ГЛАВА 1. Общие положения
Земельный кодекс Республики Узбекистан
Статья 1. Основные задачи
земельного законодательства
Земля является
общенациональным богатством, подлежит рациональному использованию и охраняется
государством как основа жизни, деятельности и благосостояния народа Республики
Узбекистан.
Основными
задачами земельного законодательства являются регулирование земельных отношений в целях обеспечения в интересах настоящего и будущих поколений научно обоснованного, рационального использования и охраны
земель, воспроизводства и повышения плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, создания условий для равноправного развития всех
форм хозяйствования, охраны прав юридических и физических лиц на земельные участки, а также укрепление законности в этой сфере.
Статья
2. Основные принципы земельного законодательства
Земельное законодательство основывается на следующих основных принципах:
сохранение земельного фонда, улучшение качества и повышение плодородия почв как
важнейшего природного ресурса, основы жизнедеятельности граждан;
обеспечение рационального,
эффективного и целевого использования земель;
обеспечение особой охраны, расширения и строго целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, прежде всего орошаемых земель;
оказание государственной и иной поддержки в осуществлении мероприятий по
повышению плодородия сельскохозяйственных угодий, улучшению мелиоративного
состояния и охране земель;
предотвращение нанесения ущерба земле и всей окружающей природной среде, обеспечение
экологической безопасности;
многообразие форм владения и пользования землей, обеспечение равноправия участников земельных
отношений, защита их законных прав и интересов;
платность
пользования землей;
обеспечение полноты
и доступности информации о состоянии земель.
Статья 3. Акты земельного
законодательства
Земельное
законодательство состоит из настоящего Кодекса и иных актов законодательства,
регулирующих земельные отношения.
Земельные отношения в Республике Каракалпакстан регулируются также законодательством
Республики Каракалпакстан.
Горные, лесные и
водные отношения, отношения по использованию и охране почв, растительного и животного мира, а также атмосферного воздуха регулируются специальным
законодательством.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые
содержатся в земельном законодательстве Республики Узбекистан, то применяются
правила международного договора.
Статья
4. Компетенция Кабинета Министров Республики Узбекистан
в области регулирования земельных отношений
Ведению Кабинета Министров Республики Узбекистан в области регулирования земельных отношений
подлежат:
осуществление
единой государственной политики по рациональному использованию и охране
земель;
принятие
нормативных актов о регулировании земельных отношений в соответствии с
настоящим Кодексом, иными актами законодательства;
утверждение государственных программ по повышению плодородия почв,
рациональному использованию и охране земель; (Абзац в редакции Закона РУз от
03.12.2004 г. № 714-II )
организация проведения природно-сельскохозяйственного районирования,
землеустройства, мониторинга земель и ведения государственного
земельного кадастра;
распоряжение землями, находящимися в государственной собственности;
координация
деятельности министерств и ведомств при использовании и охране
земель;
прекращение прав
владения и пользования землей, а также аренды земельного участка и права собственности на земельные участки в установленном порядке в соответствии
со статьей 36 настоящего Кодекса;
организация
государственного контроля за рациональным использованием и охраной
земель;
решение других вопросов, входящих в компетенцию Кабинета Министров Республики Узбекистан в области регулирования земельных отношений.
Статья
5. Компетенция органов государственной власти областей,
города Ташкента в
области регулирования земельных отношений
Ведению органов государственной
власти областей, города Ташкента в области регулирования земельных отношений
подлежат:
разработка и реализация территориальных программ по повышению плодородия почв,
рациональному использованию и охране земель;
осуществление государственного
контроля за целевым, рациональным и эффективным использованием земельных
ресурсов, охраной земель;
организация землеустройства, мониторинга земель и ведения государственного земельного
кадастра;
предоставление
юридическим лицам земель во владение, пользование и аренду для
сельскохозяйственных и других государственных и общественных нужд;
изъятие из всех земель, за исключением особо ценных продуктивных орошаемых
земель, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и
историко-культурного назначения, земель пригородных и зеленых зон городов,
опытных полей научно-исследовательских организаций и учебных заведений, покрытых
лесной растительностью, - независимо от размеров; (Абзац в редакции Закона РУз
от 04.01.2011 г. № ЗРУ-278)
реализация в собственность дипломатических представительств и приравненных к ним международных организаций, аккредитованных в Республике Узбекистан,
земельных участков для строительства зданий этих представительств, включая
резиденцию главы представительства;
прекращение прав
владения и пользования землей, а также аренды земельного участка и права собственности на земельные участки в установленном порядке в соответствии
со статьей 36 настоящего Кодекса;
решение других вопросов, относящихся к компетенции органов государственной власти
областей, города Ташкента в области регулирования земельных отношений.
Статья 6. Компетенция органов
государственной власти районов в области регулирования
земельных отношений
Ведению органов государственной власти районов в области регулирования земельных
отношений подлежат:
разработка и
осуществление мероприятий по повышению плодородия почв, рациональному и
эффективному использованию и охране земель;
осуществление государственного
контроля за рациональным использованием и охраной земель;
предоставление земель во владение, пользование и аренду гражданам, юридическим лицам,
а также изъятие земель, за исключением орошаемых земель, сенокосов и пастбищ,
на которых проведены работы по коренному их улучшению а также изъятие земель, за исключением орошаемых земель, сенокосов и пастбищ, на которых проведены работы по коренному их улучшению, земель природоохранного назначения, земель лесного
фонда, за исключением земель, покрытых лесной растительностью, земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения, земель водного
фонда - в размере до десяти гектаров на одного землевладельца и
землепользователя;
предоставление
земель гражданам в аренду для ведения фермерского хозяйства;
предоставление земель во владение, пользование и аренду гражданам, юридическим лицам из земель запаса - независимо от размера земельного участка;
реализация в
собственность юридических и физических лиц земельных участков вместе с
объектами торговли и сферы обслуживания;
реализация
гражданам на аукционной основе права на пожизненное наследуемое владение
земельными участками;
организация землеустройства, мониторинга земель и ведения государственного земельного
кадастра;
организация государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с
ними; (Абзац в редакции Закона РУз от 30.08.2003 г. № 535-II)
прекращение прав
владения и пользования землей, а также аренды земельного участка и права собственности на земельные участки в установленном порядке в соответствии
со статьей 36 настоящего Кодекса;
решение вопросов
землевладения и землепользования сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, учреждений и организаций в случаях их
создания, реорганизации и ликвидации;
решение других вопросов, относящихся к компетенции органов государственной власти районов в области регулирования земельных отношений.
Статья
7. Компетенция органов государственной власти городов в
области регулирования земельных отношений
Ведению органов государственной власти городов в области регулирования земельных
отношений подлежат:
разработка и осуществление мероприятий по рациональному и эффективному использованию и
охране земель;
осуществление
государственного контроля за рациональным использованием и охраной
земель;
предоставление
земель во владение, пользование и аренду, а также изъятие земель в пределах границы города, за исключением земель сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, - независимо от
размера земельного участка;
реализация в
собственность юридических и физических лиц земельных участков вместе с
объектами торговли и сферы обслуживания;
реализация
гражданам на аукционной основе права на пожизненное наследуемое владение
земельными участками;
организация землеустройства, мониторинга земель и ведения государственного земельного
кадастра;
организация государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с
ними; (Абзац в редакции Закона РУз от 30.08.2003 г. № 535-II)
прекращение прав
владения и пользования землей, а также аренды земельного участка и права собственности на земельные участки в установленном порядке в соответствии
со статьей 36 настоящего Кодекса;
решение других вопросов, относящихся к компетенции органов государственной власти городов в области регулирования земельных отношений. |