Положение о порядке предоставления информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма
Приложение № 1 к Постановлению КМ РУз от 12.10.2009 г. № 272
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О
противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и
финансированию терроризма", постановлением Президента Республики Узбекистан от
21 апреля 2006 г. № ПП-331 "О мерах по усилению борьбы с преступлениями в
финансово-экономической, налоговой сфере, с легализацией преступных доходов"
определяет порядок предоставления организациями, осуществляющими операции с
денежными средствами или иным имуществом, информации об операциях, признанных
подозрительными, в специально уполномоченный государственный орган по
противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и
финансированию терроризма - Департамент по борьбе с налоговыми, валютными
преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре
Республики Узбекистан в лице Управления по противодействию легализации доходов,
полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма (далее -
Департамент).
2. Сообщению в Департамент подлежат совершаемые и подготавливаемые операции,
признанные организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или
иным имуществом, подозрительными в ходе проведения внутреннего контроля.
Подозрительной операцией признается операция с денежными средствами или иным
имуществом, находящаяся в процессе подготовки, совершения или уже совершенная, в
отношении которой в соответствии с критериями и признаками, установленными
правилами внутреннего контроля, возникли подозрения о ее осуществлении с целью
легализации доходов, полученных от преступной деятельности, или финансирования
терроризма.
Сообщению в Департамент подлежат также операции, если одной из ее сторон
является лицо, постоянно проживающее, находящееся или зарегистрированное в
государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в области
противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и
финансированию терроризма.
3. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит сообщению в
Департамент при наличии полученной в установленном порядке информации, что одной
из сторон в этой операции является:
юридическое или физическое лицо, которое участвует или подозревается в
участии в террористической деятельности;
юридическое или физическое лицо, которое прямо или косвенно является
собственником или контролирует организацию, осуществляющую или подозреваемую в
осуществлении террористической деятельности;
юридическое лицо, которое находится в собственности или под контролем
физического лица либо организации, осуществляющих или подозреваемых в
осуществлении террористической деятельности.
4. Сообщение об операциях, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Положения
(далее - сообщение), представляется в Департамент следующими организациями,
осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (далее -
организации):
банки, кредитные союзы и иные кредитные организации;
профессиональные участники рынка ценных бумаг;
члены биржи;
страховщики и страховые посредники;
организации, оказывающие лизинговые услуги;
организации, осуществляющие денежные переводы, платежи и расчеты;
ломбарды;
организации, проводящие лотереи и иные игры, основанные на риске;
лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными
камнями;
лица, оказывающие услуги и принимающие участие в операциях, связанных с
куплей-продажей недвижимого имущества;
нотариальные конторы (нотариусы), адвокатские формирования (адвокаты) и
аудиторские организации - при подготовке и осуществлении сделок от имени
клиентов.
5. Организации обязаны знать почтовые, электронные и иные реквизиты
Департамента, на которые будут направляться (представляться) сообщения, а
Департамент обязан обеспечить общедоступность указанных реквизитов.
6. Департамент и его работники обязаны обеспечить сохранность ставших им
известными сведений, составляющих коммерческую, банковскую или иную тайну, не
вправе информировать юридических и физических лиц о проводящемся в отношении них
контроле и несут установленную законодательством ответственность за разглашение
или предоставление этих сведений.
7. Предоставление сведений, составляющих государственные секреты,
осуществляется в соответствии с законодательством о защите государственных
секретов.
II. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТУ ИНФОРМАЦИИ О ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЯХ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
8. Сообщение составляется в форме электронного документа с помощью
автоматизированного комплекса программных средств по вводу, обработке и передаче
информации с применением средств криптографической защиты информации и
электронной системы передачи информации (далее - АКПС) и заверяется
зарегистрированной электронной цифровой подписью в установленном
законодательством порядке, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 11
настоящего Положения.
9. Разработка и предоставление организациям эффективных и конкурентоспособных
по ценовым параметрам АКПС и руководства по их использованию обеспечивается
Департаментом.
АКПС используется исключительно для подготовки и представления в Департамент
сообщений, предусмотренных настоящим Положением.
10. Сообщения в виде электронного документа передаются в Департамент на
электронных носителях (дискетах, компакт-дисках и других запоминающих
устройствах) нарочно, с соблюдением мер, исключающих нарушение
конфиденциальности документа во время доставки, или посредством почтовой связи
специального назначения.
11. В случае отсутствия возможности передачи сообщения в виде электронного
документа сообщение представляется на бумажном носителе нарочно, с соблюдением
мер, исключающих нарушение конфиденциальности документа во время доставки, или
посредством почтовой связи специального назначения.
12. Датой представления сообщения считается дата нарочной доставки или сдачи
ее в установленном порядке в подразделение почтовой связи специального
назначения.
13. Получение Департаментом сообщений от коммерческих банков осуществляется
через специальный защищенный от несанкционированного доступа электронный
почтовый адрес, открываемый в автоматизированной системе банков.
14. Представление организацией в Департамент сообщений не по установленной
форме не допускается.
15. Департамент осуществляет идентификацию отправителя сообщения и контроль
идентичности (неизменности) содержания сообщения.
16. В случае представления сообщения в искаженном виде или неполном объеме, а
также отсутствия электронной цифровой подписи (печати организации, подписи
уполномоченных лиц и других необходимых реквизитов) Департамент в день получения
сообщения направляет с соблюдением мер обеспечения конфиденциальности запрос о
повторном его представлении с указанием конкретных недостатков.
17. В случае получения запроса Департамента организация принимает меры по
устранению указанных в запросе недостатков и в течение одного рабочего дня с
момента его получения направляет в Департамент исправленное сообщение в порядке,
установленном настоящим Положением.
18. В случае ошибочного предоставления организацией Департаменту информации
об операции, не подлежащей сообщению, организация в письменной форме обращается
в Департамент о признании ошибочно представленной информации недействительной. В
обращении организации должны быть указаны причины признания информации
недействительной, а также данные, позволяющие однозначно идентифицировать
ошибочно представленную информацию (номер и дата, способ представления, а также
сумма операции в валюте ее проведения и дата совершения операции).
19. Департамент вправе письменно запрашивать и получать безвозмездно
информацию, необходимую для осуществления мер по противодействию легализации
доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, в
том числе из автоматизированных информационных, справочных систем и баз данных.
III. ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОПЕРАЦИЯХ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
20. Департамент вправе направить в организации письменные запросы о
предоставлении дополнительной информации и заверенных в установленном порядке
копий документов по соответствующей операции в следующих случаях:
при необходимости проверки достоверности полученного сообщения;
наличия информации о возможном осуществлении такой операции с целью
легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования
терроризма;
в рамках выполнения обязательств по международным договорам Республики
Узбекистан в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной
деятельности, и финансированию терроризма.
Письменные запросы Департамента о предоставлении информации и документов
оформляются на официальных бланках Департамента и подписываются руководителем
Департамента или его заместителями и передаются организациям нарочно или
посредством почтовой связи специального назначения.
21. Организации представляют в Департамент запрашиваемую информацию и
заверенные копии документов в течение 3 рабочих дней со дня получения
соответствующего письменного запроса нарочно или посредством почтовой связи
специального назначения.
С учетом объема, характера и содержания запрашиваемой информации и документов
Департамент может определить иной срок их предоставления.
IV. ПОРЯДОК СБОРА, ХРАНЕНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
22. В целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной
деятельности, и финансированию терроризма Департамент ведет электронную
информационную базу данных об операциях и лицах, указанных в пунктах 2 и 3
настоящего Положения.
23. Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел, Министерство
иностранных дел, Министерство обороны, Государственный таможенный комитет,
Служба национальной безопасности и Центральный банк Республики Узбекистан
представляют в Департамент имеющиеся в их распоряжении сведения о лицах,
указанных в пункте 3 настоящего Положения, за исключением сведений,
затрагивающих интересы национальной безопасности.
Сведения о лицах, указанных в пункте 3 настоящего Положения, на системной
основе запрашиваются Департаментом в Верховном суде Республики Узбекистан.
Указанные сведения оформляются в виде документа на бумажном или электронном
носителе и представляются в Департамент нарочно или посредством почтовой связи
специального назначения не позднее двух рабочих дней с момента получения или
выявления такой информации.
24. Департамент формирует перечни лиц, указанных в пункте 3 настоящего
Положения, а также государств, не участвующих в международном сотрудничестве в
области противодействия легализации доходов, полученных от преступной
деятельности, и финансированию терроризма, и предоставляет их организациям с
последующим уведомлением о вносимых изменениях.
25. В рамках выполнения обязательств по международным договорам Республики
Узбекистан в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной
деятельности, и финансированию терроризма Департамент направляет в компетентные
органы иностранных государств запросы о предоставлении необходимой информации и
отвечает на запросы компетентных органов иностранных государств.
26. При ведении, хранении и использовании сведений об операциях и лицах,
указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Положения, Департаментом и организациями
должны строго соблюдаться условия обеспечения конфиденциальности.
27. Сроки и порядок хранения информации, указанной в настоящем Положении,
определяются законодательством.
V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
28. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, в том числе
должностные лица специально уполномоченного органа, организаций, а также
органов, указанных в пункте 23 настоящего Положения, несут ответственность в
установленном порядке.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2009 г., № 42
Противодействие терроризму
|