Как правильно оформить возврат товара и в соответствии с каким законодательным актом оформляется возврат товара поставщику?
Во-первых в договоре должны быть указаны условия возврата и посмотрите не просрочены сроки возврата товара. Если в договоре не указаны условия возврата или указаны условия, но срок возврата истек, то вам нужно заключить доп. соглашение, т.е. юридическое обоснование возврата.
Во-вторых, поставщик вам должен выписать дополнительную счет-фактуру, порядок определен в статье 222 НК. На основании этой доп счет-фактуры, вы актом передачи передаете товар и соотвественно на основании этих документов делаете проводки.
К сожалению, нормативные документы по порядку оформления возврата ранее приобретенных товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ), согласно условиям договора, не предусмотрены. В связи с этим будем исходить из требований вышеуказанного Порядка ведения учета и заполнения счетов-фактур (далее – Порядок) и бухгалтерских действий по обеспечению сохранности ТМЦ.
При оформлении операции по возврату продукции предприятию-покупателю следует оформить акт или приказ, в котором указывается причина возрата, наименование ТМЦ, ссылки на ответственность лиц, принимающих участие в осуществлении возврата (ОТК, наем или привлечение автотранспорта, задание другим службам и т.д.), а также следует оформить первичный учетный документ. Это требование статьи 9 Закона "О бухгалтерском учете" – "Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные учетные документы, фиксирующие факты совершения операций и распоряжения на их проведение".
В качестве первичного учетного документа наиболее распространенным документом является накладная. Обязательными реквизитами первичных учетных документов являются:
наименование предприятия (учреждения);
наименование и номер документа, дата и место его составления;
наименование, содержание и количественное измерение хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
личные подписи ответственных лиц.
Накладная должна быть подписана руководителем, главным бухгалтером (или лицами, ими назначенными) и материально ответственным лицом, в подотчете у которого хранились ТМЦ. Если доставка до поставщика осуществляется водителем-экспедитором, то рекомендуем в бланке накладной предусмотреть две подписи "получил":
первая подпись, груз к перевозке принял – водитель-экспедитор,
вторая подпись, груз получил – в последущем представитель поставщика.
По нашему мнению, также должно быть оформлено письмо к поставщику с описанием оснований возврата и просьбой принять возвращаемые товарно-материальные ценности.
По окончании доставки возвращаемых ТМЦ поставщиком заполняется дополнительный счет-фактура, предусмотренный Порядком:
"При корректировке налогооблагаемой базы поставщиком товаров (работ, услуг) в сторону увеличения (уменьшения) составляется дополнительный счет-фактура, который подтверждается получателем указанных товаров (работ, услуг).
В дополнительном счете-фактуре поставщик товаров (работ, услуг) должен указать следующие сведения:
1) номер дополнительного счета-фактуры и дату его составления;
2) реквизиты, необходимые при заполнении счета-фактуры, предусмотренные частью первой статьи 222 Налогового кодекса Республики Узбекистан;
3) номер и дата счета-фактуры, по которому производится корректировка;
4) размер корректировки (отрицательной или положительной) налогооблагаемой базы без учета НДС;
5) размер корректировки (отрицательной или положительной) суммы НДС".
Рассмотрим каждое требование, которые должен учесть поставщик:
номер дополнительного счета-фактуры и дату его составления, следовательно, следует зарегистрировать по дате оформления новый номер дополнительного счета-фактуры, а также ссылку на номер и дату счета-фактуры, по которому производится корректировка;
размер корректировки (отрицательной или положительной) налогооблагаемой базы без учета НДС и размер корректировки (отрицательной или положительной) суммы НДС. В связи с тем, что производится возврат ТМЦ, корректировка производится в сторону уменьшения и будет заполняться с минусом. Некоторые бухгалтеры оформляют дополнительный счет-фактуру "первоначальная поставка … возврат, итого". Этого делать не следует, следует оформить количество возращенных ТМЦ, цену и суммы без НДС и с НДС со знаком минус;
подписи. В дополнительном счете-фактуре в разделе подписей "руководитель" и "главный бухгалтер" должны подписываться руководитель и главный бухгалтер поставщика, т. к. корректируется первоначальный счет-фактура поставщика. В строке "получил" должно подписаться ответственное лицо поставщика, принявшее ТМЦ.
ДОВЕРЕННОСТЬ: НУЖНА ИЛИ НЕТ?
Пунктом 2 Положения о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности (рег. № 1245 от 27.05.2003 г.) дано определение доверенности – "Письменное уполномочие, выдаваемое предприятием доверенному лицу для получения товарно-материальных ценностей от поставщиков в установленном законодательством порядке. Доверенное лицо действует в пределах полномочий, предоставленных ему по доверенности".
В данном случае происходит возврат, а не получение ТМЦ от поставщиков. В то же время подпись лица, принявшего возвращаемые товары, удостоверяется подписями руководителя и главного бухгалтера и печатью поставщика. В связи с этим считаем излишним предоставление доверенности.
Однако на практике в большинстве случаев поставщик выдает доверенность своему сотруднику, принимающему под отчет возвращаемые покупателем ТМЦ. Эта доверенность предоставляется лицу, возвратившему ТМЦ. С этим мнением согласны и мы, во избежание недоразумений в подтверждении факта возврата. Предлагаем ответственному лицу поставщика также подписать и накладную покупателя на возврат.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах