) номера телефонов.

2. Информация, необходимая при идентификации индивидуальных предпринимателей:

а) информация, предусмотренная приложением № 1 к настоящим Правилам;

б) информация о государственной регистрации: дата, номер, наименование регистрирующего органа;

в) место осуществления деятельности;

г) другие данные, указанные в свидетельстве о государственной регистрации;

д) информация об имеющихся свидетельствах и лицензиях на осуществление видов деятельности: вид деятельности, номер, дата выдачи; кем выдана; срок действия;

е) номера телефонов.

Приложение № 3

Информация, указываемая в анкете клиента

1. Информация, полученная в процессе идентификации клиента, указанная в приложениях №№ 1, 2 к настоящим Правилам.

2. Информация об уровне риска, включая обоснование оценки риска.

3. Результаты дополнительных мероприятий, проведенных небанковской кредитной организацией при идентификации клиента.

4. Дата начала отношений с клиентом - дата открытия первого счета (вклада) в небанковских кредитных организациях.

5. Дата заполнения и внесения изменений в анкету клиента.

6. Фамилия, имя и отчество, должность сотрудника, ответственного за работу с клиентом, в частности сотрудника, открывшего счет (главного бухгалтера или его заместителя) и утвердившего открытие счета.

7. Подпись сотрудника, заполнившего анкету клиента на бумажном носителе (с указанием фамилии, имени и отчества, должности) и фамилия, имя и отчество, должность сотрудника, заполнившего анкету клиента в электронном виде.

8. Иные данные, определяемые внутренними правилами.

"Собрание законодательства Республики Узбекистан", 2009 г., № 44

Противодействие терроризму


Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus