Сайт www.fmc.uz Форум бухгалтеров и предпринимателей Узбекистана
Вопросы по налогообложению, праву и бухгалтерскому учету
 
Программы и файлы от наших пользователей FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Личные сообщенияЛичные сообщения   Подписка   ВходВход 
 

Ставки налогов в 2020 году

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум бухгалтеров и предпринимателей Узбекистана -> Общие вопросы учета
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Anvarbek
Мастер


Зарегистрирован: 09.06.2013
Сообщения: 810
Благодарности: 53/41
Откуда: Ташкент

СообщениеДобавлено: Пт Янв 03, 2020 7:58 am    Заголовок сообщения: Ставки налогов в 2020 году Ответить с цитатой

Какие ставки налогов в 2020 году ?
Поблагодарили(1): Ваиса
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Zaanna
Активный участник форума


Зарегистрирован: 30.07.2013
Сообщения: 150
Благодарности: 29/61
Откуда: Узбекистан, Ташкент

СообщениеДобавлено: Пт Янв 03, 2020 9:19 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
об изменениях в порядке налогообложения
юридических и физических лиц, с 1 января 2020 года

Министерство финансов и Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан сообщают, что с 1 января 2020 года вводится в действие Налоговый кодекс Республики Узбекистан (в новой редакции).
В связи с этим сообщаем об основных изменениях, произошедших в порядке налогообложения юридических и физических лиц.
Электронная версия Налогового кодекса Республики Узбекистан размещена на сайтах Министерства финансов (www.mf.uz) и Государственного налогового комитета (www.soliq.uz).
В связи с принятием Налогового кодекса (в новой редакции) будут разработаны новые формы налоговой отчетности. После проведения правовой экспертизы и государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан формы налоговой отчетности будут доведены до всех налогоплательщиков.
Ставки акцизного налога, земельного налога, налога за пользование водными ресурсами, минимальные ставки арендной платы для физических лиц, сдающих имущество в аренду, фиксированные суммы налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей, предельные ставки местных сборов, ставки сборов за приобретение и (или) временный ввоз на территорию Республики Узбекистан автотранспортных средств, уплачиваемых владельцами (пользователями) автотранспортных средств при их регистрации в органах внутренних дел, и сборов за въезд на территорию и транзит по территории Республики Узбекистан автотранспортных средств иностранных государств утверждены Законом Республики Узбекистан
от 9 декабря 2019 года № ЗРУ-589 «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год».
Налоговая отчетность по земельному налогу, в части земель несельскохозяйственного назначения за 2020 год, представляется в налоговые органы по месту нахождения земельного участка по формам, действовавшим в 2019 году.
Справка о предполагаемой сумме налога на имущество и налога за пользование водными ресурсами за 2020 год представляется по форме, действовавшей в 2019 году.
За 2019 год расчеты по налогам представляются в соответствии с порядком и по формам, действовавшим в 2019 году в сроки, предусмотренные Налоговым кодексом Республики Узбекистан в новой редакции.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Взамен единого социального платежа вводится социальный налог, единого налогового платежа ─ налог с оборота, фиксированного налога – налог на доходы физических лиц в фиксированном размере, с распространением на их плательщиков ранее предоставленных законодательством льгот и особенностей исчисления.
2. Льготы по налогам и другим обязательным платежам,
а также пониженные ставки по налогам, предоставленные:
Налоговым кодексом Республики Узбекистан, утвержденным Законом Республики Узбекистан от 25 декабря 2007 года № ЗРУ-136, действуют
до 1 апреля 2020 года;
решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, действуют до истечения срока их действия.
3. Выведены из состава Налогового кодекса разделы государственная пошлина, сборы за право продажи отдельных видов товаров (алкогольная продукция), которые будут предусмотрены в отдельном Законе Республики Узбекистан «О государственной пошлине».
4. Бонусы для недропользователей (подписной бонус и бонус коммерческого обнаружения), которые являются специальными платежами разового характера, переносятся из Налогового кодекса в Закон Республики Узбекистан «О недрах».
5. До 1 апреля 2020 года налогоплательщики обязаны разработать учетную политику в целях налогообложения на 2020 год. Учетная политика в целях налогообложения определяется налогоплательщиком самостоятельно в произвольной форме и утверждается приказом руководителя.
6. Отменены специальные налоговые режимы для:
а) рынков с переводом их на уплату общеустановленных налогов. С 1 января 2020 года рынки взамен ранее действовавшего порядка налогообложения (50 процентов от доходов), будут уплачивать:
общегосударственные налоги (при превышении объема реализации в 2019 году более 1 млрд. сум) – земельный налог с юридических лиц, налог на имущество юридических лиц, налог за пользование водными ресурсами, налог на добавленную стоимость и налог на прибыль по повышенной ставке в размере 20 процентов;
налог с оборота (при объеме реализации в 2019 году менее 1 млрд. сум), а также земельный налог с юридических лиц, налог на имущество юридических лиц и налог за пользование водными ресурсами;
б) физических лиц, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность с введением для них уплаты налога на доходы физических лиц.
Для юридических лиц, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность, вводятся налог с оборота (при объеме реализации в 2019 году менее 1 млрд. сум) или налоги, уплачиваемые в общеустановленном порядке (при превышении объема реализации в 2019 году более 1 млрд. сум).
При этом размер государственной пошлины, взимаемой за право осуществления данной деятельности, снижается почти в 4 раза;
в) сельскохозяйственных товаропроизводителей с переводом их на уплату общеустановленных налогов или налога с оборота. При этом, для данной категории налогоплательщиков устанавливается нулевая ставка по налогу на прибыль, предоставляется льгота по налогу на имущество в части имущества, используемого для хранения сельхозпродукции, и по земельному налогу в части земель, на которых внедрена система капельного орошения.
7. Индивидуальным предпринимателям предоставляется право выбора уплаты налога на доходы физических лиц на основе декларации, либо продолжать уплачивать налог в фиксированной сумме, которая с 2020 года в среднем снижается на 25 процентов. Подробный порядок выбора и уплаты налога на основе декларации либо в фиксированной сумме приведен в пункте 3.9. настоящего совместного письма.
8. Налоговым кодексом Республики Узбекистан в новой редакции предусмотрено, что счета-фактуры, как правило, выписываются в электронной форме.
С 1 января 2020 года хозяйствующие субъекты при реализации товаров (услуг) обязаны выставлять и принимать счета-фактуры в электронном виде. Налогоплательщики вправе свободно выбирать оператора электронных счетов-фактур по собственному желанию.
Вместе с тем, отдельные операторы электронных счетов-фактур будут предоставлять свои услуги в начале 2020 года на бесплатной основе.
В связи с необходимостью подключения большого количества налогоплательщиков к операторам электронных счетов, до 1 июля 2020 года налоговыми органами не будут применяться меры ответственности за нарушение установленного порядка.
Государственным налоговым комитетом совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан будет доведен новый порядок оформления счетов-фактур, включая случаи, когда счета-фактуры можно оформлять на бумаге. До проведения правовой экспертизы и государственной регистрации порядка оформления счетов-фактур, налогоплательщики должны применять порядок, действовавший в 2019 году (рег. № 3126 от 21.01.2019 г.).
Аналогичный порядок применяется и в отношении применения онлайн контрольно-кассовых машин и виртуальных касс.

II. Вопросы налогового администрирования.
1. Упраздняется право обращения налоговых органов по взысканию суммы, причитающиеся налогоплательщику от его дебиторов.
2. Усилена ответственность налоговых органов за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных налогов. Излишне взысканные суммы налогов и финансовых санкций подлежат возврату с учетом процентов, начисленных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка, действовавшей на период взыскания (уплаты) этих сумм.
По аналогии, внедряется механизм своевременного возврата суммы излишне уплаченного налога и зачета (возврата) суммы излишне взысканного налога. При этом предусматривается уплата процентов налогоплательщику налоговым органом за каждый просроченный день возврата суммы налога.
3. Предусматривается новый порядок проведения налогового контроля, предоставляющий право налоговым органам на основе риск-анализа назначать камеральные налоговые проверки, выездные налоговые проверки и налоговый аудит.
Налоговые проверки смогут осуществляться налоговыми органами только после принятия нормативно-правовых актов, предусмотренных Налоговым кодексом и регулирующих порядок их проведения. В частности, Налоговым кодексом предусмотрены следующие виды налоговых проверок:
а) камеральная налоговая проверка (изучение в налоговом органе отчетности налогоплательщика и ее сопоставление с данными таможенных органов, банков, энергопредприятий, кадастра и др.), по итогам которой налогоплательщик должен внести изменения в налоговую отчетность либо предоставить обоснованные доводы.
Для проведения камеральной налоговой проверки нужен приказ руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. При этом должностному лицу налогового органа в рамках проведения камеральной налоговой проверки предоставляется право истребования у налогоплательщика необходимых документов для подтверждения правильности начисления того или иного налога.
По итогам камеральной налоговой проверки финансовые санкции не применяются, но могут начисляться пени;
б) выездная налоговая проверка (изучение с выездом на место отдельных показателей налогоплательщика), целью которой является фиксация фактов. Выездная налоговая проверка осуществляется для сбора информации по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, а также других обязательств.
По итогам выездной налоговой проверки доначисление налогов не производится;
в) налоговый аудит – полноценное изучение соблюдения налогового законодательства налогоплательщиком, имеющим высокую степень риска при значительных оборотах. Налоговый аудит проводится у налогоплательщиков, отобранных на основании результатов анализа факторов риска неуплаты налогов.
По результатам налогового аудита могут осуществляться доначисление налогов и применяться финансовые санкции.
Вместе с тем, до 1 января 2022 года вводится порядок, в соответствии с которым налоговые органы уведомляют Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства о назначении налогового аудита.
4. Конкретизирован порядок урегулирования налоговых споров
в досудебном порядке, а также установлены меры ответственности в зависимости от вида налогового правонарушения.
При этом решения налоговых органов, принятые по результатам выездных налоговых проверок и налогового аудита, могут быть обжалованы
в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.
5. В Налоговом кодексе предусмотрены:
внедрение новых инструментов обеспечения уплаты налогов, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов на платной основе без участия коллегиальных органов (комиссий);
установление норм по противодействию уклонения от налогообложения, включая правила по «переквалификации сделок», отмену «лжесделок», непредставление вычетов по мошенническим сделкам.
6. Налоговым кодексом Республики Узбекистан в новой редакции предусматривается, что после 1 января 2020 года льготы по налогам могут предоставляться только Налоговым кодексом.
При этом налоговые льготы по отдельным налогам, за исключением налога на добавленную стоимость, акцизного налога при производстве и (или) реализации подакцизной продукции и налога за пользование недрами, могут предоставляться решениями Президента Республики Узбекистан только в виде снижения установленной налоговой ставки, но не более чем на 50 процентов и сроком не более чем на три года.
Льготы по налогу на добавленную стоимость, в том числе при ввозе (импорте) на территорию Республики Узбекистан, не могут предоставляться
с условием направления высвобождаемых от налогообложения средств
на определенные цели.
7. Нормы, касающиеся налогообложения прибыли при трансфертном ценообразовании, контролируемых иностранных компаний, консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу с 1 января 2022 года, и по ним регулярно будут публиковаться разъяснительные материалы.
III. Основные изменения по исчислению и уплате налогов.
1. По налогу на добавленную стоимость:
1.1. С 1 января 2020 года отменяются:
а) упрощенный порядок исчисления и уплаты НДС.
При переходе с упрощенного порядка исчисления и уплаты НДС на общеустановленный налогоплательщики вправе отнести к зачету сумму НДС по остаткам товарно-материальных запасов
на 1 января 2020 года;
Пример. Предприятие, уплачивавшее в 2019 году НДС в упрощенном порядке, с 2020 года становится плательщиком налога по ставке 15 %. На 1 января 2020 года на балансе предприятия числятся:
ТМЗ, приобретенные с НДС, в сумме 100 млн сум. Из них ТМЗ, приобретенные за последние 12 месяцев, т.е. с 1 января по 31 декабря 2019 года, составляют 80 млн сум.;
основные средства, приобретенные с НДС, с остаточной стоимостью 200 млн сум. Из них остаточная стоимость приобретенных в 2019 году составляет 50 млн сум;
объект незавершенного строительства стоимостью 300 млн сум., в т.ч. товары и услуги, включенные в эту стоимость и приобретенные с НДС в 2019 году, составляют 150 млн сум.
На 1 января 2020 года предприятие вправе отнести в зачет суммы НДС, приходящиеся на:
остатки ТМЗ в сумме 80 млн сум.;
основные средства с остаточной стоимостью 50 млн сум.;
товары и услуги, включенные в стоимость объекта незавершенного строительства, на сумму 150 млн сум.
При этом суммы НДС уменьшают стоимость товарно-материальных ценностей и услуг в соответствии со ставками, указанными поставщиками при их приобретении.
б) возможность добровольной уплаты НДС плательщиками налога с оборота.
1.2. Независимо от величины дохода от реализации товаров (услуг) НДС уплачивают:
юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющих ввоз (импорт) товаров через таможенную границу Узбекистана;
юридические лица, производящие подакцизные товары (услуги) и (или) лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых;
юридические лица – сельскохозяйственные товаропроизводители, при наличии у них орошаемых сельскохозяйственных угодий площадью 50 гектаров и более;
юридические лица, осуществляющие реализацию бензина, дизельного топлива и газа;
юридические лица, осуществляющие деятельность по организации лотерей;
доверенное лицо – участник простого товарищества, на которого возложено ведение дел простого товарищества, – по деятельности, осуществляемой в рамках договора простого товарищества;
юридические лица – собственники незавершенных строительством объектов и неиспользуемых производственных площадей, по которым вынесено заключение уполномоченного органа;
юридические лица, выполняющие строительство объектов (за исключением текущего и капитального ремонта) за счет централизованных источников финансирования.
1.3. С 1 января 2020 года плательщиками НДС становятся:
постоянные учреждения иностранных юридических лиц (независимо от размера дохода от реализации товаров (услуг)). Постоянные учреждения также вправе отнести в зачет сумму НДС по остаткам товарно-материальных ценностей на 1 января 2020 года;
иностранные юридические лица, реализующие товары (услуги) на территории Узбекистана, если местом реализации таких товаров (услуг) признается Узбекистан.
Для получения регистрационного кода плательщика НДС, налогоплательщикам, у которых обязательство по переходу на НДС возникает с 1 января 2020 года, рекомендуется подать соответствующее заявление о переходе на НДС до 10 января 2020 года.
1.4. Вводится порядок уплаты НДС налоговыми агентами.
Уплата НДС в этом случае осуществляется независимо от размера дохода от реализации товаров (услуг), как налогового агента, так и лица, которое реализует товары (услуги).

Налоговыми агентами для целей уплаты НДС признаются:
а) уполномоченный орган по представлению в аренду государственного имущества – при представлении органами государственной власти и управления в аренду государственного имущества на территории Республики Узбекистан.
Налоговый агент обязан удержать НДС из суммы арендной платы, установленной договором, и перечислить его в бюджет. Таким образом, в цене договора уполномоченный орган по предоставлению государственного имущества в аренду должен предусмотреть сумму НДС. Плательщики НДС сумму налога по таким договорам относят в зачет в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.
б) юридические лица либо индивидуальные предприниматели – при приобретении товаров (услуг) от иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Узбекистан в качестве плательщиков НДС.
В случае осуществления реализации товаров (услуг) иностранными лицами на основании договоров поручения, комиссии или других посреднических договоров, налоговыми агентами признаются комиссионер либо поверенный.
1.5. Пересмотрен порядок определения места реализации услуг и их налогообложения НДС. В частности, оказание услуг, местом реализации которых не признается Республика Узбекистан, теперь не рассматривается в качестве необлагаемого оборота.
Хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги, местом реализации которых не признается территория Узбекистана, получат право на зачет НДС, уплаченного (подлежащего уплате) по фактически оказанным услугам.
Необлагаемыми оборотами в соответствии с новым порядком признаются только обороты, освобожденные от налогообложения.
Преимущественным принципом при определении места реализации услуг является место осуществления деятельности лица, которое их получает.
В случае, если лицо, получающее услуги осуществляет свою деятельность в Республике Узбекистан, то местом реализации таких услуг будет считаться Республика Узбекистан.
Республика Узбекистан не будет считаться местом реализации услуг, предусмотренных в пунктах 1-10 части третьей статьи 239 Налогового кодекса, получателями которых выступают лица, осуществляющие свою деятельность в Республике Узбекистан, если данные услуги будут оказываться за пределами Республики Узбекистан.
В связи с этим, в рамках данного порядка местом реализации не будет считаться Республика Узбекистан при осуществлении экспорта услуг (за исключением услуг, предусмотренных в пунктах 1-10 части третьей статьи 239 Налогового кодекса), который не будет облагаться НДС в Республике Узбекистан.
При этом оборот по реализации таких услуг будет признаваться облагаемым, по которому данные налогоплательщики вправе отнести в зачет суммы НДС по приобретенным товарам (услугам).
1.6. Оптимизируется перечень оборотов по реализации товаров (услуг). В частности, безвозмездная передача товаров (услуг), признанная экономически оправданной, не будет считаться оборотом по реализации товаров (услуг) и облагаться НДС.
При этом передача товаров (услуг) в качестве вклада по договору простого товарищества, а также при выходе из состава учредителей либо участника по договору простого товарищества, независимо от размера первоначального вклада, будет облагаться НДС.
1.7. Сокращен перечень операций, оборот по реализации которых освобождается от НДС.
В частности, с 1 апреля 2020 года отменяются льготы на следующие товары (услуги):
а) печатная продукция; товары, приобретаемые за счет грантов; товарно-материальные запасы государственного резерва при их обновлении; имущество, передаваемое в качестве инвестиционных обязательств согласно договору, заключенному между инвестором и уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом; объекты недвижимости, строительство которых осуществляется коммерческими банками за счет собственных средств по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан;
б) услуги по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационные, туристические услуги, услуги, приобретаемые за счет грантов; услуги по обучению государственному языку и делопроизводству на государственном языке; услуги по сдаче в аренду государственного имущества; услуги по доставке средств массовой информации и книжной продукции; финансовые услуги, тариф на которые установлен в абсолютном значении.
Услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах Республики Узбекистан и в воздушном пространстве Республики Узбекистан по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, с 1 января 2020 года облагаются по нулевой ставке НДС.
Льгота по товарам (услугам), приобретаемым за счет займов международных финансовых институтов и международных займов правительственных организаций, будет применяться при условии, что данное освобождение будет предусмотрено заемным соглашением.
При этом товары (услуги), приобретаемые юридическими лицами за счет займов (кредитов), предоставленных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями по международным договорам Республики Узбекистан, в рамках проектов, одобренных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями до 1 июля 2020 года, не облагаются НДС и акцизным налогом.
Наряду с этим, с 1 января 2020 года вводятся новые льготы, предусматривающие освобождение от НДС:
а) товаров и услуг собственного производства, реализуемых юридическими лицами, единственными участниками которых являются общественные объединения лиц с инвалидностью, в общей численности которых лица с инвалидностью составляют не менее 50 процентов, и фонд оплаты труда лиц с инвалидностью составляет не менее 50 процентов от общего фонда оплаты труда;
б) товаров (услуг), если передача товаров (оказание услуг) осуществляется безвозмездно на основании решения Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров Республики Узбекистан;
в) банковских и мерных слитков из драгоценных металлов, слитковых (инвестиционных) монет из драгоценных металлов (кроме монет, используемых для нумизматических целей, а также иностранных монет из драгоценных металлов), ювелирных изделий;
г) геологических услуг, оказываемых в рамках ежегодных государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы за счет средств бюджета.
1.8. Упраздняются устаревшие методы определения налогооблагаемой базы по НДС, привязанные к себестоимости реализуемых товаров (услуг), в том числе при их передаче безвозмездно. Взамен предусматривается их налогообложение исходя из рыночных цен.
При этом безвозмездная передача товаров (оказание услуг) не рассматривается в качестве облагаемого оборота, если такая передача экономически оправдана.
Сохраняется порядок определения налоговой базы по лизинговым операциям, согласно которому при передаче в финансовую аренду (лизинг) ввезенного технологического оборудования, освобожденного согласно статье 246 Налогового кодекса от налогообложения, налоговая база определяется исходя из положительной разницы между ценой приобретения и ценой реализации данного оборудования.
1.9. В Налоговом кодексе предусматривается имплементация норм международного права в части применения нулевой ставки НДС. Так, дипломатический корпус и его персонал получат возможность вернуть НДС, уплаченный при приобретении товаров (услуг) для официального пользования.
1.10. Внедряется единовременный зачет по долгосрочным активам. Хозяйствующие субъекты смогут в полном объеме зачитывать НДС по долгосрочным активам при их приобретении без разбивки на 12- и 36-месячные периоды, ограничивающие бизнес в оборотных средствах.
При этом сумма НДС по приобретенным долгосрочным активам, не отнесенная в зачет и числящаяся на 1 января 2020 года по дебету счета 4410 «Авансовые платежи по налогам и другим обязательным платежам в бюджет (по видам)», в январе 2020 года полностью относится в зачет в дебет счета 6410 «Задолженность по платежам в бюджет (по видам)». Данная норма будет применяться только к долгосрочным активам, приобретенным в 2019 году (право на отнесение в зачет НДС было предоставлено после 1 января 2019 года).
1.11. При переходе в категорию плательщиков НДС, а также при отмене освобождения от уплаты налога, налогоплательщик вправе будет зачесть суммы НДС только по остаткам ТМЗ, приобретенных в течение последних 12 месяцев. НДС по долгосрочным активам будет относиться в зачет исходя из их балансовой (остаточной) стоимости без учета переоценки, включающей в себя сумму налога.
Пример. Налогоплательщик, превысивший в 2019 году пороговое значение дохода от реализации товаров (услуг), с 1 января 2020 года переходит на уплату НДС.
По состоянию на 1 января 2020 года на складе у данного налогоплательщика имеются остатки товаров на 1,4 млрд. сумов, из которых 233,3 млн. сум приходятся на НДС.
Часть из этих остатков в размере 600 млн. сум (в том числе НДС 100 млн. сум) приобретена в 2017 году, остальная часть в размере 800 млн. сум (в том числе НДС 133,3 млн. сум) приобретена в марте 2019 года.
Согласно новым правилам, данный налогоплательщик при переходе
с 1 января 2020 года на НДС сможет принять к зачету 133,3 млн. сум налога, которые приходятся на остатки, приобретенные в 2019 году (то есть за последние 12 месяцев).
1.12. Сохраняется условие применения зачета по НДС – регистрация в качестве плательщика НДС с получением соответствующего специального регистрационного учета.
При этом налогоплательщики не смогут воспользоваться зачетом по товарам, которые будут приобретены не для использования в рамках предпринимательской деятельности, в частности по:
легковым автомобилям, мотоциклам, вертолетам, мотолодкам, самолетам, а также иным видам моторных средств и топливу для них;
алкогольной и табачной продукции.
К зачету также не будут относиться суммы НДС, приходящиеся на представительские расходы.
1.13. Сохраняются ставки НДС - 15 процентов и нулевая ставка.
1.14. Налоговым периодом является месяц. Начиная с 2020 года, налоговая отчетность по НДС представляется в налоговые органы без нарастающего итога.
Представление налоговой отчетности и уплата НДС осуществляются ежемесячно, – не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые агенты представляют налоговую отчетность и уплачивают налог в те же сроки.
1.15. Вводится возмещение превышения НДС не только по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, но и по операциям, где превышение возникло за счет применения общих правил НДС. При этом срок возврата по общеустановленному порядку будет составлять до 60 дней.
Возмещение суммы НДС, образовавшейся в результате превышения суммы НДС, относимого в зачет над суммой начисленного налога, будет осуществляться с 1 июля 2020 года (данное правило не распространяется на налогоплательщиков, применяющих нулевую ставку по НДС).
Для отдельной категории налогоплательщиков предусматривается ускоренный порядок возврата НДС в течение 7 дней (крупные налогоплательщики, экспортеры, налогоплательщики, предоставившие банковскую гарантию, иностранные диппредствительства, участники Соглашения о разделе продукции, участники налогового мониторинга).
Наряду с этим, приобретаемые товары (услуги) иностранными дипломатическими представительствами и участниками соглашения о разделе продукции (при наличии таких условий в Соглашении) будут им реализовываться с НДС, который в последующем будет возмещаться покупателем.
При этом возврат НДС иностранным дипломатическим представительствам и участникам соглашения о разделе продукции (при наличии таких условий в Соглашении) будет осуществляться с 1 января 2020 года по товарам (услугам), приобретаемым с 2020 года.
1.16. Вводится порядок налогообложения электронных услуг, оказываемых иностранными компаниями физическим лицам в Республике Узбекистан.
Если электронные услуги оказываются иностранными компаниями с привлечением посредников-иностранных компаний, налоговые обязательства по НДС возлагаются на посредников-иностранных компаний, осуществляющих расчеты с физическими лицами.
При оказании электронных услуг юридическим лицам Республики Узбекистан и юридическим лицам – нерезидентам Республики Узбекистан, осуществляющим деятельность в Республике Узбекистан через постоянные учреждения, исполнение обязательств по НДС возлагается на указанных лиц – покупателей таких услуг.
2. По налогу на прибыль:
2.1. Плательщиками налога на прибыль являются:
юридические лица – резиденты Узбекистана;
нерезиденты, осуществляющие деятельность через постоянные учреждения и получающие доходы из источников в Республике Узбекистан;
юридические лица – ответственные участники консолидированных групп налогоплательщиков;
индивидуальные предприниматели, добровольно перешедшие на уплату налога на прибыль, а в случае превышения дохода за налоговый период 1 млрд. сум – в обязательном порядке;
доверенные лица по договорам простого товарищества (договорам о совместной деятельности).
2.2. Не являются плательщиками налога на прибыль предприятия, уплачивающие налог с оборота.
2.3. Отменяются льготы с 1 апреля 2020 года:
а) для подразделений охраны Национальной гвардии Республики Узбекистан;
б) в части освобождения прибыли, полученной от:
производства протезно-ортопедических изделий, инвентаря для инвалидов, а также оказания услуг инвалидам по ортопедическому протезированию, ремонту и обслуживанию протезно-ортопедических изделий и инвентаря для инвалидов;
оказания услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси, в том числе маршрутного);
осуществления работ по реставрации и восстановлению объектов материального культурного наследия.
2.4. Сохраняется льготное налогообложение, предусматривающее освобождение:
доходов по государственным облигациям и иным государственным ценным бумагам, а также доходов по международным облигациям юридических лиц - резидентов Республики Узбекистан;
доходов, получаемых Народным банком Республики Узбекистан от использования средств на ИНПС граждан. Теперь эти доходы облагаются по нулевой ставке.
2.5. Срок переноса убытков увеличивается с 5 до 10 лет, предельный размер переносимого убытка – с 50% до 60% от налоговой базы.
Вместе с тем, налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка, образовавшегося до 1 января 2020 года, на будущее в течение не более пяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Совокупная сумма переносимого убытка, учитываемая в каждом последующем налоговом периоде, не может превышать 50 процентов налоговой базы текущего налогового периода.
2.6. Сохраняется ставка налога в размере 20% для банков, производителей цемента и полиэтиленовых гранул, а также операторов сотовой связи. Налоговая ставка в размере 20% распространена на рынки и торговые комплексы.
2.7. Устанавливается ставка налога на прибыль в размере 0 процентов:
для сельхозтоваропроизводителей по прибыли от реализации собственной сельхозпродукции. При этом объем реализации собственной сельхозпродукции должен составлять более 90%;
для социальной сферы;
для бюджетных организаций. До 1 января 2023 года предусматривается применение нулевой ставки к доходам из дополнительных источников при условии целевого использования на укрепление материально-технической и социальной базы, материальное стимулирование работников;
по прибыли от реализации товаров (услуг) на экспорт. Доходы от экспорта должны составлять более 15%. Для этого должно быть документальное подтверждение экспорта и поступление доходов не позднее 180 дней со дня экспорта. Нулевая ставка не распространяется на экспорт сырьевых товаров по перечню, утвержденному Указом Президента Республики Узбекистан от 29 ноября 2018 года № УП-5587, а также на международные перевозки (за исключением автотранспортных), транспортировку по трубопроводам и газопроводам.
2.8. Устанавливается пониженная ставка в размере 7,5% для предприятий, осуществляющих электронную торговлю. При этом объем электронной торговли должен составлять не менее 90%.
2.9. Для всех остальных налогоплательщиков ставка налога на прибыль устанавливается в размере 15 процентов.
2.10. Отменяется каскадное налогообложение дивидендов путем внедрения механизма зачета по ранее обложенным суммам такого дохода.
2.11. Вводится порядок единовременных амортизационных вычетов при приобретении технологического оборудования или объектов недвижимости с отменой льготы в части уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму средств, направляемых на их приобретение.
2.12. Сроки представления квартальной налоговой отчетности установлены не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Срок представления годовой налоговой отчетности - не позднее 1 марта года, следующего за налоговым периодом.
Предприятия с совокупным доходом за предыдущий налоговый период не более 5 млрд. сум. – уплачивают налог в сроки представления налоговой отчетности. Если доход за предыдущий налоговый период превышает 5 млрд сум, то предприятие уплачивает ежемесячно авансовые платежи не позднее 23 числа.
При этом авансовые платежи исчисляют налоговые органы исходя из совокупного дохода за предыдущий отчетный период, а в первом квартале – исходя из текущих платежей за последний квартал предыдущего налогового периода. Справка по авансовым платежам не представляется.
Уплата авансовых платежей по налогу на прибыль за 1 квартал 2020 года определяется и уплачивается следующим образом.
Налогоплательщики, у которых совокупный доход за 9-месяцев 2019 года, разделенный на 9 и умноженный на 12, превышает пять миллиардов сумов, сумму авансового платежа, подлежащего уплате не позднее 23 января 2020 года, 23 февраля 2020 года и 23 марта 2020 года принимают равной сумме текущих платежей начисленных к уплате 10 октября 2019 года, 10 ноября 2019 года и 10 декабря 2019 года. При этом совокупный доход определяется суммированием строк Отчета о финансовых результатах:
- чистая выручка от реализации продукции (товаров, работ и услуг) (строка 010);
- прочие доходы от основной деятельности (строка 090);
- доходы от финансовой деятельности (строка 110).
2.13. Проценты, выплачиваемые налоговыми агентами, за исключением случаев выплаты некоммерческим и бюджетным организациям, физическим лицам и юридическим лицам – нерезидентам Республики Узбекистан, с 1 января 2020 года включаются в состав доходов у получателей таких доходов и полежат налогообложению в порядке, определенном Налоговым кодексом.
2.14. В соответствии с Налоговым кодексом индивидуальные предприниматели вправе выбрать упрощенный порядок исчисления налоговой базы.
Для применения упрощенного порядка исчисления налоговой базы индивидуальные предприниматели представляют в налоговый орган по месту налогового учета уведомление по форме, установленной Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан, в следующие сроки:
1) вновь зарегистрированные – до начала осуществления предпринимательской деятельности;
2) перешедшие на уплату налога на прибыль, в том числе добровольно – одновременно при направлении уведомления в налоговый орган по месту налогового учета о переходе на уплату налога на прибыль;
3) остальные – не позднее 25 января текущего года.
Для применения упрощенного порядка исчисления налоговой базы с 1 января 2020 года индивидуальным предпринимателям необходимо представить уведомление в налоговый орган по месту налогового учета не позднее 1 февраля 2020 года.
3. По налогу на доходы физических лиц:
3.1. Предусматривается перевод отдельной категории физических лиц (индивидуальные предприниматели, ремесленники, члены субъекта семейного предпринимательства) на уплату налога на доходы физических лиц взамен уплаты фиксированного налога. Одновременно предусматривается предоставление им права выбора уплаты налога на основании декларации о совокупном годовом доходе. При этом для ремесленников – членов ассоциации «Хунарманд», которым в настоящее время предоставлены льготы по уплате фиксированного налога, сохраняется льготный порядок налогообложения, предусматривающий освобождение от уплаты фиксированной суммы налога на доходы физических лиц в части производства и реализации ими ремесленных изделий (товаров, услуг).
3.2. Пересматривается порядок определения совокупного дохода физических лиц. Так, отдельные виды доходов физических лиц, в настоящее время включаемые в совокупный доход физического лица и впоследствии вычитаемые при определении налогооблагаемой базы (такие как пенсии, стипендии, социальные пособия, алименты и др.), с 1 января 2020 года не будут включаться в совокупный доход налогоплательщика.
Кроме того, предусматривается норма, что не рассматриваются в качестве доходов налогоплательщика доходы в денежной или натуральной форме в виде перечисляемых на банковский счет физического лица денежных средств и (или) полной или частичной оплаты товаров и (или) услуг организациями, полученные в результате участия физического лица в программах лояльности указанных организаций.
3.3. Сохраняются ставки налога на доходы физических лиц, действовавшие в 2019 году:
а) для физических лиц - резидентов Республики Узбекистан:
основная ставка налога на доходы физических лиц – в размере 12 процентов. Доходы в виде дивидендов и процентов облагаются налогом по ставке 5 процентов;
б) для физических лиц – нерезидентов Республики Узбекистан:
дивиденды и проценты – 10%;
доходы от предоставления транспортных услуг при международных перевозках (доходы от фрахта) – 6%;
доходы, полученные по трудовым договорам (контрактам) и договорам гражданско-правового характера, другие доходы – 20%.
3.4. Предусматривается оптимизация отдельных льгот по налогу на доходы физических лиц путем:
а) пересмотра порядка предоставления льгот в части средств, направляемых на оплату страховых премий, выплачиваемых юридическим лицам, имеющим лицензию на осуществление страховой деятельности в Республике Узбекистан по долгосрочному страхованию жизни, а также на погашение ипотечных кредитов и начисленных на них процентов (устанавливается предельный размер налогового вычета в течение налогового периода);
б) распространения льготы в части средств, направляемых на оплату за обучение (свое или своих детей в возрасте до двадцати шести лет), также на оплату обучения за супруга (супруги) в возрасте до двадцати шести лет;
в) отмены отдельных льгот в части освобождения от налогообложения:
остающейся в распоряжении собственника частного предприятия, участника семейного предприятия и главы фермерского хозяйства суммы прибыли после уплаты налогов и других обязательных платежей;
выходного пособия, выплачиваемого при прекращении трудового договора в пределах двенадцатикратного размера минимальной заработной платы;
сумм доходов учредителей (участников) юридических лиц, направляемых добровольно ликвидируемому субъекту предпринимательства - юридическому лицу на исполнение его обязательств;
доходов иностранных работников акционерных обществ, полученных от их деятельности в качестве управленческого персонала;
г) упразднения льготы по освобождению от налогообложения физических лиц, имеющих лицензию на право осуществления концертно-зрелищной деятельности - по доходам, полученным от этой деятельности; а также состоящих в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем - по доходам, полученным ими от выполнения работ по заключенному с индивидуальным предпринимателем трудовому договору;
3.5. В связи с введением показателей базовой расчетной величины, применяемой при определении размеров налогов, и минимального размера оплаты труда, льготы, установленные в кратных размерах минимальной заработной платы, пересматриваются исходя из базовой расчетной величины и минимального размера оплаты труда соответственно.
3.6. В связи с переводом отдельной категории физических лиц на уплату налога на доходы физических лиц взамен фиксированного налога и предоставления им права выбора уплаты налога на основании декларации о совокупном годовом доходе:
предусматриваются особенности уплаты налога в фиксированном размере (фиксированные суммы налога для индивидуальных предпринимателей утверждены Законом Республики Узбекистан от 09.12.2019 № ЗРУ-589 «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год»);
детализируется порядок уплаты ими налога на основании декларации о совокупном годовом доходе (порядок представления предварительной декларации по аналогии с физическими лицами, получающими доходы от сдачи имущества в аренду).
3.7. Предусматривается унификация сроков представления налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц и социальному налогу – ежемесячно, не позднее 15 числа. При этом устанавливается порядок, в соответствии с которым уплата исчисленной суммы налога осуществляется налоговым агентом одновременно с выплатой доходов физическому лицу, но не позднее сроков представления налоговой отчетности.
3.8. Предусматривается самостоятельное представление налоговой отчетности и, соответственно, уплата исчисленных сумм налога филиалами и обособленными подразделениями с численностью работников более 25 человек – в отношении работников этих филиалов и обособленных подразделений, в налоговый орган по месту учета таких филиалов и обособленных подразделений.
3.9. Для индивидуальных предпринимателей установлен следующий порядок выбора и уплаты налога на основе декларации либо в фиксированной сумме.
1) Общие положения.
В соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан в новой редакции индивидуальные предприниматели – физические лица, чья выручка от реализации товаров (услуг) не превышает 100 млн. сумов в календарном году, вправе выбрать уплату налога на доходы физических лиц:
в фиксированном размере, установленном для соответствующего вида деятельности;
на основании декларации о совокупном годовом доходе исходя из фактически полученного дохода по общеустановленной ставке в размере 12 процентов.
Выбор можно осуществить:
указав выбранный порядок уплаты налога при государственной регистрации субъекта предпринимательства;
представив уведомление о выбранном порядке уплаты налога в налоговые органы по месту постоянного жительства не позднее 25 января текущего года.
Непредставление физическим лицом уведомления в указанные сроки считается его согласием уплачивать налог (НДФЛ) на основании декларации о совокупном годовом доходе.
Если доход индивидуального предпринимателя от реализации товаров (услуг) за налоговый период превышает 100 млн. сумов, но не более одного миллиарда сумов, – он признается плательщиком налога с оборота. При этом, налог с оборота не распространяется на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих ввоз (импорт) товаров.
Индивидуальные предприниматели, доход которых от реализации товаров (услуг) за налоговый период превышает один миллиард сумов, переходят на уплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.
Индивидуальный предприниматель вправе перейти на уплату налога на прибыль и НДС в добровольном порядке.
2) Уплата НДФЛ на основании декларации о совокупном годовом доходе.
Доходы индивидуального предпринимателя, выбравшего порядок уплаты НДФЛ на основании декларации о совокупном годовом доходе, облагаются по ставке 12%.
Индивидуальные предприниматели, уплачивающие налог на основании декларации о совокупном годовом доходе, имеют право вычитать из дохода фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Налог уплачивается ежемесячно до пятнадцатого числа месяца, следующего за месяцем получения дохода, на основании:
- представленной предварительной декларации;
- или извещения налогового органа.
Предварительная декларация представляется не позднее 1 февраля текущего года. Вновь зарегистрированные субъекты предпринимательства представляют предварительную декларацию до конца месяца, в котором осуществлена государственная регистрация субъекта предпринимательства. По истечении года годовая сумма налога исчисляется по фактически полученному доходу. Декларация представляется налоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом. Разница между суммой налога по декларации и уплаченными в течение года суммами подлежит взысканию с налогоплательщика или возврату ему не позднее 1 июня следующего года.
3) Уплата НДФЛ в фиксированной сумме.
Фиксированные суммы НДФЛ по видам деятельности индивидуальных предпринимателей на 2020 год утверждены Законом Республики Узбекистан от 9 декабря 2019 года № ЗРУ-589 «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год» (приложение №13).
Фиксированная сумма налога уплачивается ежемесячно, не позднее пятнадцатого числа месяца, в котором осуществлялась предпринимательская деятельность.
Налогоплательщики, занимающиеся несколькими видами деятельности, уплачивают налог в фиксированном размере за каждый вид деятельности в отдельности в размере, установленном для данных видов деятельности. Перечень видов деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, приведен в Приложении №1 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан №6 от 7 января 2011 г.
По другим видам доходов физических лиц, получаемых наряду с доходами от деятельности, на которую распространяется уплата налога в фиксированном размере, ведется раздельный учет. Налог по данным доходам уплачивается на основании декларации о совокупном годовом доходе.
4) Уплата НДФЛ с прочих доходов индивидуального предпринимателя.
НДФЛ по следующим видам доходов уплачивается на основании декларации о совокупном годовом доходе:
а) по ставке 12 %:
имущественные доходы, не подлежащие налогообложению у налогового агента;
доходы в виде материальной выгоды, не обложенные налогом у налогового агента;
доходы, полученные от источников за пределами Республики Узбекистан;
доходы, полученные от источников, не являющихся налоговыми агентами.
б) доходы физических лиц, полученные в виде авторского вознаграждения за создание и использование произведений науки, литературы и искусства облагаются НДФЛ по ставке 12 %, с правом вычета фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с осуществлением творческой деятельности, но не более 30 процентов от суммы полученного совокупного дохода.
в) доходы в виде дивидендов и процентов облагаются по ставке 5 %.
5) Обязанность индивидуального предпринимателя по ведению учета доходов и расходов.
Индивидуальные предприниматели обязаны вести учет доходов и расходов, связанных с получением доходов по утвержденным формам. Учет налогооблагаемых доходов и осуществленных товарных операций по торговой деятельности ведется в регистрах учета доходов и товарных операций. Ими являются:
а) книга учета налогооблагаемых доходов и товарных операций индивидуального предпринимателя, занимающегося розничной торговой деятельностью;
б) книга товарных чеков.
На основании заявления индивидуального предпринимателя налоговый орган по месту налогового учета индивидуального предпринимателя регистрирует регистры учета доходов и товарных операций. Они хранятся у индивидуального предпринимателя в течение пяти лет с момента внесения последней записи и должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью соответствующего налогового органа.
Отчеты о деятельности индивидуального предпринимателя представляются в налоговые органы по месту налогового учета по итогам каждого квартала не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
4. По социальному налогу:
4.1. Отменяются льготы в части доходов в виде оплаты труда, получаемых за счет средств грантов, а также иностранных работников акционерных обществ, привлеченных в качестве управленческого персонала.
4.2. Ставка социального налога снижается с 25 до 12 процентов для государственных предприятий, юридических лиц с долей государства в уставном фонде в размере 50 процентов и более, а также для юридических лиц, в уставном фонде которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более, и их структурных подразделений.
4.3. Фиксированные ставки налога, установленные для отдельной категории физических лиц в кратных размерах минимальной заработной платы, пересматриваются исходя из базовой расчетной величины.
Указанной категории физических лиц предоставляется право уплаты социального налога на основе декларации о совокупном годовом доходе исходя из фактически полученного дохода и общеустановленной ставки, по аналогии с уплатой налога на доходы физических лиц.
4.4. Предусматривается порядок исчисления и уплаты социального налога на добровольной основе на основе декларации о совокупном годовом доходе.
5. По налогу с оборота:
5.1 Пересматривается перечень лиц, на которых не распространяется налог с оборота, с учетом принятых решений по отмене единого земельного налога и введения уплаты НДС в обязательном порядке для отдельной категории плательщиков. Таким образом, следующие лица не вправе применять налог с оборота:
действующие юридические лица и индивидуальные предприниматели, доход которых от реализации товаров (услуг) за налоговый период превысил 1 миллиард сумов;
индивидуальные предприниматели, доход которых от реализации товаров (услуг) за налоговый период не превышает 100 миллионов сумов;
импортеры товаров – с первого числа месяца, следующего за заключением импортного контракта;
производители подакцизных товаров (услуг) и (или) осуществляющие добычу полезных ископаемых;
сельхозпроизводители при наличии у них орошаемых сельхозугодий площадью 50 га и более – с первого числа месяца, следующего за получением сельхозугодий;
юридические лица, осуществляющие реализацию бензина, дизельного топлива и газа – с первого числа месяца, следующего за началом ведения данной деятельности;
юридические лица, осуществляющие деятельность по организации лотереи;
доверенные лица, по деятельности в рамках договора простого товарищества;
собственники незавершенных строительством объектов и неиспользуемых производственных площадей, по которым вынесено заключение уполномоченного органа, правомочного выдавать заключение о нереализации инвестиционного проекта. Они обязаны перейти на уплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором вынесено заключение;
предприятия, выполняющие строительство объектов (за исключением текущего и капремонта) за счет централизованных источников финансирования. Они обязаны перейти на уплату налогов на добавленную стоимость и прибыль с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором заключен договор на такое строительство.
5.2. Лица, на которых не распространяется уплата налога с оборота, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль с 1 января 2020 года. Такие лица обязаны в срок до 1 февраля 2020 года уведомить налоговые органе о переходе на уплату данных налогов.
В случае непредставления уведомления в указанные выше сроки, налоговые органы самостоятельно осуществляют постановку на учет соответствующего лица, в качестве налогоплательщика налога на добавленную стоимость и налога на прибыль с одновременной постановкой на специальный регистрационный учет в качестве налогоплательщика налога на добавленную стоимость.
Аналогичные правила распространяются на лиц, зарегистрировавшихся в качестве субъекта предпринимательства в 2019 году, сумма совокупного дохода которого даты регистрации до окончания 2019 года превысила сумму, равную одному миллиарду сумов, разделенную на 365 и умноженную на количество дней с даты регистрации до окончания 2019 года.
5.3. Сохраняется предельный размер годового оборота в размере 1 млрд сум в целях применения налога с оборота. Наряду с этим, детализируется порядок перехода с уплаты налога с оборота на уплату налога на прибыль и НДС.
5.4. При длительном технологическом цикле – в строительстве, проектных и иных работах, если условиями заключенных контрактов не предусмотрена поэтапная сдача услуг, доход от реализации признается равномерно.
Для определения дохода на конец отчетного периода:
в первую очередь, рассчитывается удельный вес расходов, понесенных с начала выполнения контракта, в общей сумме расходов на выполнение контракта;
затем полученный показатель умножается на общую сумму дохода по контракту (цену контракта).
При определении дохода от реализации услуг за текущий отчетный период ранее учтенные доходы по данному контракту вычитаются.
5.5. Сохраняются ставки налога с оборота действовавшие в 2019 году, за исключением деятельности по предоставлению в аренду имущества. По указанному виду деятельности предусматривается снижение налоговой ставки с 30 до 8 процентов.
Юридические лица, основной деятельностью которых не является предоставление в аренду имущества, по доходам от сдачи имущества в аренду уплачивают налог с оборота с применением налоговой ставки, установленной в пункте 1 статьи 467 Налогового кодекса.
5.6. Устанавливаются унифицированные сроки представления налоговой отчетности для всех налогоплательщиков:
не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом – по итогам отчетного периода;
не позднее 15 февраля, следующего за истекшим налоговым периодом – по итогам налогового периода.
6. По налогу на имущество юридических лиц:
6.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество. При этом для нерезидентов Республики Узбекистан вводится обязательство самостоятельного исчисления налога на имущество.
6.2. Сохраняется налоговая ставка в размере 2 процентов, а в отношении объектов незавершенного в нормативный срок строительства налоговая ставка устанавливается в размере 4 процентов.
При этом в отношении пустующих зданий, неиспользуемых производственных площадей, сооружений нежилого назначения, а также объектов незавершенного строительства законодательством могут применяться меры воздействия путем установления повышенных налоговых ставок, и налоговые льготы, предусмотренные по налогу на имущество на них не распространяются.
В отношении следующих объектов недвижимости вводится пониженная налоговая ставка в размере 0,2 % взамен ранее предоставленных льгот:
железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии связи и электропередач, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;
недвижимое имущество и объекты незавершенного строительства, по которым принято решение Кабинета Министров Республики Узбекистан об их консервации.
6.3. Исключается из объекта налогообложения оборудование, не введенное в действие в установленный срок.
Включаются в объект налогообложения объекты жилой недвижимости, числящиеся на балансе строительных организаций или застройщиков для последующей реализации, по истечении шести месяцев после ввода объекта недвижимости в эксплуатацию. По ним налоговая база определяется исходя из среднегодовой стоимости этих объектов (в части не реализованных).
6.4. Вводится обложение налогом на имущество полностью амортизированных зданий, исходя из их переоцененной (рыночной) стоимости, определяемой не реже одного раза в три года.
6.5. Вводится льгота по налогу на имущество в виде уменьшения налоговой базы на среднегодовую остаточную стоимость имущества, находящегося на балансе сельскохозяйственных предприятий, используемого для производства и хранения сельскохозяйственной продукции.
6.6. Налоговая отчетность представляется в налоговый орган по месту налогового учета один раз в год в срок представления годовой финансовой отчетности, а юридическими лицами – нерезидентами Республики Узбекистан до 15 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом.
Если недвижимое имущество (за исключением железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий связи и электропередач), находится не по месту налогового учета налогоплательщика, налоговая отчетность представляется в налоговые органы по месту нахождения недвижимого имущества.
6.8. Справка для исчисления размера авансовых платежей представляется в налоговые органы до 10 января текущего налогового периода, а вновь созданные не позднее тридцати дней с даты государственной регистрации.
Авансовые платежи уплачиваются:
плательщиками налога с оборота – не позднее 10 числа третьего месяца каждого квартала в размере одной четвертой части годовой суммы налога;
налогоплательщиками, не являющимися плательщиками налога с оборота, – не позднее 10 числа каждого месяца в размере одной двенадцатой части годовой суммы налога.
Авансовые платежи не уплачивают юридические лица – нерезиденты Республики Узбекистан, не осуществляющие деятельность в Республике Узбекистан через постоянные учреждения.
Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, с учетом авансовых платежей, вносится в бюджет не позднее срока представления налоговой отчетности.
Нерезиденты Республики Узбекистан, не осуществляющие деятельность в Республике Узбекистан через постоянные учреждения, налог уплачивают один раз в год не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом.
7. По налогу на имущество физических лиц:
7.1. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц сохраняется. При этом по новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается начиная с месяца, в котором возникло право собственности.
7.2. Налоговые ставки сохранены на уровне 2019 года.
При этом в 2020 году при исчислении налога на имущество физических лиц, сумма налога от кадастровой стоимости не может превышать сумму налога, начисленного за 2019 год, более чем 30 процентов.
7.3. Срок предоставления налоговым органом платежного извещения об уплате налога налогоплательщикам устанавливается не позднее 1 марта.
7.4. Срок уплаты налога установлен два раза в год равными долями до 15 апреля и 15 октября.
8. По земельному налогу с юридических лиц:
8.1. Порядок исчисления и уплаты земельного налога с юридических лиц по землям несельскохозяйственного назначения сохраняется.
По землям сельскохозяйственного назначения вводится порядок исчисления налога, исходя из нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий, определенной в соответствии с законодательством. При этом для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий за земли, занятые плодоовощеводческой продукцией сохраняется порядок исчисления налога исходя из базовой налоговой ставки земельного налога на орошаемые и неорошаемые сельскохозяйственные угодья и поправочного коэффициента, учитывающего качественную характеристику земельного участка (балл бонитета).
8.2. На 2020 год налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения, а также ставки земельного налога, взимаемого с плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий за земли, занятые плодоовощеводческой продукцией утверждены Законом Республики Узбекистан от 9 декабря 2019 года № ЗРУ-589 «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год».
Налоговая ставка за земли сельскохозяйственного назначения устанавливается в размере 0,95 процента к нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий.
За земельные участки, занятые объектами незавершенного строительства, налог уплачивается по удвоенным налоговым ставкам, если иное не предусмотрено законодательством.
В отношении земельных участков, занятых пустующими зданиями, неиспользуемыми производственными площадями, сооружениями нежилого назначения, а также объектами незавершенного строительства законодательством могут применяться меры воздействия путем установления повышенных налоговых ставок, и налоговые льготы по налогу на них не распространяются.
8.3. К налоговым ставкам применяется коэффициент 0,1 к земельным участкам, занятым:
юридическими лицами, единственными участниками которых являются общественные объединения инвалидов и в общей численности которых инвалиды составляют не менее 50 процентов, и фонд оплаты труда инвалидов составляет не менее 50 процентов от общего фонда оплаты труда;
линиями электропередач, подстанциями и сооружениями на них;
общегосударственными линиями связи (воздушные и кабельные линии связи, стоечные линии и радиофикации, подземные кабельные линии, обозначающие их сигнальные и замерные знаки, линии радиорелейной связи, кабельные телефонные канализации, наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты, распределительные шкафы, коробки контура заземления и другие сооружения связи);
железнодорожными путями общего пользования, включая станционные и сортировочные железнодорожные пути, состоящие из земляного полотна, искусственных сооружений, линейно-путевыми зданиями, устройствами железнодорожной связи и электроснабжения, сооружениями и путевыми устройствами, а также защитными лесонасаждениями, предоставленными в установленном порядке в постоянное или временное пользование предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного транспорта;
магистральными нефте- и газопроводами, включая компрессорные, насосные, противопожарные и противоаварийные станции, станции катодной защиты трубопроводов с узлами их подключения, устройства очистки трубопроводов и иные аналогичные сооружения.
взлетно-посадочными полосами, рулежными дорожками и стоянками самолетов, радионавигационным и электроосветительным оборудованием аэропортов гражданской авиации;
под строительство объектов, включенных в Государственные программы развития Республики Узбекистан, – на период нормативного срока строительства;
объектами, по которым приняты решения Кабинета Министров Республики Узбекистан об их консервации, – на период их консервации.
Коэффициент 0,1 к налоговым ставкам вводится взамен ранее предоставленных льгот и применяется к земельным участкам отведенным юридическим лицам в установленном порядке.
8.4. Вводится норма, предусматривающая, что в случае улучшения качества сельскохозяйственных земель (повышения балла бонитета) налог уплачивается юридическими лицами от нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий исходя из нового балла бонитета с начала года, следующего за годом проведения работ по бонитировке почвы, без пересчета ее в периоды, когда были завершены агротехнические мероприятия.
8.5. Налоговая отчетность представляется в налоговый орган по месту нахождения земельного участка:
по землям несельскохозяйственного назначения – до 10 января текущего налогового периода;
по землям сельскохозяйственного назначения – до 1 мая текущего налогового периода.
8.5. Юридические лица, имеющие земельные участки, которые не являются объектом налогообложения представляют до 10 января текущего налогового периода в налоговые органы по месту нахождения этих объектов справку, по форме, утвержденной Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.
8.6. Уплата налога за земли несельскохозяйственного назначения производится:
плательщиками налога с оборота – до 10 числа каждого первого месяца квартала в размере одной четвертой части годовой суммы налога;
налогоплательщиками, не относящимися к плательщикам налога с оборота, – до 10 числа каждого месяца в размере одной двенадцатой части годовой суммы налога.
Уплата налога за земли сельскохозяйственного назначения, производится в следующем порядке:
до 1 сентября отчетного года – 30 процентов от годовой суммы налога;
до 1 декабря отчетного года – оставшаяся сумма налога.
9. По земельному налогу с физических лиц:
9.1. Порядок исчисления и уплаты земельного налога с физических лиц сохраняется.
9.2. Срок предоставления налоговым органом платежного извещения об уплате налога налогоплательщикам устанавливается не позднее 1 марта.
9.3. Срок уплаты налога установлен два раза в год равными долями до 15 апреля и 15 октября.
10. По налогу за пользование водными ресурсами:
10.1. Порядок исчисления и уплаты налога за пользование водными ресурсами сохраняется.
10.2. Ставки налога за пользование водными ресурсами на 2020 год утверждены приложением № 11 к Закону Республики Узбекистан от 9 декабря 2019 года № ЗРУ-589 «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год».
С 1 января 2020 года для предприятий-производителей алкогольной продукции (кроме пива и вина) устанавливаются налоговые ставки по объему воды, используемой для производства алкогольной продукции (кроме пива и вина) – 21 900 сум за 1 куб.метр, а для прочих целей по поверхностным источникам водных ресурсов - в размере 410 сум за 1 куб. метр и по подземным источникам водных ресурсов - в размере 490 сум за 1 куб. метр.
Налоговой базой для юридических лиц, производящих алкогольную продукцию, является объем воды, использованной на их производство и на прочие цели. Под объемом воды, используемой для производства алкогольной продукции, понимается объем воды, приходящийся на готовую продукцию в потребительской таре.
Предприятия-производители безалкогольных напитков, до утверждения формы справки для исчисления авансовых платежей по налогу за пользование водными ресурсами, предоставляют до 20 января 2020 года в налоговые органы по месту водопользования и водопотребления справку для исчисления авансовых платежей по налогу за пользование водными ресурсами по форме согласно приложению к настоящему совместному письму.
Установлены повышенные налоговые ставки (в пятикратном размере установленных налоговых ставок) в случаях:
забора воды сверх установленных лимитов водопользования (в части такого превышения);
при использовании водных ресурсов без разрешительных документов;
при использовании предприятиями, осуществляющими мойку автотранспортных средств, воды из поверхностных источников.
10.3. Сроки представления налоговой отчетности для большинства налогоплательщиков сохраняются.
Для юридических лиц – нерезидентов Республики Узбекистан, осуществляющих деятельность в Республике Узбекистан через постоянные учреждения, а также для индивидуальных предпринимателей срок представления налоговой отчетности устанавливается до 20 января года, следующего за налоговым периодом.
10.4. Сроки представления Справки для исчисления размера авансовых платежей по налогу в налоговые органы по месту водопользования или водопотребления сохраняются.
При этом авансовые платежи уплачиваются:
юридическими лицами (за исключением плательщиков налога с оборота), у которых сумма налога за налоговый период составляет более двухсоткратного размера базовой расчетной величины, – не позднее
20 числа каждого месяца в размере одной двенадцатой части годов
Поблагодарили(2): Райхон, Ваиса
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум бухгалтеров и предпринимателей Узбекистана -> Общие вопросы учета Часовой пояс: GMT + 5
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

 


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group