Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для членов бирж
Приложение к Постановлению от 13.10.2009 г. Госкомимущества № 01/18-48/24
и Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре № 43,
зарегистрированному МЮ 06.11.2009 г. № 2038
Настоящие Правила в соответствии с законами Республики Узбекистан "О биржах и
биржевой деятельности" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан 2001 г., №
9-10, ст. 171), "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной
деятельности, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Республики
Узбекистан, 2004 г., № 43, ст. 451) и постановлением Президента Республики
Узбекистан от 21 апреля 2006 года № ПП-331 "О мерах по усилению борьбы с
преступлениями в финансово-экономической, налоговой сфере, с легализацией
преступных доходов" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., №
18, ст. 147) определяют порядок организации и осуществления членами бирж (за
исключением членов фондовых бирж и фондовых отделов иных бирж) внутреннего
контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной
деятельности, и финансированию терроризма.
I. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия:
бенефициарный собственник - физическое лицо, которое в конечном итоге
владеет правами собственности или реально контролирует клиента, в том числе
юридическое лицо, в интересах которого совершается операция с денежными
средствами или иным имуществом;
биржа - юридическое лицо, создающее условия для торговли биржевыми
товарами путем организации и проведения публичных и гласных биржевых торгов на
основе установленных правил в заранее определенном месте и в определенное время,
имеющее лицензию на право осуществления биржевой деятельности, выданную
Государственным комитетом Республики Узбекистан по управлению государственным
имуществом (далее - Госкомимущество), предоставляющее юридическим лицам право
участия в биржевых сделках и определяющее порядок приема в члены биржи,
приостановления, прекращения членства, права, обязанности и имущественную
ответственность членов биржи;
внутренний контроль - деятельность членов бирж по выявлению операций,
подлежащих сообщению в специально уполномоченный государственный орган;
идентификация клиента - определение членами бирж данных о клиентах на
основе предоставленных ими документов в целях осуществления надлежащей проверки
клиента;
идентификация бенефициарного собственника - определение членами бирж
собственника или лица, контролирующего клиента - юридическое лицо, путем
изучения структуры собственности и управления на основании учредительных
документов, определенных законодательством (устава и (или) учредительного
договора, положения);
клиент - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами члена
биржи;
надлежащая проверка клиента - проверка личности и полномочий клиента и
лиц, от имени которых он действует, идентификация бенефициарного собственника
путем изучения структуры собственности и управления на основании учредительных
документов, а также проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и
операций, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о
таком клиенте и его деятельности;
операции, подлежащие сообщению - совершаемые и подготавливаемые
операции с денежными средствами или иным имуществом, признанные членами биржи
подозрительными в ходе проведения внутреннего контроля;
подозрительная операция - операция с денежными средствами или иным
имуществом, находящаяся в процессе подготовки, совершения или уже совершенная, в
отношении которой у члена биржи при реализации настоящих Правил возникли
подозрения об ее осуществлении с целью легализации доходов, полученных от
преступной деятельности, и (или) финансирования терроризма;
специально уполномоченный государственный орган - Департамент по
борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов
при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в лице Управления по
противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и
финансированию терроризма (далее - Департамент);
член биржи - юридическое лицо, купившее или получившее в установленном
биржей порядке брокерское место на этой бирже.
2. Внутреннему контролю подлежат:
биржевые операции, одной из сторон которых являются лица, перечисленные в
пункте 32 настоящих Правил;
биржевые операции со срочными биржевыми инструментами ("фьючерс", "опцион" и
другие деривативы);
биржевые операции по купле-продаже недвижимости.
3. Целями внутреннего контроля являются:
эффективное выявление и пресечение операций с денежными средствами или иным
имуществом, направленных на легализацию доходов, полученных от преступной
деятельности, и финансирование терроризма;
недопущение умышленного или неумышленного вовлечения членов бирж в преступную
деятельность;
обеспечение неукоснительного соблюдения членами бирж требований
законодательства по противодействию легализации доходов, полученных от
преступной деятельности, и финансированию терроризма, а также внутренних
документов при подготовке и осуществлении операций с денежными средствами или
иным имуществом.
4. Задачами внутреннего контроля являются:
осуществление мер надлежащей проверки клиентов в соответствии с
законодательством, настоящими Правилами и внутренними документами;
выявление и изучение бенефициарных собственников, а также источников
происхождения денежных средств или иного имущества, используемых при
осуществлении операций;
выявление подозрительных операций на основании критериев, определенных
пунктом 30 настоящих Правил;
своевременное предоставление в Департамент информации (документов) о
подозрительных операциях, выявленных в ходе осуществления внутреннего контроля;
приостановление операций, подлежащих сообщению в особых случаях, на три
рабочих дня с даты, когда эта операция должна быть совершена, и информирование
Департамента о такой операции в день ее приостановления;
обеспечение конфиденциальности сведений, связанных с противодействием
легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию
терроризма;
обеспечение хранения информации об операциях с денежными средствами или иным
имуществом, а также идентификационных данных и материалов по надлежащей проверке
клиентов в течение сроков, установленных законодательством;
оперативное и систематическое обеспечение руководства членов бирж достоверной
информацией и материалами, необходимыми для принятия соответствующих решений;
формирование базы данных об осуществлении или попытках осуществления
подозрительных операций, лицах (руководителях, учредителях), связанных с
клиентами, осуществившими подозрительные операции, а также взаимообмен такой
информацией с государственными органами и другими организациями в соответствии с
законодательством;
выявление по запросам в клиентской базе лиц, связанных с финансированием
террористической деятельности.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
5. Организация и реализация внутреннего контроля осуществляется в
соответствии с законодательством, настоящими Правилами и правилами биржевой
торговли, устанавливаемыми соответствующими биржами.
6. В целях организации и осуществления противодействия легализации доходов,
полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма правила
биржевой торговли, утверждаемые биржами, должны предусматривать:
внедрение и реализацию членами бирж системы внутреннего контроля;
выполнение требований законодательства в сфере противодействия легализации
доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма и
настоящих Правил;
меры по надлежащей проверке и идентификации клиентов и иных участников
операции;
критерии и признаки подозрительных операций, подлежащих сообщению в
Департамент;
оценку рисков совершения клиентом операций, связанных с легализацией доходов,
полученных от преступной деятельности, или финансированием терроризма;
документальное фиксирование подозрительных операций и сообщение о них в
Департамент;
обучение сотрудников члена биржи процедурам внутреннего контроля и мерам по
надлежащей проверке клиентов;
требования по хранению информации и документов, получаемых при осуществлении
внутреннего контроля;
иные процедуры, учитывающие специфику деятельности члена биржи.
7. Система внутреннего контроля организуется с учетом особенностей
функционирования членов бирж, основных направлений их деятельности, клиентской
базы и уровня рисков, связанных с клиентами и их операциями.
8. В целях организации противодействия легализации доходов, полученных от
преступной деятельности, и финансированию терроризма членами бирж назначается
лицо, ответственное за соблюдение настоящих Правил (далее - ответственное лицо).
Для координации работы ответственных лиц на бирже назначается уполномоченный
сотрудник биржи.
9. Ответственное лицо назначается приказом руководителя исполнительного
органа члена биржи. Сведения о назначенном ответственном лице представляются
уполномоченному сотруднику биржи.
10. Биржи ежегодно до 15 января представляют в Департамент и Госкомимущество
списки ответственных лиц и обеспечивают информирование об изменениях в данных
списках в течение пяти рабочих дней с момента, когда стало известно об этом.
11. В целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной
деятельности, и финансированию терроризма ответственное лицо выполняет следующие
функции:
организует внедрение и осуществление процедур внутреннего контроля и
надлежащей проверки клиентов в соответствии с настоящими Правилами;
разрабатывает и вносит на утверждение руководства программы мер по
осуществлению внутреннего контроля исходя из специфики деятельности члена биржи;
обеспечивает своевременную передачу сообщений в Департамент о подозрительных
операциях или действиях клиентов, выявленных в ходе осуществления процедур
внутреннего контроля, а также исполнение запросов Департамента о предоставлении
дополнительной информации по таким операциям;
обеспечивают конфиденциальность процесса реализации настоящих Правил и
программ внутреннего контроля;
иные функции в соответствии с законодательством.
12. Ответственное лицо вправе:
истребовать от руководителей и сотрудников своей организации
распорядительные, бухгалтерские и иные документы, необходимые для целей
осуществления внутреннего контроля;
снимать копии с полученных документов, получать копии файлов и других
записей, хранящихся в электронных базах данных, локальных вычислительных сетях и
автономных компьютерных системах организации, в целях осуществления внутреннего
контроля;
вносить руководству предложения по дальнейшим действиям в отношении операции,
подлежащей сообщению (в том числе по приостановлению проведения операции в целях
получения дополнительной или проверки имеющейся информации о клиенте или
операции).
Ответственное лицо может иметь иные права в соответствии с законодательством.
13. Ответственное лицо обязано:
осуществлять надлежащую проверку клиентов;
принимать меры по идентификации бенефициарных собственников;
при выявлении подозрительных операций ставить в известность руководство члена
биржи для передачи информации в установленном порядке в Департамент;
соблюдать конфиденциальность полученной информации;
обеспечивать сохранность и возврат документов, полученных в ходе
осуществления внутреннего контроля.
Ответственное лицо может нести и иные обязанности в соответствии с
законодательством.
14. Обучение и повышение квалификации ответственных лиц проводится биржами.
15. Ответственное лицо подготавливает и представляет уполномоченному
сотруднику биржи не реже одного раза в год отчеты о результатах своей
деятельности.
Биржи не реже одного раза в год направляют отчеты о деятельности
ответственных лиц в Департамент и Госкомимущество.
III. НАДЛЕЖАЩАЯ ПРОВЕРКА КЛИЕНТОВ
16. Члены бирж принимают меры по надлежащей проверке клиентов:
при наличии любых подозрений на причастность проводимых операций к целям
легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования
терроризма;
при наличии сомнений в подлинности и достоверности ранее полученных для
идентификации данных.
17. Надлежащая проверка клиентов должна осуществляться на всех направлениях и
этапах оказания услуг на биржевом рынке.
Наряду с идентификацией клиента или бенефициарного собственника необходимо
проверять их полномочия на совершение операции с использованием документов,
предоставляемых ими в соответствии с законодательством.
18. При единовременном или однократном обращении клиента с поручением об
осуществлении операций на биржевом рынке члены биржи обязаны:
идентифицировать клиента или других заинтересованных лиц в проведении данной
операции в соответствии с законодательством;
изучить ранее проводившиеся операции данного клиента в течение прошлого
отчетного периода (месяца, квартала, полугодия, года), если сведения о таких
операциях имеются в распоряжении;
определить вид операции и степень ее соответствия целям и видам деятельности
клиента - юридического лица, закрепленным в его учредительных документах;
определить вид операции и степень ее соответствия видам деятельности клиента
- физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, указанную
в его свидетельстве о государственной регистрации.
19. Идентификация клиента - физического лица осуществляется на основании
документа (паспорта или приравненного к нему документа), удостоверяющего
личность. В случае если физическое лицо является индивидуальным
предпринимателем, должно быть изучено также его свидетельство о государственной
регистрации.
20. При идентификации клиента - юридического лица члены биржи должны
проверить соответствующие документы о государственной регистрации, сведения об
организационно-правовой форме, местонахождении, руководителях, а также сведения,
указанные в учредительных документах.
21. В целях более тщательного изучения клиента - юридического лица необходимо
уделять особое внимание:
оформлению учредительных документов (включая все зарегистрированные изменения
и дополнения) клиента и документов, подтверждающих государственную регистрацию
клиента;
структуре органов управления клиента и их полномочиям;
размеру зарегистрированного уставного фонда (капитала) клиента.
22. Член биржи вправе проверять представляемую клиентом информацию
посредством:
использования сведений о клиенте, полученных от государственных органов и
других организаций;
изучения взаимоотношений клиента с другими членами биржи;
сбора информации о деловой репутации клиента.
23. В процессе идентификации юридических и физических лиц должны
предприниматься обоснованные и доступные меры по идентификации бенефициарных
собственников клиента, в том числе путем изучения структуры собственности
клиента.
24. Член биржи отказывает клиентам в совершении операций при непредставлении
ими документов, необходимых для идентификации.
IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РИСКА
25. На основании полученной в процессе надлежащей проверки клиента
информации, с учетом видов деятельности и операций клиента член биржи должен
оценивать и присваивать соответствующий (высокий или низкий) уровень риска
совершения клиентом операций в целях легализации доходов, полученных от
преступной деятельности, или финансирования терроризма (далее - уровень риска).
26. К категории высокого уровня риска могут быть отнесены клиенты, обладающие
изначально следующими критериями, в отношении которых член биржи должен
проявлять повышенное внимание:
лица, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической
деятельности либо нахождении под контролем лиц, занимающихся террористической
деятельностью, либо прямо или косвенно являющихся собственником или
контролирующим организацию, осуществляющую или подозреваемую в осуществлении
террористической деятельности;
лица, постоянно проживающие, находящиеся или зарегистрированные в государстве
(на территории), не участвующем в международном сотрудничестве в сфере
противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и
финансированию терроризма, либо в оффшорной зоне;
резиденты и нерезиденты, имеющие счета в оффшорных зонах;
организации и индивидуальные предприниматели, фактическое местонахождение
которых не соответствует сведениям, указанным в учредительных или
регистрационных документах;
организации и индивидуальные предприниматели, период деятельности которых не
превышает одного квартала финансового года;
организации, реальным владельцем которых является лицо, указанное в абзацах
втором и третьем настоящего пункта;
клиенты, осуществляющие подозрительные операции на систематической основе
(более двух раз в течение трех месяцев подряд).
27. При установлении высокого уровня риска член биржи должен принимать
усиленные меры по надлежащей проверке клиента и осуществлять постоянный
мониторинг совершаемых им операций.
28. Если работа с клиентами не связана с высоким уровнем риска, то данные
клиенты относятся к категории клиентов с низким уровнем риска.
29. По мере изменения характера проводимых клиентом операций член биржи при
необходимости должен пересматривать уровень риска работы с ним.
V. КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ВЫЯВЛЕНИЯ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ
30. Операция с денежными средствами или иным имуществом может быть признана
подозрительной в следующих случаях:
немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений, запрашиваемых в
связи с необходимостью, в том числе о доверителе (если клиент выступает в
качестве поверенного);
пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг, а также
предложение клиентом необычно высокого вознаграждения, заведомо отличающегося от
обычно оплачиваемого при оказании такого рода услуг на бирже;
наличие нестандартных или сложных положений по порядку проведения расчетов по
биржевой операции, отличающихся от обычной практики, используемой данным
клиентом или от обычной биржевой практики;
предложение клиентом осуществить возврат своих денежных средств по
расторгнутым биржевым сделкам третьим лицам или на счета в банках-нерезидентах;
неоправданная задержка в предоставлении клиентом документов и информации или
предоставление клиентом информации, которую невозможно проверить, либо данная
проверка является слишком дорогостоящей;
излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении
совершаемой сделки на бирже;
необоснованная поспешность в проведении определенной операции на бирже, на
которой настаивает клиент;
если сумма депонированных клиентом денежных средств, внесенных в наличной
форме, в течение одного или тридцати дней превышает сумму, эквивалентную
1000-кратному размеру минимальной заработной платы;
совершение единичных операций по купле-продаже клиентами на сумму более
1000-кратного размера минимальной заработной платы с оплатой наличными денежными
средствами;
проведение операций по переуступке денежных средств, аккумулированных на
индивидуальных номерах пользователей (далее - ИНП) в расчетно-клиринговых
палатах бирж, между резидентами и нерезидентами Республики Узбекистан на сумму,
превышающую в эквиваленте 1000-кратный размер минимальной заработной платы, как
при проведении разовых операций, так и нескольких операций, проведенных в
течение трех месяцев;
поручение на открытие ИНП для юридических лиц, зарегистрированных в оффшорных
территориях и в государствах, не участвующих в международном сотрудничестве в
области противодействия легализации доходов, полученных от преступной
деятельности, и финансированию терроризма;
поручение на открытие ИНП гражданами Республики Узбекистан по доверенностям
иностранных организаций;
заключение биржевых сделок по оказанию услуг или выполнению работ на сумму,
превышающую 1000-кратный размер минимальной заработной платы;
во всех иных случаях, при наличии обоснованных подозрений на причастность
проводимых операций для целей легализации доходов, полученных от преступной
деятельности, и финансирования терроризма.
31. Признание операции подозрительной осуществляется в каждом конкретном
случае на основе комплексного анализа, проводимого с использованием критериев
подозрительности, установленных настоящими Правилами, а также в зависимости от
риска, определяемого типом клиента, его репутацией, характером деловых
отношений, основаниями, целями, размером и видом сделки, схемой ее совершения и
на основании других обстоятельств, имеющих значение для правильного определения
подозрительности операций.
32. Любая биржевая операция подлежит сообщению членом биржи в Департамент при
наличии полученной в установленном порядке информации о том, что одной из сторон
этой операции является:
юридическое или физическое лицо, которое участвует или подозревается в
участии в террористической деятельности;
юридическое или физическое лицо, которое прямо или косвенно является
собственником или контролирует организацию, осуществляющую или подозреваемую в
осуществлении террористической деятельности;
юридическое лицо, которое находится в собственности или под контролем
физического лица либо организации, осуществляющих или подозреваемых в
осуществлении террористической деятельности.
В этих случаях член биржи должен приостановить такую операцию на три рабочих
дня с даты, когда эта операция должна быть совершена, и информировать
Департамент о такой операции в день ее приостановления. При отсутствии
предписания Департамента о приостановлении операции с денежными средствами или
иным имуществом по истечении указанного срока член биржи приступает к выполнению
приостановленной операции.
33. В случае признания операции клиента подозрительной член биржи принимает
решение о дальнейших действиях в отношении клиента, в том числе:
сообщении о подозрительной операции в Департамент;
необходимости уделения особого внимания к проведению операций с клиентом;
прекращении отношений с клиентом в соответствии с законодательством или
заключенным с ним договором.
34. Сообщения о подозрительных операциях передаются членом биржи в
Департамент не позднее одного рабочего дня с момента признания операции
подозрительной согласно форме, утверждаемой Кабинетом Министров Республики
Узбекистан.
Информация о каждом сообщении касательно подозрительной операции заносится в
специальный журнал, который ведется ответственным лицом в бумажном и (или)
электронном виде.
35. Член биржи должен также незамедлительно сообщать в Департамент любую
информацию, которая может подтвердить или снять подозрения с соответствующей
операции.
VI. ОФОРМЛЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИИ И ДОКУМЕНТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
36. По операциям, подлежащим сообщению в Департамент в соответствии с
законодательством и настоящими Правилами, документально оформляются:
вид операции и основания ее совершения;
дата совершения операции и сумма, на которую она совершена;
сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица,
совершающего операцию;
сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по
поручению и от имени которого совершается операция;
сведения, необходимые для идентификации представителя (поверенного)
физического или юридического лица, совершающего операцию от имени этого лица;
сведения, необходимые для идентификации получателя по операциям с денежными
средствами или иным имуществом и его представителя.
37. Члены бирж обязаны хранить информацию об операциях с денежными средствами
или иным имуществом, а также идентификационные данные и материалы по надлежащей
проверке клиентов в течение сроков, установленных законодательством, но не менее
пяти лет после осуществления операции или прекращения отношений с клиентами.
38. Члены бирж ограничивают доступ к информации, связанной с противодействием
легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию
терроризма, обеспечивают ее нераспространение и не вправе информировать
юридических и физических лиц о предоставлении сообщений об их операциях в
Департамент.
39. Члены бирж обеспечивают неразглашение (либо использование в личных целях
или интересах третьих лиц) их сотрудниками информации, полученной в процессе
выполнения ими функций по внутреннему контролю.
VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
40. Мониторинг и контроль за соблюдением биржами требований настоящих Правил
осуществляется Госкомимуществом и Департаментом.
Мониторинг и контроль за соблюдением членами бирж требований настоящих Правил
осуществляется биржами и Департаментом.
41. Лица, виновные в сокрытии фактов нарушений законодательства в сфере
противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и
финансированию терроризма, а также нарушении требований настоящих Правил, несут
ответственность в установленном законодательством порядке.
42. Настоящие Правила согласованы с Узбекской Республиканской
товарно-сырьевой биржей, Республиканской универсальной агропромышленной биржей,
Республиканской биржей недвижимости, Ташкентским городским муниципальным
биржевым центром.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан", 2009 г., № 46, ст. 501
Противодействие терроризму
|