Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для организаций, осуществляющих деятельность по организации лотерей
Приложение к Постановлению от 13.10.2009 г. МФ № 103 и Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре № 40,
зарегистрированному МЮ 05.11.2009 г. № 2037
Настоящие Правила в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О
противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и
финансированию терроризма" (Собрание законодательства Республики Узбекистан,
2004 г., № 43, ст. 451) определяют порядок организации и осуществления
внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от
преступной деятельности, и финансированию терроризма для организаций,
осуществляющих деятельность по организации лотерей.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих
деятельность по организации лотерей, по выявлению операций, подлежащих сообщению
в специально уполномоченный государственный орган;
внутренние документы - документы, регламентирующие порядок организации
и осуществления внутреннего контроля, которые утверждаются руководителями
организаций, осуществляющих деятельность по организации лотерей;
организация, осуществляющая деятельность по организации лотерей (далее -
организация) - юридическое лицо - резидент Республики Узбекистан, имеющее
лицензию на право осуществления деятельности по организации лотерей,
организующее и финансирующее проведение мероприятий по организации и проведению
игры;
клиент - физическое или юридическое лицо, оплатившее стоимость игры,
заключившее договор с организацией и участвующее в игре в соответствии с
условиями ее проведения;
идентификация клиента - определение организацией данных о клиенте на
основе представленных им документов;
надлежащая проверка клиента - проверка личности и полномочий клиента
на основании соответствующих документов, а также изучение деловых отношений
клиента;
операции, подлежащие сообщению - совершаемые и подготавливаемые
операции с денежными средствами или иным имуществом, признанные организацией
подозрительными в ходе проведения внутреннего контроля;
подозрительная операция - операция с денежными средствами или иным
имуществом, находящаяся в процессе подготовки, совершения или уже совершенная, в
отношении которой при реализации настоящих Правил у организации возникли
подозрения о ее осуществлении с целью легализации доходов, полученных от
преступной деятельности, или финансирования терроризма;
система внутреннего контроля - совокупность мер, принимаемых
организациями, по организации противодействия легализации доходов, полученных от
преступной деятельности, и финансированию терроризма и соблюдению настоящих
Правил;
специально уполномоченный государственный орган - Департамент по
борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов
при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в лице Управления по
противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и
финансированию терроризма (далее - Департамент).
2. Целями внутреннего контроля являются:
эффективное выявление и пресечение операций с денежными средствами или иным
имуществом, направленных на легализацию доходов, полученных от преступной
деятельности, и финансирование терроризма;
недопущение умышленного или неумышленного вовлечения организаций в преступную
деятельность;
обеспечение неукоснительного соблюдения организациями требований
законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной
деятельности, и финансированию терроризма, а также внутренних документов при
подготовке и осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом.
3. Задачами внутреннего контроля являются:
осуществление мер по надлежащей проверке клиентов в соответствии с
законодательством, настоящими Правилами и внутренними документами;
выявление подозрительных операций на основании критериев, определенных
пунктом 22 настоящих Правил;
своевременное представление в Департамент информации (документов) о
подозрительных операциях, выявленных в ходе осуществления внутреннего контроля и
подлежащих сообщению;
приостановление операций, подлежащих сообщению в особых случаях на три
рабочих дня с даты, когда эта операция должна быть совершена, и информирование
Департамента о такой операции в день ее приостановления;
обеспечение конфиденциальности сведений, связанных с противодействием
легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию
терроризма;
обеспечение хранения информации об операциях с денежными средствами или иным
имуществом, а также идентификационных данных и материалов по надлежащей проверке
клиентов в течение сроков, установленных законодательством;
оперативное и систематическое обеспечение руководства организации достоверной
информацией и материалами, необходимыми для принятия соответствующих решений;
формирование базы данных об осуществлении или попытках осуществления
подозрительных операций, лицах (руководителях, учредителях), связанных с
клиентами, осуществившими подозрительные операции, а также взаимообмен такой
информацией с государственными органами и другими организациями в соответствии с
законодательством;
выявление по запросам в базе данных информации о лицах, связанных с
финансированием террористической деятельности.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
4. В целях организации внутреннего контроля в организациях назначается лицо,
ответственное за соблюдение настоящих Правил (далее - ответственное лицо),
приказом руководителя организации. Копия приказа направляется в Министерство
финансов Республики Узбекистан в течение пяти дней со дня издания приказа.
5. Система внутреннего контроля организаций организуется с учетом
особенностей функционирования, основных направлений деятельности, клиентской
базы и уровня рисков, связанных с клиентами и их операциями.
6. Организация с учетом особенностей своей организационной структуры может
сформировать и определить структурное подразделение по противодействию
легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию
терроризма (далее - структурное подразделение), возглавляемое ответственным
лицом.
7. К ответственному лицу и сотрудникам структурного подразделения
предъявляются следующие квалификационные требования:
а) к ответственному лицу - руководителю структурного подразделения:
высшее образование и опыт работы на руководящих должностях не менее двух лет;
знание специфики работы организации;
б) к сотрудникам структурного подразделения:
высшее образование и опыт работы в организации не менее двух лет (за
исключением опыта работы на должностях технического или вспомогательного
персонала), а при отсутствии высшего образования - опыт работы в организации не
менее трех лет (за исключением опыта работы на должностях технического или
вспомогательного персонала);
знание специфики работы организации.
8. Организации представляют в Министерство финансов Республики Узбекистан
один раз в год до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, списки
ответственных лиц.
В случае изменения в течение отчетного года ответственных лиц организации
должны представить в Министерство финансов Республики Узбекистан документы,
подтверждающие соответствующие изменения, в течение 5 дней со дня их издания.
9. Министерство финансов Республики Узбекистан ежегодно не позднее 15 числа
месяца, следующего за отчетным годом, представляет в Департамент списки
ответственных лиц.
В случае изменения в течение отчетного года ответственных лиц в организациях
Министерство финансов Республики Узбекистан дополнительно извещает Департамент в
течение 5 дней со дня получения от организаций документов, подтверждающих
соответствующие изменения.
10. Обучение и повышение квалификации ответственных лиц проводятся
Департаментом совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан.
Обучение проводится по следующим направлениям:
ознакомление с законодательством о противодействии легализации доходов,
полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;
практические занятия по осуществлению внутреннего контроля;
участие ответственного лица (по возможности) в конференциях, семинарах и иных
мероприятиях (в том числе международных), посвященных проблемам противодействия
легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию
терроризма.
Обучение проводится исходя из того, что основным условием успешного
осуществления внутреннего контроля является непосредственное участие каждого
работника, в рамках его компетенции, в данном процессе.
Обучение проводится регулярно, но не реже одного раза в год.
11. В целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной
деятельности, и финансированию терроризма, ответственное лицо выполняет
следующие функции:
организует внедрение и осуществление внутреннего контроля и надлежащей
проверки клиентов в соответствии с настоящими Правилами;
разрабатывает и вносит на утверждение руководства внутренние документы и
программы осуществления внутреннего контроля, исходя из специфики деятельности
организации;
обеспечивает по согласованию с руководством организации своевременную
передачу сообщений в Департамент о подозрительных операциях или действиях
клиентов, выявленных в ходе осуществления внутреннего контроля, а также
исполнение запросов Департамента о представлении дополнительной информации;
обеспечивает конфиденциальность процесса реализации настоящих Правил и
программ внутреннего контроля.
12. Ответственное лицо вправе:
истребовать от руководителей и работников своей организации документы,
необходимые для осуществления внутреннего контроля;
снимать копии с полученных документов для осуществления внутреннего контроля;
вносить руководству предложения по дальнейшим действиям в отношении
подозрительной операции, подлежащей сообщению (в том числе по приостановлению
проведения операции в целях получения дополнительной или проверки имеющейся
информации о клиенте или операции).
Ответственное лицо может иметь и иные права в соответствии с
законодательством.
13. Ответственное лицо обязано:
обеспечивать сохранность и возврат документов, полученных в ходе
осуществления внутреннего контроля;
осуществлять надлежащую проверку клиентов;
при выявлении подозрительных операций обеспечивать передачу в установленном
порядке информации в Департамент;
соблюдать конфиденциальность полученной информации.
Ответственное лицо может нести и иные обязанности в соответствии с
законодательством.
III. НАДЛЕЖАЩАЯ ПРОВЕРКА КЛИЕНТОВ
14. Организации принимают меры по надлежащей проверке клиентов:
при наличии любых подозрений на причастность проводимых операций для целей
легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования
терроризма;
при наличии сомнений относительно достоверности полученных данных о клиенте.
15. Меры по надлежащей проверке клиента осуществляются на основе
представленной клиентом информации и документов. Все документы, позволяющие
осуществить проверку клиента, должны быть действительными на дату их
предъявления.
16. Надлежащая проверка клиентов должна осуществляться на всех этапах
совершения операций.
Наряду с идентификацией клиента необходимо проверить его полномочия на
совершение операции с использованием документов, представляемых им в
соответствии с законодательством.
17. При единовременном или многократном обращении клиента организация
обязана:
идентифицировать клиента в соответствии с требованиями законодательства и
настоящих Правил;
изучить ранние выигрыши клиента по лотереям в течение прошлого отчетного
периода (месяца, квартала, полугодия, года), если сведения о таких операциях
имеются в ее распоряжении.
18. Идентификация клиента - физического лица осуществляется на основании
документа (паспорта или приравненного к нему документа), удостоверяющего
личность.
В случае если клиент - физическое лицо является индивидуальным
предпринимателем, должно быть изучено также его свидетельство о государственной
регистрации.
19. При идентификации клиента - юридического лица организация должна
проверить соответствующие документы об организационно-правовой форме,
наименовании, руководителе, банковских реквизитах, местонахождении (почтовом
адресе), идентификационном номере налогоплательщика и виде деятельности.
В целях более тщательного изучения клиента - юридического лица необходимо
уделять особое внимание:
оформлению учредительных документов (включая все зарегистрированные изменения
и дополнения) клиента и свидетельства о государственной регистрации клиента;
структуре органов управления клиента и их полномочиям;
размеру зарегистрированного уставного фонда (капитала) клиента.
20. Организация вправе проверять представляемую клиентом информацию
посредством:
использования сведений о клиенте, полученных от государственных органов и
других организаций;
изучения взаимоотношений клиента с предыдущей организацией;
сбора информации о деловой репутации клиента.
21. Организация отказывает клиентам в совершении операций при непредставлении
ими документов, необходимых для идентификации.
IV. КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ВЫЯВЛЕНИЯ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ
22. Операция с денежными средствами или иным имуществом может быть признана
подозрительной в следующих случаях:
при единовременной выплате (выдаче) организациями крупных денежных выигрышей
(более 1500-кратного размера минимальной заработной платы) клиенту - обладателю
двух или более выигрышных билетов;
при наличии сомнений относительно достоверности данных о клиенте;
при подозрении на предъявление поддельных лотерейных билетов при выигрыше.
23. Признание операции подозрительной осуществляется в каждом конкретном
случае на основе комплексного анализа, проводимого с использованием критериев
подозрительности, установленных настоящими Правилами, а также в зависимости от
риска, определяемого типом клиента, его репутацией, характером деловых
отношений, основаниями, целями, размером и видом операции, схемой ее совершения
и на основании других обстоятельств, имеющих значение для правильного
определения подозрительной операции.
24. Любая операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит
сообщению в Департамент при наличии полученной в установленном порядке
информации о том, что одной из сторон этой операции является:
юридическое или физическое лицо, которое участвует или подозревается в
участии в террористической деятельности;
юридическое или физическое лицо, которое прямо или косвенно является
собственником или контролирует организацию, осуществляющую или подозреваемую в
осуществлении террористической деятельности;
юридическое лицо, которое находится в собственности или под контролем
физического лица либо организации, осуществляющих или подозреваемых в
осуществлении террористической деятельности.
В этих случаях организация обязана приостановить операцию с денежными
средствами или иным имуществом на три рабочих дня с даты, когда эта операция
должна быть совершена, и информировать Департамент о такой операции в день ее
приостановления. При отсутствии предписания Департамента о приостановлении
операции с денежными средствами или иным имуществом по истечении указанного
срока организация приступает к выполнению приостановленной операции.
25. После признания операции клиента подозрительной ответственное лицо
подготавливает обоснованную документацию, подтверждающую процесс подготовки или
совершения подозрительной операции, и представляет ее на рассмотрение
руководителю организации, который принимает решение о дальнейших действиях в
отношении клиента, в том числе:
сообщении о подозрительной операции в Департамент;
необходимости уделения особого внимания проведению операций с клиентом.
26. Сообщение о подозрительной операции передается организацией в Департамент
не позднее одного рабочего дня с момента признания операции подозрительной в
соответствии с порядком, определяемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
27. Информация о каждом сообщении касательно подозрительной операции
заносится в специальный журнал, который ведется в бумажном и электронном видах
ответственным лицом.
28. Организации должны также незамедлительно сообщать в Департамент любую
информацию, которая может подтвердить или снять подозрения с соответствующей
операции.
V. ОФОРМЛЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИИ И ДОКУМЕНТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
29. Организации обязаны хранить информацию об операциях с денежными
средствами или иным имуществом, а также идентификационные данные и материалы по
надлежащей проверке клиентов в течение сроков, установленных законодательством,
но не менее пяти лет после осуществления операций или прекращения отношений с
клиентами.
30. Организации ограничивают доступ к информации, связанной с
противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и
финансированию терроризма, обеспечивают ее нераспространение и не вправе
информировать клиентов о представлении информации об их подозрительных операциях
в Департамент.
Организации обеспечивают неразглашение (либо недопущение использования в
личных целях или интересах третьих лиц) их сотрудниками информации, полученной в
процессе выполнения ими функций по внутреннему контролю.
VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
31. Мониторинг и контроль за соблюдением организациями требований настоящих
Правил осуществляются Министерством финансов Республики Узбекистан совместно с
Департаментом.
32. Лица, виновные в сокрытии фактов нарушений законодательства в сфере
противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и
финансированию терроризма, а также нарушении требований настоящих Правил, несут
ответственность в установленном законодательством порядке.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2009 г., № 45
Противодействие терроризму |