Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для лиц, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями
Приложение к Приказу начальника Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре от 13.10.2009 г. № 36,
зарегистрированному МЮ 03.11.2009 г. № 2034
Настоящие Правила в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О
противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и
финансированию терроризма" (Собрание законодательства Республики Узбекистан,
2004 г., № 43, ст. 451) и постановлением Президента Республики Узбекистан от 21
апреля 2006 года № ПП-331 "О мерах по усилению борьбы с преступлениями в
финансово-экономической, налоговой сфере, с легализацией преступных доходов"
(Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 18, ст. 147)
определяют порядок организации и осуществления внутреннего контроля по
противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и
финансированию терроризма для лиц, осуществляющих операции с драгоценными
металлами и драгоценными камнями.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
бенефициарный собственник - физическое лицо, которое в конечном итоге
владеет правами собственности или реально контролирует клиента, в том числе
юридическое лицо, в интересах которого совершается операция с драгоценными
металлами и драгоценными камнями;
внутренний контроль - деятельность лиц, осуществляющих операции с
драгоценными металлами и драгоценными камнями, по выявлению операций, подлежащих
сообщению в специально уполномоченный государственный орган;
драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой
группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом состоянии, виде, в том
числе в самородном и аффинированном видах, а также в сырье, сплавах,
полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных
изделиях, монетах, ломе, отходах производства и потребления;
драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и
александриты, жемчуг в сыром (естественном) и обработанном видах, включая
отходы, образующиеся при производстве;
идентификация клиента - определение лицами, осуществляющими операции с
драгоценными металлами и драгоценными камнями, данных о клиентах на основе
представленных ими документов в целях надлежащей проверки клиента;
идентификация бенефициарного собственника - определение лицами,
осуществляющими операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями,
собственника или лица, контролирующего клиента - юридическое лицо, путем
изучения структуры собственности и управления на основании учредительных
документов, определенных законодательством (устава и (или) учредительного
договора, положения);
клиент - физическое или юридическое лицо, обращающееся с письменным
или устным поручением о проведении операции с драгоценными металлами и
драгоценными камнями;
надлежащая проверка клиента - проверка личности и полномочий клиента и
лиц, от имени которых он действует, идентификация бенефициарного собственника
путем изучения структуры собственности и управления на основании учредительных
документов, а также проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и
операций, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о
таком клиенте и его деятельности;
операции, подлежащие сообщению - совершаемые и подготавливаемые
операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, признанные
подозрительными в ходе проведения внутреннего контроля;
подозрительная операция - операция с драгоценными металлами и
драгоценными камнями, находящаяся в процессе подготовки, совершения или уже
совершенная, в отношении которой у лица, осуществляющего операции с драгоценными
металлами и драгоценными камнями, на основании критериев, установленных
настоящими Правилами, возникли подозрения об ее осуществлении с целью
легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и (или)
финансирования терроризма;
специально уполномоченный государственный орган - Департамент по
борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов
при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в лице Управления по
противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и
финансированию терроризма (далее - Департамент).
2. Целями внутреннего контроля являются:
эффективное выявление и пресечение операций с драгоценными металлами и
драгоценными камнями, направленных на легализацию доходов, полученных от
преступной деятельности, и финансирование терроризма;
недопущение умышленного или неумышленного вовлечения лиц, осуществляющих
операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, в преступную
деятельность;
обеспечение неукоснительного соблюдения лицами, осуществляющими операции с
драгоценными металлами и драгоценными камнями, требований законодательства по
противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и
финансированию терроризма.
3. Задачами внутреннего контроля являются:
осуществление мер надлежащей проверки клиентов в соответствии с
законодательством и настоящими Правилами;
выявление и изучение бенефициарных собственников, а также источников
происхождения денежных средств или иного имущества, используемых при
осуществлении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
выявление подозрительных операций на основании критериев, определенных
настоящими Правилами;
своевременное предоставление в Департамент информации (документов) о
подозрительных операциях, выявленных в ходе осуществления внутреннего контроля и
подлежащих сообщению;
приостановление исполнения операций с драгоценными металлами и драгоценными
камнями, подлежащих сообщению в особых случаях, на три рабочих дня с даты, когда
эта операция должна быть совершена, и информирование Департамента о такой
операции в день ее приостановления;
обеспечение конфиденциальности сведений, связанных с противодействием
легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию
терроризма;
обеспечение хранения информации об операциях с драгоценными металлами и
драгоценными камнями, а также идентификационных данных и материалов по
надлежащей проверке клиентов в течение сроков, установленных законодательством;
формирование базы данных об осуществлении или попытках осуществления
подозрительных операций, лицах (руководителях, учредителях), связанных с
клиентами, осуществившими подозрительные операции, а также взаимообмен такой
информацией с государственными органами и другими организациями в соответствии с
законодательством.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
4. В целях организации противодействия легализации доходов, полученных от
преступной деятельности, и финансированию терроризма лицами, осуществляющими
операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, назначается лицо,
ответственное за соблюдение настоящих Правил (далее - ответственное лицо).
В случае если лицо, осуществляющее операции с драгоценными металлами и
драгоценными камнями, осуществляет деятельность индивидуально (без образования
юридического лица), ответственность за соблюдение настоящих Правил возлагается
на данное лицо.
5. Система внутреннего контроля лиц, осуществляющих операции с драгоценными
металлами и драгоценными камнями, организуется с учетом особенностей их
функционирования, основных направлений деятельности, клиентской базы и уровня
рисков, связанных с клиентами и их операциями.
6. Лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными
камнями, обязаны представить в Департамент сведения о назначенном ответственном
лице.
В случае изменения ответственного лица лицо, осуществляющее операции с
драгоценными металлами и драгоценными камнями, обязано в течение трех рабочих
дней уведомить Департамент.
7. В целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной
деятельности, и финансированию терроризма ответственное лицо выполняет следующие
функции:
организует внедрение и осуществление процедур внутреннего контроля и
надлежащей проверки клиентов в соответствии с настоящими Правилами;
разрабатывает и вносит на утверждение руководства программы мер по
осуществлению внутреннего контроля исходя из специфики деятельности лица,
осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
обеспечивает своевременную передачу сообщений в Департамент о подозрительных
операциях или действиях клиентов, выявленных в ходе осуществления процедур
внутреннего контроля, а также исполнение запросов Департамента о предоставлении
дополнительной информации;
обеспечивает конфиденциальность процесса реализации настоящих Правил и
программ внутреннего контроля.
8. При осуществлении внутреннего контроля ответственное лицо вправе:
истребовать от руководителей и сотрудников своей организации
распорядительные, бухгалтерские и иные документы, необходимые для осуществления
внутреннего контроля;
снимать копии с полученных документов, получать копии файлов и других
записей, хранящихся в электронных базах данных, локальных вычислительных сетях и
автономных компьютерных системах организации, в целях осуществления внутреннего
контроля;
вносить руководству предложения по дальнейшим действиям в отношении операции,
подлежащей сообщению (в том числе по приостановлению проведения операции в целях
получения дополнительной или проверки имеющейся информации о клиенте или
операции).
9. При осуществлении внутреннего контроля ответственное лицо обязано:
обеспечивать сохранность и возврат документов, полученных в ходе
осуществления внутреннего контроля;
осуществлять надлежащую проверку клиентов;
принимать меры по идентификации бенефициарных собственников;
при выявлении подозрительных операций передавать в установленном порядке
информацию в Департамент;
соблюдать конфиденциальность полученной информации.
Ответственное лицо может нести и иные обязанности в соответствии с
законодательством.
10. Лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными
камнями, по согласованию с Департаментом организуют систематическое обучение и
повышение квалификации ответственного лица.
III. НАДЛЕЖАЩАЯ ПРОВЕРКА КЛИЕНТОВ
11. Лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными
камнями, принимают меры по надлежащей проверке клиентов:
при установлении деловых отношений;
при оказании услуг по осуществлению сделок купли-продажи драгоценных металлов
и драгоценных камней;
при наличии любых подозрений на причастность проводимых операций для целей
легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования
терроризма;
при наличии сомнений в подлинности и достоверности ранее полученных данных
для идентификации.
Меры надлежащей проверки клиентов должны проводиться как в отношении
покупателя, так и продавца драгоценных металлов и драгоценных камней.
12. Надлежащая проверка клиентов должна осуществляться на всех этапах
осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Для установления бенефициарного собственника лица, осуществляющие операции с
драгоценными металлами и драгоценными камнями, обязаны определить, действует ли
клиент от имени другого лица, и затем принять меры по идентификации и надлежащей
проверке личности лица, от имени которого действует клиент.
Наряду с идентификацией клиента или бенефициарного собственника необходимо
проверять их полномочия на совершение операции с использованием документов,
предоставляемых ими в соответствии с законодательством.
13. Идентификация клиента - физического лица осуществляется на основании
документа (паспорта или приравненного к нему документа), удостоверяющего
личность. В случае если физическое лицо является индивидуальным
предпринимателем, должно быть изучено также его свидетельство о государственной
регистрации.
14. При идентификации клиента - юридического лица проверяются соответствующие
документы о государственной регистрации, сведения об организационно-правовой
форме, местонахождении, руководителях, а также сведения, указанные в
учредительных документах.
В целях более тщательного изучения клиента - юридического лица необходимо
уделять особое внимание:
оформлению учредительных документов (включая все зарегистрированные изменения
и дополнения) клиента и документов, подтверждающих государственную регистрацию
клиента;
структуре органов управления клиента и их полномочиям;
размеру зарегистрированного уставного фонда (капитала) клиента;
иным необходимым сведениям в соответствии с законодательством.
15. Лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными
камнями, вправе проверять предоставляемую клиентом информацию посредством:
использования сведений о клиенте, полученных от государственных органов и
других организаций;
сбора информации о деловой репутации клиента;
других общедоступных источников информации.
Идентификационные и другие данные, необходимые для проведения надлежащей
проверки клиента, должны обновляться не реже одного раза в год.
16. В процессе идентификации юридических и физических лиц должны
предприниматься обоснованные и доступные меры по идентификации бенефициарных
собственников клиента, в том числе путем изучения структуры собственности
клиента.
17. Лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными
камнями, отказывают клиентам в совершении операций при непредставлении ими
документов, необходимых для идентификации.
IV. КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ВЫЯВЛЕНИЯ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ СООБЩЕНИЮ
18. Операция с драгоценными металлами и драгоценными камнями признается
подозрительной при наличии одного из нижеследующих признаков:
при покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов или
драгоценных камней в разовом порядке или неоднократно в течение 3-х месяцев,
если общая сумма, на которую она совершается, равна или превышает 1000-кратный
размер минимальной заработной платы;
при сдаче в пункт скупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных
металлов или драгоценных камней в разовом порядке или неоднократно в течение 3-х
месяцев, если общая сумма изделий равна или превышает 1000-кратный размер
минимальной заработной платы;
при сдаче в пункт скупки физическим лицом лома, содержащего драгоценные
металлы, или аффинированных драгоценных металлов в разовом порядке или
неоднократно в течение 3-х месяцев, если общая сумма изделий равна или превышает
1000-кратный размер минимальной заработной платы;
при приобретении физическим или юридическим лицом у пунктов скупки
драгоценных металлов или драгоценных камней в разовом порядке или неоднократно в
течение 3-х месяцев, если их общая сумма равна или превышает 1000-кратный размер
минимальной заработной платы;
при сдаче на комиссию физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных
металлов или драгоценных камней в разовом порядке или неоднократно в течение 3-х
месяцев, если общая сумма изделий равна или превышает 1000-кратный размер
минимальной заработной платы;
при заказе на изготовление ювелирных изделий из драгоценных металлов или
драгоценных камней в разовом порядке или неоднократно в течение 3-х месяцев,
если общая сумма изделий равна или превышает 1000-кратный размер минимальной
заработной платы;
во всех иных случаях, при наличии обоснованных подозрений на причастность
проводимых операций для целей легализации доходов, полученных от преступной
деятельности, и финансирования терроризма.
19. Признание операции подозрительной осуществляется в каждом конкретном
случае на основе комплексного анализа, проводимого с использованием критериев
подозрительности, установленных настоящими Правилами, а также в зависимости от
риска, определяемого типом клиента, его репутацией, характером деловых
отношений, основаниями, целями, размером и видом сделки, схемой ее совершения и
на основании других обстоятельств, имеющих значение для правильного определения
подозрительности операции.
20. Любая операция с драгоценными металлами и драгоценными камнями подлежит
сообщению в Департамент при наличии полученной в установленном порядке
информации о том, что одной из сторон этой операции является:
юридическое или физическое лицо, которое участвует или подозревается в
участии в террористической деятельности;
юридическое или физическое лицо, которое прямо или косвенно является
собственником или контролирует организацию, осуществляющую или подозреваемую в
осуществлении террористической деятельности;
юридическое лицо, которое находится в собственности или под контролем
физического лица либо организации, осуществляющих или подозреваемых в
осуществлении террористической деятельности.
В этих случаях лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и
драгоценными камнями, обязаны приостанавливать исполнение операций с
драгоценными металлами и драгоценными камнями на три рабочих дня с даты, когда
эта операция должна быть совершена, и информировать Департамент о такой операции
в день ее приостановления. При отсутствии предписания Департамента о
приостановлении операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями по
истечении указанного срока лица, осуществляющие операции, приступают к
выполнению приостановленной операции.
21. После признания операции клиента подозрительной ответственное лицо
принимает решение о дальнейших действиях в отношении клиента, в том числе:
сообщении о подозрительной операции в Департамент;
необходимости уделения особого внимания к проведению операций с клиентом;
прекращении отношений с клиентом в соответствии с законодательством или
заключенным с ним договором.
22. Сообщения о подозрительных операциях передаются лицом, осуществляющим
операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, в Департамент не
позднее одного рабочего дня с момента признания операции подозрительной согласно
форме, утверждаемой Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Информация о каждом сообщении касательно подозрительной операции заносится в
специальный журнал, который ведется в бумажном и (или) электронном виде
ответственным лицом.
23. Лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными
камнями, должны также незамедлительно сообщать в Департамент любую информацию,
которая может подтвердить или снять подозрения с соответствующей операции.
V. ОФОРМЛЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИИ И ДОКУМЕНТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
24. По операциям, подлежащим сообщению в Департамент в соответствии с
законодательством и настоящими Правилами, документально оформляются:
вид операции и основания ее совершения;
дата совершения операции и сумма, на которую она совершена;
сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица,
совершающего операцию;
сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по
поручению и от имени которого совершается операция;
сведения, необходимые для идентификации представителя (поверенного)
физического или юридического лица, совершающего операцию от имени этого лица;
сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с драгоценными
металлами и драгоценными камнями и его представителя.
25. Лица, осуществляющие операции, обязаны хранить информацию об операциях с
драгоценными металлами и драгоценными камнями, а также идентификационные данные
и материалы по надлежащей проверке клиентов в течение сроков, установленных
законодательством, но не менее пяти лет после осуществления операций или
прекращения отношений с клиентами.
26. Лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными
камнями, ограничивают доступ к информации, связанной с противодействием
легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию
терроризма, обеспечивают ее нераспространение и не вправе информировать
юридических и физических лиц о предоставлении сообщений об их операциях в
Департамент.
Лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными
камнями, обеспечивают неразглашение (либо использование в личных целях или
интересах третьих лиц) их сотрудниками информации, полученной в процессе
выполнения ими функций по внутреннему контролю.
VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
27. Мониторинг и контроль за соблюдением требований настоящих Правил
осуществляются Департаментом.
28. Лица, виновные в сокрытии фактов нарушений законодательства в сфере
противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и
финансированию терроризма, а также нарушении требований настоящих Правил, несут
ответственность в установленном законодательством порядке.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2009 г., № 45
Противодействие терроризму |